Интегрированный подход к реализации воспитательной цели урока в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Урок в начальной школе, как в фокусе, собрал в себе все проблемы школьного воспитания. Отразил общий облик школы и проблемы воспитания детей. Ситуация современного урока – это расставание с уроком строгим, характеризующимся порядком, дисциплиной и встреча с уроком свободным. Свободный урок – это урок сегодняшнего дня. Основное внимание на таком уроке отводится воспитанию культуры. Поэтому ориентация учителя начальных классов на интеграцию связана с усилением внимания к таким важным качествам, как культура поведения, усвоение этических норм, формирование ценностных отношений. Такие качества: как уважительное отношение обучающихся к историческому и культурному наследию народов России, региона, области, города, в котором живут дети, реализуются через региональный компонент на каждом предмете. Хотя они и зафиксированы в государственном стандарте начального образования.

Воспитывать – значит всеми силами стараться сохранить в ребёнке детское желание быть хорошим, любить и нравиться окружающим. Его не нужно к этому принуждать.

Воспитание – это искусство мотивации в ребёнке нравственных, гражданских и социальных пробуждений. Не может воспитывать педагог, которого не любят дети. Воспитывать может любая деятельность на уроке: умственная, физическая, познавательная, игровая. Необходимо, только, чтобы она была педагогически инструментирована, а именно развивала ребёнка, его дарования и вместе с тем помогала ему почувствовать удовольствие, наслаждение, радость от делания, от труда и благодарности окружающих.

Радость, удовольствие – вот что делает ту или иную деятельность привлекательной для обучающегося. Только эти чувства могут воспитать ценные для общества мотивы поведения. Но главное для ребёнка, когда эти победы личностнозначимы. Всё это отразилось в новом комплекте УМК «Планета Знаний». Его содержание носит личностно - ориентированный характер. Применение программы «Планета знаний» легко адаптируется на ребенка с разным уровнем развития.

Для младшего школьника главным является потребность в защищенности, в безопасности, в любви окружающих, особенно своего учителя.

Итак, воспитание младшего школьника есть искусство подведения его к успеху, вооружение опытом положительных переживаний самого себя и собственной деятельности. Ему необходимо осознание того, что он знает, на что способен и что умеет. Каждый предмет такого комплекта учит детей целостному восприятию и учит усваивать картины жизни.

Используя повседневные наблюдения за тем, что дети встречают по пути в школу, из школы, замечая изменения в природе, воспитывается чувство прекрасного. Накоплению представлений о прекрасном мире, о красоте окружающей природы служат прогулки в парк, в лес, в сквер. Это способствует обогащению знаний не только о природе, но и о родном городе. Эффективными в работе по обогащению знаний о родине, о родном городе, особенно при раскрытии темы родной природы, являются узнавания произведений по иллюстрациям, фотографиям, сопоставлении произведений и картин. Большое значение имеет логичность, доказательность. Младший школьник эмоционален и поэтому уроки надо «одушевляются», проводятся конкретно – образными: с пением птиц, с шелестом листьев, со звоном весеннего ручейка, колокола - все это открывается ребенку. Этот мир учит его быть добрым, смелым, сильным духом и стойким. Он будит творческие силы и ведёт к нравственному совершенствованию. Например, урок: «Спортсмены в боях за Родину» в содержании предусматривает интеграцию окружающего мира, физической культуры и спорта. Перед проведением урока дети изучают литературу о спортсменах Великой Отечественной войны, проводится встречи с тоболяками - спортсменами, участвовавшими в войне. Обучающиеся собирают материалы, готовят альбомы к оформлению. Также дети готовят небольшие сообщения по темам: «Спорт – всегда стремление к самовыражению», «Женщины в боях за Родину», «Разгром немецко – фашистских войск под Сталинградом», «Герои – тоболяки в Сталинградском сражении», «Сибиряки в битве под Москвой».

К уроку оформляется выставка «Славится спортсменами Тобольская земля».

Цель урока: - формирование представлений о подвиге русских солдат и спортсменов в Великой Отечественной войне.

