Русская тряпичная кукла

Разделы: Технология


Цели:

1. Образовательные:

  • познакомить учащихся с обережной и обрядовой куклами и ритуалами, которые с ними связаны;
  • научить изготавливать обережных кукол.

2. Воспитательные:

  • прививать любовь к своему краю через традиции и обычаи своего народа;
  • приобщить к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей;
  • воспитывать патриотические чувства, нравственное отношение к миру через эстетическое развитие.

3. Развивающие:

  • развивать познавательный интерес детей к народному искусству;
  • активизировать творческий потенциал учеников.

Оборудование урока:

  • компьютер, проектор;
  • стенд с образцами кукол;
  • лоскутки ткани, мочало, красные нитки.

Ход урока

1. Объявление темы урока.

2. Рассказ о куклах.

Учитель: Современному человеку сложно представить быт и традиции русской деревни. С одной стороны, он был заполнен тяжелым каждодневным трудом. С другой стороны, общеизвестны разгульные деревенские праздники, приуроченные к календарным церковным датам. Праздники были красочными и яркими, сопровождались многообразной символикой.

Деревенские праздники были разнообразны и многочисленны. Они были подчинены календарному циклу сельскохозяйственных работ. Обряды, отправляемые на праздниках, по верованиям крестьян, должны были способствовать приплоду скота, обильному урожаю, здоровью и благополучию членов крестьянской семьи.

Посредниками между человеком и неведомыми силами природы становились куклы как самый доступный и понятный образ.

Уже с 7-9 лет девушка начинала прясть, и первое, что она делала из ткани, – были куклы.

Это были не просто игрушки, а куклы – обереги.

Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, он по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных арктических просторов до знойных безводных песков пустынь, кукла – неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.

Куклами приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления.

Давайте познакомимся с некоторыми русскими праздниками, традициями и народными куклами, которые с ними связаны.

(На ширме вывешены куклы и аннотация к ним.)

Учитель:

1) В сентябре в крестьянской деревне игрались свадьбы. Празднование русской деревенской свадьбы сопровождалось многочисленными обрядами, в том числе и изготовлением кукол.

Круглый свадебный пирог пекли в доме невесты утром в день венчания. Обычно в его приготовлении участвовали все девушки и молодые женщины деревни. Они же приносили продукты для будущего пирога.

Когда пирог был готов, подруги невесты украшали его выпеченными из теста фигурками птиц и зверей. В оформлении главного свадебного угощения часто включались и выпеченные человеческие фигурки, символизирующие дружек жениха и подруг невесты. В центре пирога возвышалась воткнутая берёзовая рогатка, украшенная куколками, изображавшими жениха и невесту. Как и другие магические свадебные атрибуты, рогатина из свадебного пирога имела глубокое символическое значение.

В старинных поверьях славян мир уподоблялся дереву, корни которого символизировали подземное царство. Ствол – мир живых людей, а крона – небеса. В легендах и сказаниях его называли Мировым деревом. Рождение новой семьи уподоблялось рождению Мирового дерева жизни, могучими ветвями которого надлежало стать молодой чете.

Свадебный пирог торжественно перевозился в дом жениха, где становился украшением праздничного стола. Куски пирога раздавались родне жениха и невесты, в чём виделось единение породнившихся семей, а середину пирога с «Мировым деревом» почали молодые.

2) 27 октября – Берегиня Рода.

В русских игрушках отразились народные представления о мире, добре, красоте. Особенно ярко они проявляются в тряпичных куклах. Основа куколки- туловище и голова. Их изготавливали из белой ткани. Голова символизировала духовную сущность человека. Одежду куколке делали красивую, ярко и празднично украшали. Кукла эта обережная, берегиня, хранительница доброго духа. Берегиню помещают в комнате так, что бы она смотрела в глубину комнаты, а не на окно или дверь, таким образом кукла-берегиня будет беречь теплоту и доброту в доме. Наличие куклы в доме будет отпугивать нечистую силу и злых духов.

3) На Руси 14 ноября отмечался праздник, который именовался «Кузьма и Демьян – ремесленники, курятники». Это старинный русский народный праздник, праздник урожая, праздник Рода, первый зимний праздник, начало зимы. В этот день устанавливается первый непрочный зимний путь. О доме, в котором отмечался праздник, гласила пословица: «Кто пустит Кузьму-Демьяна справлять, у того в доме будет благодать».

По народному поверию Кузьма и Демьян слывут мастерами кузнечного дела. Эти куклы обережные, ими не играли, а традиционно помещали над рабочим местом и оставляли на год до следующего праздника.

4) Спиридон-Солнцеворот.

Люди говорили: «Спиридон-Солнцеворот колесо в руках несет». Праздник Спиридона – это праздник зимнего солнцестояния – 22 декабря, праздник нарождающегося солнца. Он проходил с участием в обрядах этой куклы.

На празднике отправляли обряды, посвященные солнцу. Скатывали с горы колесо и сжигали его вместе с другими символами солнца, приговаривая: «Колесо, гори, катись, с весною красною вернись!».

В конце праздника куколку сжигали без одежды, одежду прибирали для следующей куколки. Сжигали со старьем, чтобы куколка забрала с собой все старое и негодное, высвободив силы для новой жизни.

Куколка это мужская и дарится мужчине, чтобы помогал Спиридон-Солнцеворот хозяину дома «рулить» в своих делах.

5) Какой праздник наступает 7 января?

7 января наступало Рождество Христово. Этот день считается одним из самых великих праздников. Он установлен в воспоминание о рождении Иисуса Христа в Вифлееме. В этот день дети ходили группами по дворам и славили Христа. Колядовщиков обязательно одаривали, а обмен подарками между родственниками обещал достаток в будущем году. В этот день обязательно изготавливали символ Рождества Рождественского ангела.

