Цели:
1. Образовательные:
- познакомить учащихся с обережной и обрядовой куклами и ритуалами, которые с ними связаны;
- научить изготавливать обережных кукол.
2. Воспитательные:
- прививать любовь к своему краю через традиции и обычаи своего народа;
- приобщить к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей;
- воспитывать патриотические чувства, нравственное отношение к миру через эстетическое развитие.
3. Развивающие:
- развивать познавательный интерес детей к народному искусству;
- активизировать творческий потенциал учеников.
Оборудование урока:
- компьютер, проектор;
- стенд с образцами кукол;
- лоскутки ткани, мочало, красные нитки.
Ход урока
1. Объявление темы урока.
2. Рассказ о куклах.
Учитель: Современному человеку сложно представить быт и традиции русской деревни. С одной стороны, он был заполнен тяжелым каждодневным трудом. С другой стороны, общеизвестны разгульные деревенские праздники, приуроченные к календарным церковным датам. Праздники были красочными и яркими, сопровождались многообразной символикой.
Деревенские праздники были разнообразны и многочисленны. Они были подчинены календарному циклу сельскохозяйственных работ. Обряды, отправляемые на праздниках, по верованиям крестьян, должны были способствовать приплоду скота, обильному урожаю, здоровью и благополучию членов крестьянской семьи.
Посредниками между человеком и неведомыми силами природы становились куклы как самый доступный и понятный образ.
Уже с 7-9 лет девушка начинала прясть, и первое, что она делала из ткани, – были куклы.
Это были не просто игрушки, а куклы – обереги.
Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, он по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.
Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных арктических просторов до знойных безводных песков пустынь, кукла – неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.
Куклами приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления.
Давайте познакомимся с некоторыми русскими праздниками, традициями и народными куклами, которые с ними связаны.
(На ширме вывешены куклы и аннотация к ним.)
Учитель:
1) В сентябре в крестьянской деревне игрались свадьбы. Празднование русской деревенской свадьбы сопровождалось многочисленными обрядами, в том числе и изготовлением кукол.
Круглый свадебный пирог пекли в доме невесты утром в день венчания. Обычно в его приготовлении участвовали все девушки и молодые женщины деревни. Они же приносили продукты для будущего пирога.
Когда пирог был готов, подруги невесты украшали его выпеченными из теста фигурками птиц и зверей. В оформлении главного свадебного угощения часто включались и выпеченные человеческие фигурки, символизирующие дружек жениха и подруг невесты. В центре пирога возвышалась воткнутая берёзовая рогатка, украшенная куколками, изображавшими жениха и невесту. Как и другие магические свадебные атрибуты, рогатина из свадебного пирога имела глубокое символическое значение.
В старинных поверьях славян мир уподоблялся дереву, корни которого символизировали подземное царство. Ствол – мир живых людей, а крона – небеса. В легендах и сказаниях его называли Мировым деревом. Рождение новой семьи уподоблялось рождению Мирового дерева жизни, могучими ветвями которого надлежало стать молодой чете.
Свадебный пирог торжественно перевозился в дом жениха, где становился украшением праздничного стола. Куски пирога раздавались родне жениха и невесты, в чём виделось единение породнившихся семей, а середину пирога с «Мировым деревом» почали молодые.
2) 27 октября – Берегиня Рода.
В русских игрушках отразились народные представления о мире, добре, красоте. Особенно ярко они проявляются в тряпичных куклах. Основа куколки- туловище и голова. Их изготавливали из белой ткани. Голова символизировала духовную сущность человека. Одежду куколке делали красивую, ярко и празднично украшали. Кукла эта обережная, берегиня, хранительница доброго духа. Берегиню помещают в комнате так, что бы она смотрела в глубину комнаты, а не на окно или дверь, таким образом кукла-берегиня будет беречь теплоту и доброту в доме. Наличие куклы в доме будет отпугивать нечистую силу и злых духов.
3) На Руси 14 ноября отмечался праздник, который именовался «Кузьма и Демьян – ремесленники, курятники». Это старинный русский народный праздник, праздник урожая, праздник Рода, первый зимний праздник, начало зимы. В этот день устанавливается первый непрочный зимний путь. О доме, в котором отмечался праздник, гласила пословица: «Кто пустит Кузьму-Демьяна справлять, у того в доме будет благодать».
По народному поверию Кузьма и Демьян слывут мастерами кузнечного дела. Эти куклы обережные, ими не играли, а традиционно помещали над рабочим местом и оставляли на год до следующего праздника.
4) Спиридон-Солнцеворот.
Люди говорили: «Спиридон-Солнцеворот колесо в руках несет». Праздник Спиридона – это праздник зимнего солнцестояния – 22 декабря, праздник нарождающегося солнца. Он проходил с участием в обрядах этой куклы.
На празднике отправляли обряды, посвященные солнцу. Скатывали с горы колесо и сжигали его вместе с другими символами солнца, приговаривая: «Колесо, гори, катись, с весною красною вернись!».
В конце праздника куколку сжигали без одежды, одежду прибирали для следующей куколки. Сжигали со старьем, чтобы куколка забрала с собой все старое и негодное, высвободив силы для новой жизни.
Куколка это мужская и дарится мужчине, чтобы помогал Спиридон-Солнцеворот хозяину дома «рулить» в своих делах.
5) Какой праздник наступает 7 января?
7 января наступало Рождество Христово. Этот день считается одним из самых великих праздников. Он установлен в воспоминание о рождении Иисуса Христа в Вифлееме. В этот день дети ходили группами по дворам и славили Христа. Колядовщиков обязательно одаривали, а обмен подарками между родственниками обещал достаток в будущем году. В этот день обязательно изготавливали символ Рождества Рождественского ангела.