Задачи урока:

  • формирование умений реализовать практические навыки, полученные на уроках в нестандартных жизненных ситуациях.
  • развитие быстроты, ловкости, выносливости, активности и смекалк;
  • воспитание у обучающихся гражданственности и патриотизма;

Оборудование: праздничное украшение зала, обручи, подставки для обручей, барьеры, флажки, катушки с верёвкой, гимнастические палки, подставки для флага, скамейки, стойки, стулья, магнитофон, плакаты, фотовыставка, выставка рисунков, компьютерная презентация «Спортсмены в боях за Родину».

Ход урока

1. Актуализация знаний.

Учитель окружающего мира:

- Ребята, сегодня мы с вами проведём необыкновенный урок

- Дети, вспомните, а что можно назвать Родиной?

Дети: (читают все вместе)

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей зовём!

- А как называется наша большая Родина?

Дети: РОССИЯ.

Учитель:

- Очень много песен, стихотворений посвящено России.

- Сейчас мы исполним одну из песен, посвящённых России, и узнаем, кого ещё можно назвать своей Родиной - Россией.

2. Обобщение.

Учитель окружающего мира: О, Русская земля! Много ты видела на своём веку за долгие годы столетий. Бесчисленные полчища кочевых племён сливались в бесконечный поток татаро-монгольской орды. С севера на запад шли чёрным клином шведские и немецкие феодалы, с юга и востока – половецкие ханы и турецкие паны. Отовсюду из века в век!

Многострадальная земля! Не знала ты покоя под набатами колоколов, в зареве несчитанных пожарищ. Но на удивление врагам, поднималась ты перед ними всё могущественней и величественней.

Колокола гремели то в честь победы Дмитрия Донского на Куликовом поле, то в честь победы Александра Невского на Чудском озере, то Петра Великого под Полтавой, то Кутузова в 1812 году, то гремели победные салюты на Красной площади в мае 1945 года.

Всё дальше уходят от нас эти грозные годы Великой отечественной. Минуло уже 65 лет. Эта война была такой страшной и неожиданной, что многие уходили на войну, даже не простившись с родными. ( Голос Левитана о начале войны)

Ученик: Итак, 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на нашу страну. Мирный труд людей был прерван. Наш народ вступил в смертельную схватку со злейшим врагом человечества – германским фашизмом. На многочисленных митингах рабочих коллективах, крестьянства, трудовой интеллигенции прозвучал девиз: «Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!»

Шла война народная. (Под фонограмму песни «Священная война» дети исполняют стихи)

  1. Родина!
    Пламя ударило в небо -
    Ты, помнишь, Родина?
    Тихо сказала: «Вставайте на помощь».
    Родина.
  2. В час испытаний поклонись Отчизне.
    По-русски, в ноги, и скажи ей:
    «Мать, ты жизнь моя! Ты мне дороже жизни!
    С тобою - жить! С тобою – умирать!»
  3. Кровью закат окрашен,
    Молча, идём без слов.
    Мимо полей и пашен,
    Мимо родных лесов.
  4. Путь наш тяжёл и длинен.
    В горе, в слезах, в огне.
    Немец, заняв Калинин
    Рвётся уже к Москве.
  5. Мы по дорогам пыльным с боем шли.
    От бомб земля дрожала, как живая.
    Мы каждый метр своей родной земли
    Отстаивали, кровью поливая.
  6. Когда от бомб, казалось, мир оглох
    И друг мой пал из нашей роты первым,
    Я знал: нужны не слёзы и не вздох,
    А мой свинец, мой шаг вперёд и нервы
  7. Свинцовая метелица мела,
    Рвались снаряды, мины завывали.
    И песня нашей спутницей была.
    В бою. В походе на ночном привале.

Дети исполняют песни военных лет по группам: « Огонек», « В землянке», «Журавли», «Катюша».

Учитель окружающего мира: В битве за родную землю стояли насмерть все, кто мог держать оружие в руках. Огромный вклад в победу внесли спортсмены, воевавшие в разведке, пехоте, танковых и других частях. Воевали не только взрослые, но и дети 20000 пионеров получили медали: «За оборону Москвы»,1524 юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда».

- Ребята, а вы знаете спортсменов – героев Тоболяков?

Дети рассказывают. Учитель обобщает, обращает внимание на фотовыставку проводит ее презентацию.

Викторина

- Когда началась Великая Отечественная война?

