Цель: формировать представления о природных зонах на конкретном примере Тундры.
Задачи:
- конкретизировать понятие “природная зона”;
- формировать знания о природных зонах России как особых природных комплексах;
- раскрыть взаимосвязи компонентов этих природных комплексов;
- выявить закономерности размещения природных зон на территории страны, их географические особенности; оценить природные условия и ресурсы, влияние хозяйственной деятельности человека на состояние природных зон;
- составлять комплексные характеристики природных зон.
Оборудование: мультимедиапроектор.
Ход урока
I. Мотивация. Речевка.
II. Проверка домашнего задания.
- С каким понятием познакомились на прошлом уроке?
Вспомните, что такое природная зона. (Приложение 1)
Природная зона – крупная часть географического пояса, обладающая общностью почв, растительности и других компонентов природы. Положение природной зоны определяется различиями в соотношении тепла и влаги. Слайд 2
- О какой из природных зон мы узнали? (Арктика)
- Приготовьте листочки для проверки домашнего задания.
Тест. Слайд 3
- От чего зависит распределение природных зон?
- Какие природные зоны расположены на территории России? Слайд 4
- Расположите их в правильной последовательности. Проверка. Слайд 5
- Посмотрите на карту природных зон. Что вы можете сказать об этих животных? (Белый медведь, северный олень, морж, песец, тюлень, белая сова ) Слайд 6
- Какая картинка лишняя? Почему?
III. Изучение нового материала.
- Действительно, эта картинка лишняя, т.к. на ней изображен представитель другой природной зоны. А именно - Тундры. Это и есть тема нашего урока.
Слайд 7. Тундра.
- Откуда произошло это слово?
- Я приглашаю Полину Журавлеву, которая расскажет нам об этом слове, может быть, это поможет нам. (С финского языка – “безлесая равнина”). Слайд 8
- Что можно сказать о природной зоне, зная только значение ее названия?
- Найдите и покажите на карте ее границы. Слайд 9
- С какими природными зонами “соседствует” тундра?
- Нам необходимо дать характеристику этой природной зоны.
- Напомните, какие факторы помогут нам в этом.
План характеристики природной зоны.
- Географическое положение природной зоны, ее природные рубежи.
- Природные условия;
- Растительный мир;
- Животный мир;
- Природные ресурсы.
- Цель нашего урока заполнить эту таблицу.
Слайд 10
Название природной зоны |
Геогр. положение |
Прир. условия |
Раст. мир |
Животный мир |
Природные ресурсы |
Тундра |
IV. Работа в группах по учебнику и в рабочей тетради.
- Вот теперь можно приступить к работе.
- Чтобы составить характеристику этой природной зоны, вы можете использовать материал учебника и рабочей тетради.
Заполнение таблицы.
1. Географы. С.10 (Приложение 2).
Слайд 1. Посмотрите на слайд, какой из рисунков соответствует вашему описанию? Назовите номер. Докажите. Что внесем в таблицу? Слайд 12.
2. Зоологи. С. 11 (Приложение 3).
Слайд 13. Посмотрите на слайд, какой из рисунков соответствует вашему описанию? Назовите номер. Докажите. Какая информация идет в характеристику? Слайд 14.
- А что нам скажет эксперт-зоолог? (Дополнительный материал. Рассказ о леммингах и тюленях)
3. Ботаники. С. 10-11. (Приложение 4).
Слайд 15. Посмотрите на слайд, какой из рисунков соответствует вашему описанию? Назовите номер. Докажите. Что внесем в таблицу? Слайд 16.
- Послушаем нашего главного знатока растительного мира. (Дополнительный материал. Рассказ о карликовой березе).
- Чем можно дополнить таблицу?
- Вся ли таблица заполнена?
- Что еще необходимо знать? (Природные ресурсы)
- В этом вопросе нам поможет ... (дополнительный материал).
- Какую характеристику мы дадим природной зоне? Слайд 17.
V. Подведение итогов.
- Проверим, как вы усвоили новую тему?
Блиц-опрос. Слайд 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25
- Приготовьте листочки для теста.
- Какие трудности возникли, при изучении темы?
- О чем еще хотели бы узнать?
- О чем задумались?
VI. Рефлексия Слайд 26. Наш урок подошел к концу. Вот, что о нем говорили ребята. А что скажите вы?
Домашнее задание. С.10-14.