В тематическом планировании на изучение раздела программы: “Безударная гласная в корне” отведено 12 часов. Данный урок по теме: “Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне” – второй.
Цели и задачи:
Образовательные
- Повторить и усовершенствовать знания учащихся о написании и произношении слов с безударными гласными в корне.
- Познакомить с видами словарей и их ролью.
- Учить детей самостоятельно находить слова с безударной гласной.
Развивающие
- Развивать навыки точного употребления слов в речи и орфографическую зоркость.
- Способствовать обогащению словарного запаса детей и наблюдать за выразительными средствами языка.
Воспитательные
- Воспитывать чувство коллективизма.
- Совершенствовать коммуникативные компетенции учащихся: умение аргументировать свою точку зрения, умение толерантно относиться к чужому мнению.
Оборудование: учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина “Русский язык” 2 класс, дидактический материал Л.Ю. Комисарова, выставка словарей (орфографический, толковый, иностранных слов, антонимов, синонимов, фразеологический, словари для специалистов) раздаточный материал: карточки с заданиями для групп и рефлексии, портрет В.И. Даля; компьютер, монитор, мультимедиа проектор, экран.
Ход урока
Слайд 1 | I. Организационный момент (1 мин.) |
Слайд 2 | – Итак, мы начинам наш урок по теме: “Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне” |
Слайд 3 | – Чтобы у вас всегда было
прекрасное настроение, что нужно брать с собой? (Уулыбку) – Ребята, я, очень рада видеть ваши добрые лица и лучистые глазки. Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу – добрую улыбку. Помните – улыбаясь, мы улучшаем свое здоровье и окружающую нас жизнь. |
Слайд 4 | II. Работа со словарными словами
(3 мин.) – Вот видите, как по-новому засиял наш класс, и мы оказались в городе словарных слов. – Быстро ответьте на вопрос словарными словами. (Дети записывают слова в тетрадь и ставят ударение, один ученик работает у доски) – Что растёт на горе? (Берёза) – Ты кто? (Девочка, мальчик, ученик, гражданин) – Как называется наша столица? (Москва) – А страна? (Россия) – Кто мы? (Народ, русские, ребята) |
Слайд 5 | – Проверьте себя. |
Слайд 6 | III. Введение в тему (3 мин.) На экране записаны слова: Опаса’ться, о’стрый, коса’, боя’ться, тупо’й, коса’. – Прочитайте слова. – Подумайте, на какие группы вы можете разделить эти слова? – На уроках русского языка и литературного чтения мы встречали слова, которые различаются по звучанию и написанию, но близкие по значению. – Как такие слова называются? (Синонимы) – Запишите в тетрадь слова и соедините в ряду слова синонимы синим карандашом. – А кто, помнит, как называют слова с противоположным значением? (Антонимы) – Соедините, антонимы зеленым карандашом. – Проверьте себя. – Остались два слова… (Коса) – Чем интересны эти слова? (Они одинаково звучат, но совершенно разные по значению: орудие труда, причёска на голове, полоса земли, идущая от берега). – Это слова – омонимы. Это новая группа слов, о которой мы узнаем на уроке. |
Слайд 7 | IV. Изучение нового материала (3
мин.) (На доске картинки (Приложение 1), двое учащихся записывают их словами.)
