Природные зоны России. Тундра

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Цель: формировать представления о природных зонах на конкретном примере Тундры.

Задачи:

- конкретизировать понятие “природная зона”;

- формировать знания о природных зонах России как особых природных комплексах;

- раскрыть взаимосвязи компонентов этих природных комплексов;

- выявить закономерности размещения природных зон на территории страны, их географические особенности; оценить природные условия и ресурсы, влияние хозяйственной деятельности человека на состояние природных зон;

- составлять комплексные характеристики природных зон.

Оборудование: мультимедиапроектор.

Ход урока

I. Мотивация. Речевка.

II. Проверка домашнего задания.

- С каким понятием познакомились на прошлом уроке?

Вспомните, что такое природная зона. (Приложение 1)

Природная зона – крупная часть географического пояса, обладающая общностью почв, растительности и других компонентов природы. Положение природной зоны определяется различиями в соотношении тепла и влаги. Слайд 2

- О какой из природных зон мы узнали? (Арктика)

- Приготовьте листочки для проверки домашнего задания.

Тест. Слайд 3

- От чего зависит распределение природных зон?

- Какие природные зоны расположены на территории России? Слайд 4

- Расположите их в правильной последовательности. Проверка. Слайд 5

- Посмотрите на карту природных зон. Что вы можете сказать об этих животных? (Белый медведь, северный олень, морж, песец, тюлень, белая сова ) Слайд 6

- Какая картинка лишняя? Почему?

III. Изучение нового материала.

- Действительно, эта картинка лишняя, т.к. на ней изображен представитель другой природной зоны. А именно - Тундры. Это и есть тема нашего урока.

Слайд 7. Тундра.

- Откуда произошло это слово?

- Я приглашаю Полину Журавлеву, которая расскажет нам об этом слове, может быть, это поможет нам. (С финского языка – “безлесая равнина”). Слайд 8

- Что можно сказать о природной зоне, зная только значение ее названия?

- Найдите и покажите на карте ее границы. Слайд 9

- С какими природными зонами “соседствует” тундра?

- Нам необходимо дать характеристику этой природной зоны.

- Напомните, какие факторы помогут нам в этом.

План характеристики природной зоны.

  1. Географическое положение природной зоны, ее природные рубежи.
  2. Природные условия;
  3. Растительный мир;
  4. Животный мир;
  5. Природные ресурсы.

- Цель нашего урока заполнить эту таблицу.

Слайд 10

Название
природной
зоны
Геогр.
положение
Прир.
условия
Раст.
мир
Животный
мир
Природные
  ресурсы
Тундра          

IV. Работа в группах по учебнику и в рабочей тетради.

- Вот теперь можно приступить к работе.

- Чтобы составить характеристику этой природной зоны, вы можете использовать материал учебника и рабочей тетради.

Заполнение таблицы.

1. Географы. С.10 (Приложение 2).

Слайд 1. Посмотрите на слайд, какой из рисунков соответствует вашему описанию? Назовите номер. Докажите. Что внесем в таблицу? Слайд 12.

2. Зоологи. С. 11 (Приложение 3).

Слайд 13. Посмотрите на слайд, какой из рисунков соответствует вашему описанию? Назовите номер. Докажите. Какая информация идет в характеристику? Слайд 14.

- А что нам скажет эксперт-зоолог? (Дополнительный материал. Рассказ о леммингах и тюленях)

3. Ботаники. С. 10-11. (Приложение 4).

Слайд 15. Посмотрите на слайд, какой из рисунков соответствует вашему описанию? Назовите номер. Докажите. Что внесем в таблицу? Слайд 16.

- Послушаем нашего главного знатока растительного мира. (Дополнительный материал. Рассказ о карликовой березе).

- Чем можно дополнить таблицу?

- Вся ли таблица заполнена?

- Что еще необходимо знать? (Природные ресурсы)

- В этом вопросе нам поможет ... (дополнительный материал).

- Какую характеристику мы дадим природной зоне? Слайд 17.

V. Подведение итогов.

- Проверим, как вы усвоили новую тему?

Блиц-опрос. Слайд 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25

- Приготовьте листочки для теста.

- Какие трудности возникли, при изучении темы?

- О чем еще хотели бы узнать?

- О чем задумались?

VI. Рефлексия Слайд 26. Наш урок подошел к концу. Вот, что о нем говорили ребята. А что скажите вы?

Домашнее задание. С.10-14.