Ангелочек, образно говоря – ангел-хранитель – друг наш, он любит нас и бережёт.

6) С праздником Масленицы связано изготовление куклы Костромы.

В имени Костромы слышны старинные русские корни «костерь», «костра», что значит «кора растений». «Кострома» – женское воплощение плодородия, в древности так назывался языческий обряд. Во время празднества сжигали «Кострому» – огромное чучело, деревянное или соломенное, ряженное в разноцветные одежды и украшенное зеленью. Огонь в народе всегда считался очистительной силой.

7) С обрядами заклинания весны было связано изготовление кукол «мартиничек».

Обряды приходились на начало весны, поэтому кукол называли – «мартиничками».

Обрядом «закликания» весны начинался цикл весеннее – летних праздников в русской литературе. Наряду со сложными ритуальными действиями, в которых главными участниками были сельская детвора и молодёжь, обязательным атрибутом являлись маленькие куколки из мочала.

Сегодня мы выполним таких кукол.

На фартучке нашей куклы вышито слово «Коноша». Пусть эта кукла символизирует обновление, радость в нашем любимом северном посёлке.

3. Выступление скоморохов.

На всяких праздниках было принято приглашать скоморохов, весельчаков. Они сегодня пришли к нам в гости. (Видео приложение находиться у автора.)

От всех дверей,
От всех ворот
Подходи скорей,
Торопись народ.

Ой, вы, куколки-игрушки,
Сувенирчики мои!
Мы их делали, старались,
Что б вы довольными остались!

Оберег для малышей-
Куколка «Куватка»-
От злого глаза ворожей
Повесьте у кроватки!

Бояре и боярыни!
Судари и сударыни!
У нас учиться поспешите,
Шейте, вяжите, творите!

  Мы зовём к себе всех,
Кто любит весёлый смех
И веселье и игрушки,
И чудесны безделушки!

Кукла эта «День и ночь»
Всю беду прогонит прочь!
Днём «Белая» дом сторожит,
Ночью «Синяя» за ним приглядит!

Солнце яркое встаёт,
Спешите к нам, честной народ,
Здесь обереги симпатичные,
Куколки отличные!

Праздник наш душе отрада,
И стесняться здесь не надо!
К нам поближе вы садитесь,
Старинному ремеслу учитесь!

4. Объяснение нового материала.

Учитель: Сегодня на уроке, мы с вами будем делать вот такую куклу (показ куклы).

Наша с вами работа будет близка к работам мастеров- умельцев народных промыслов, поэтому я вам одену на голову кокошники- это головной убор для девочек и незамужних девушек, а я женшина замужняя, поэтому я одену на голову наш северный головной убор, который называется «сорока».

Куклу изготавливать мы будем из природного материала мочало (показать мочало). Это измельченная кора деревьев. А теперь, мы определим порядок выполнения работы. (Приложение 2)

(Учитель показывает таблицы-схемы, раздаёт их детям, и выводит на интерактивную доску такую же таблицу-схему.)

1 этап. Сложим имеющийся у нас пучок мочала пополам, отступим 3см и обвяжем ниткой, обозначим голову.

2 этап. Возьмём небольшое количество волокон мочала , и перетянем ниткой в двух местах, так как это показано на схеме. Получатся ручки.

Раздвинем пучок мочала ниже головы пополам и вставим туда ручки.

3 этап. Теперь обозначим туловище нашей куклы, перетянем ниткой пучок ниже ручек , так как это показано на схеме.

4 этап. Сейчас мы оденем нашу куклу в платье и на голове повяжем ленточку.

5 этап. На последнем этапе нарядим нашу куклу в платочек и передник.

Самое сложное при изготовлении этой куклы – это завязывание платочка. Как это делается я покажу на себе.

5. Техника безопасности.

Учитель: Для работы вам потребуется: мочало, нитки, ткань, ножницы. А сейчас встаньте и повторяйте движения за мной.

Я ими платьице крою, (туловище вправо, прямо, влево)
Узоры вырезаю.
Сама и штопаю, и шью, (вращение головой вправо, влево)
Иль маме помогаю.
Для дочек, бабушек и мам (руками «ножницы»)
Хорошие помощницы,
Наверное, знакомы всем.
Это чудо – НОЖНИЦЫ!
На стол кладу я ножницы (стоя прямо, показывая правила передачи ножниц)
Кольцами к себе.
Передаю я ножницы
Кольцами к тебе.
Сомкнутыми ножницы
Должны лежать всегда.
Положишь их разомкнутыми –
Может быть беда.

Выполнение практической работы «Изготовление кукол мартиничек» .

Учитель: Работайте в парах, помогайте друг другу.

6. Практическая работа.

Учитель: Я приготовила для вас карточки, на которых написаны старинные имена (Дуняша, Агафья, Аграфена и т.д.).

Возьмите по одной карточке. Так будут звать вашу куколку.

- Похожа ли куколка на имя?

- Какую куклу мы сегодня изготавливали?

- Что вам понравилось на наших посиделках?

7. Заключительная часть занятия.

Не одни посиделки не обходились без хоровода. Давайте пройдёмся в хороводе вместе с нашими куколками. В хороводе идём красиво, держим спинки прямыми.

(Поют своим куклам песню «Красна девица вила кудёрушки».)

Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям.
Пришло время расставанья.
До свиданья! До свиданья!

Источники информации:

  1. Котова И. Н. Котова А. С. «Русские обряды и традиции. Русская народная кукла», Санкт-Петербург, «Паритет», 2005 г.
  2. www.rukukla.ru