– Как сделать так чтобы слова различались? (Поставить ударение) |
Слайд 8 | – Объясните, что
обозначает слово замо’к? За’мок? – Что помогает нам различить значения этих слов? (Ударение) |
Слайд 9 | V. Психологическая пауза (3 мин.) – Давайте послушаем сказку. Каждый выберете удобное положение. Расслабьтесь. – Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, Ударение вдруг выскочило откуда-то и закричало: – Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значени у части из вас! Слова, конечно, не поверили… Вышел вперёд Замок и сказал: – Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжёлый, что справлюсь с каким-то там Ударением. Ведь Ударение – это же просто чёрточка! Ударение и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез ЗАМОК, и возник ЗАМОК. Слова зашумели. Тогда вышли вперёд БЕЛКИ и сказали: – Мы самые главные части любого живого организма, и уж с нами-то Ударение ничего не сделает. Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог: все увидели, что перед ними живые грациозные БЕЛКИ. Слова стали возмущаться стыдить Ударение, а оно продолжало доказывать свою значимость. Запрыгало Ударение по словам, и вот уже вместо КРУЖКИ – КРУЖКИ, вместо ХЛОПОК – ХЛОПОК, И сколько ещё таких слов облюбовало на своём пути Ударение! Видят слова, что дело плохо – не обойтись им без Ударения! Отвели ему почётное место на своём собрании и с тех пор относятся к Ударению с большим уважением. |
Слайд 10 | VI. Физминутка (2 мин.). Зрительная.
– Следим, что нарисует весёлый шарик? |
Слайд 11 | VII. Упражнения в употреблении
омонимов (8 мин.) Работа в группах по 2 человека. Упр. 216, с. 125 учебник “Русский язык” 2 класс, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина “Русский язык” 2 класс – Составьте предложения с такими словами. (Устно). Обсудите в паре, выслушайте мнение друга. – Сколько предложений с каждым словом у вас получилось? (По два предложения) – Почему? (Можно прочитать с разным ударением, изменяется значение слова). Упр. 214, с. 94 дидактический материал Л.Ю. Комисарова – Давайте ещё поработаем в паре. Один ученик читает шёпотом стихотворение А. Барто, а другой ставит ударение в выделенных словах. – Сравните место ударение в выделенных словах.
– Какую особенность ударения в русском языке вы заметили? Вывод: Ударение подвижно, меняет своё место в зависимости от формы слова. Ударение в русском языке свободное, не прикрепляется к какому-либо слогу. |
Слайд 12 | VIII. Работа по теме урока с
использованием словарей. (11 мин.) - Ребята, в стихотворении А.Л. Барто девочка хотела выяснить у папы, что обозначают слова “АТЛАС” и “ПРОВОЛОЧКА”, что на месте папы вы бы посоветовали бы ей? (Обратиться к словарю) - Какие словари вы знаете? (Словари: орфографический, толковый, иностранных слов, антонимов, синонимов, фразеологический, для специалистов) - Молодцы! Посмотрите на нашу выставку, дополните свои знания о словарях. - Советую постоянно работать с ними. |
Слайд 13 | Работа в микрогруппах по заданиям: |
Слайд 14 | (Приложение 2) Защита работ и анализ полученных результатов исследовательской деятельности групп. |
Слайд 15 | Вывод: – Ребята, вы молодцы! Сегодня вы были путешественниками и исследователями в стране словарей. А на следующих уроках мы научимся составлять собственный толковый словарик, как это делал “чудак” живущий в прошлом веке. Он собирал ни марки, ни открытки, ни значки, а… слова. Звали его Владимир Иванович Даль (портрет). Он был военным-хирургом, много ездил по нашей стране и везде собирал слова, записывал их и давал им толкование, т.е. объяснение. Результатом его работы стал “Толковый словарь живого великорусского языка”. Эти четыре толстых тома В. Даля создали настоящую сокровищницу меткого народного слова. |
Слайд 16 | IX. Итог (2 мин.) – С какой новой группой слов вы познакомились на уроке? (Омонимы)
|
Слайд 17 | X. Задание на дом (1 мин) – Домашнее задание: Разгадайте, кроссворд; вспомнив, какие слова называются омонимами. (Приложение 3) XI. Рефлексия (1 мин.) – Вспомните, какое хорошее настроение было у вас в начале урока, если оно сохранилось, то прикрепите на доску стрелку направленную вверх. – Вот на какую высоту мы с вами поднялись. |
Слайд 18 | – Урок закончен. Спасибо за урок! |