Ангелочек, образно говоря – ангел-хранитель – друг наш, он любит нас и бережёт.
6) С праздником Масленицы связано изготовление куклы Костромы.
В имени Костромы слышны старинные русские корни «костерь», «костра», что значит «кора растений». «Кострома» – женское воплощение плодородия, в древности так назывался языческий обряд. Во время празднества сжигали «Кострому» – огромное чучело, деревянное или соломенное, ряженное в разноцветные одежды и украшенное зеленью. Огонь в народе всегда считался очистительной силой.
7) С обрядами заклинания весны было связано изготовление кукол «мартиничек».
Обряды приходились на начало весны, поэтому кукол называли – «мартиничками».
Обрядом «закликания» весны начинался цикл весеннее – летних праздников в русской литературе. Наряду со сложными ритуальными действиями, в которых главными участниками были сельская детвора и молодёжь, обязательным атрибутом являлись маленькие куколки из мочала.
Сегодня мы выполним таких кукол.
На фартучке нашей куклы вышито слово «Коноша». Пусть эта кукла символизирует обновление, радость в нашем любимом северном посёлке.
3. Выступление скоморохов.
На всяких праздниках было принято приглашать скоморохов, весельчаков. Они сегодня пришли к нам в гости. (Видео приложение находиться у автора.)
От всех дверей,
От всех ворот
Подходи скорей,
Торопись народ.Ой, вы, куколки-игрушки,
Сувенирчики мои!
Мы их делали, старались,
Что б вы довольными остались!Оберег для малышей-
Куколка «Куватка»-
От злого глаза ворожей
Повесьте у кроватки!Бояре и боярыни!
Судари и сударыни!
У нас учиться поспешите,
Шейте, вяжите, творите!Мы зовём к себе всех,
Кто любит весёлый смех
И веселье и игрушки,
И чудесны безделушки!Кукла эта «День и ночь»
Всю беду прогонит прочь!
Днём «Белая» дом сторожит,
Ночью «Синяя» за ним приглядит!Солнце яркое встаёт,
Спешите к нам, честной народ,
Здесь обереги симпатичные,
Куколки отличные!Праздник наш душе отрада,
И стесняться здесь не надо!
К нам поближе вы садитесь,
Старинному ремеслу учитесь!
4. Объяснение нового материала.
Учитель: Сегодня на уроке, мы с вами будем делать вот такую куклу (показ куклы).
Наша с вами работа будет близка к работам мастеров- умельцев народных промыслов, поэтому я вам одену на голову кокошники- это головной убор для девочек и незамужних девушек, а я женшина замужняя, поэтому я одену на голову наш северный головной убор, который называется «сорока».
Куклу изготавливать мы будем из природного материала мочало (показать мочало). Это измельченная кора деревьев. А теперь, мы определим порядок выполнения работы. (Приложение 2)
(Учитель показывает таблицы-схемы, раздаёт их детям, и выводит на интерактивную доску такую же таблицу-схему.)
1 этап. Сложим имеющийся у нас пучок мочала пополам, отступим 3см и обвяжем ниткой, обозначим голову.
2 этап. Возьмём небольшое количество волокон мочала , и перетянем ниткой в двух местах, так как это показано на схеме. Получатся ручки.
Раздвинем пучок мочала ниже головы пополам и вставим туда ручки.
3 этап. Теперь обозначим туловище нашей куклы, перетянем ниткой пучок ниже ручек , так как это показано на схеме.
4 этап. Сейчас мы оденем нашу куклу в платье и на голове повяжем ленточку.
5 этап. На последнем этапе нарядим нашу куклу в платочек и передник.
Самое сложное при изготовлении этой куклы – это завязывание платочка. Как это делается я покажу на себе.
5. Техника безопасности.
Учитель: Для работы вам потребуется: мочало, нитки, ткань, ножницы. А сейчас встаньте и повторяйте движения за мной.
Я ими платьице крою, (туловище вправо, прямо, влево)
Узоры вырезаю.
Сама и штопаю, и шью, (вращение головой вправо, влево)
Иль маме помогаю.
Для дочек, бабушек и мам (руками «ножницы»)
Хорошие помощницы,
Наверное, знакомы всем.
Это чудо – НОЖНИЦЫ!
На стол кладу я ножницы (стоя прямо, показывая правила передачи ножниц)
Кольцами к себе.
Передаю я ножницы
Кольцами к тебе.
Сомкнутыми ножницы
Должны лежать всегда.
Положишь их разомкнутыми –
Может быть беда.
Выполнение практической работы «Изготовление кукол мартиничек» .
Учитель: Работайте в парах, помогайте друг другу.
6. Практическая работа.
Учитель: Я приготовила для вас карточки, на которых написаны старинные имена (Дуняша, Агафья, Аграфена и т.д.).
Возьмите по одной карточке. Так будут звать вашу куколку.
- Похожа ли куколка на имя?
- Какую куклу мы сегодня изготавливали?
- Что вам понравилось на наших посиделках?
7. Заключительная часть занятия.
Не одни посиделки не обходились без хоровода. Давайте пройдёмся в хороводе вместе с нашими куколками. В хороводе идём красиво, держим спинки прямыми.
(Поют своим куклам песню «Красна девица вила кудёрушки».)
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям.
Пришло время расставанья.
До свиданья! До свиданья!
Источники информации:
- Котова И. Н. Котова А. С. «Русские обряды и традиции. Русская народная кукла», Санкт-Петербург, «Паритет», 2005 г.
- www.rukukla.ru