- Какой девиз прозвучал на рабочих митингах, спортивных стадионах?

- Какими спортивными навыками должен обладать разведчик, танкист, летчик?

- Кто такой Мересьев?

- В чем заключается физическая подготовка снайпера?

- Кто такие десантники?

Ученик: 1418 дней и ночей шла война. Она унесла более 20 миллионов жизни наших людей. Непобедимой силой всех людей была огромная любовь к Родине. Героически сражались и защищали свою любимую страну все народы нашей Родины и на фронте и в тылу.

  1. Стоял апрель, взбухали реки,
    Жизнь пробуждалась ото сна.
    Рождалось в каждом человеке
    Одна великая весна.
  2. Не переклином журавлиным
    Она была для нас близка –
    Гремел апрель, и шли к Берлину
    Смертельно храбрые войска.

Ведущий: 9 мая 1945 года в городе Потсдам был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.

  1. Без малого четыре года.
    Гремела грозная война.
    И снова русская природа
    Живого трепета полна.
  2. И вот дорогою обратной,
    Непокоряемый вовек,
    Идёт, свершивши подвиг ратный,
    Великий русский человек.
  3. За всё, что есть сейчас на свете,
    За каждый наш счастливый час,
    За то, что солнце светит нам!
    Спасибо доблестным солдатам,
    Что отстояли мир когда- то!
    Спасибо Армии России,
    Нашим дедам и отцам.

Учитель окружающего мира подводит итог, делает акцент на значимость физических качеств каждого человека к будущей службе в армии и передает слово учителю физической культуры.

2. Учитель физической культуры: «Ребята, сегодня мы с вами проведём необыкновенный урок, где будет рассказ о войне, роли спортсменов в победе. Проведем соревнования, на которых продемонстрируем свою ловкость, силу, выносливость. И посвятим наш урок тем, кто увековечил в памяти народа прошлое и настоящее советского спортсмена. Демонстрация - презентации «Спортсмены в боях за Родину; выставки фотографий «Славная спортсменами Тобольская земля».

А сейчас мы проведем необычные соревнования, на которых выполним упражнения с необыкновенными военными названиями. Но сначала выполним разминку. Разминка.

Чтобы в состязаниях победить надо умным и сильным быть. За товарищами не скрываться, проиграть не бояться, все законы соблюдать. Победить не легко, здесь сражаются за каждое очко. Начинаем сражение по закону чести!

Программа состязаний:

«Переправа». По сигналу первый участник перепрыгивает через барьеры, добегает до стойки, обегая стойку, проходит по бревну. Если участник падает, то начинает задание повторно. Побеждает команда, которая выполнит задание первой.

«Связисты». По сигналу первые участники берут катушку добегают до стула и надевают петлю на ножку стула, разматывают шнур, передавая эстафету следующему, который должен смотать шнур и так далее пока все не выполнят задание. Побеждает команда, затратившая меньше времени.

«Сигнальщики». По сигналу первые участники берут флажки добегают до стульев, залезают на них и передают донесение, затем возвращаются обратно, передавая эстафету следующему участнику. Выигрывает команда, правильно и быстрее, выполнившая задание.

«Переноска раненого». У первых двух участников гимнастические палки. По сигналу они сажают раненого на носилки, змейкой огибают стойки, несут раненого, передавая эстафету следующим участникам. Эстафета продолжается до тех пор, пока все раненые не будут транспортированы в безопасное место.

«Водрузи знамя». Против каждой команды ставится подставка. По сигналу «Вперёд» направляющие с флагом обегают подставку, возвращаются обратно к своей команде и передают флаг следующему участнику. Последний участник должен установить флаг на подставке, после чего команда образует круг и дружно произносит слово «Победа». Выигрывает команда, затратившая меньше времени.

«К победе». Каждому участнику выдаётся определённая буква или цифра, знак препинания, с таким расчётом, чтобы первая команда составила фразу: «Салют, Победа!», а вторая «Подвигу 65 лет!». Побеждает команда, которая первой составила предложение.

Учитель физической культуры: Молодцы! Все справились с заданиями. Помните, что ценными качествами русского воина является его сила, ловкость, находчивость, зоркий глаз, но и очень важно, если воин ещё и весёлый человек.

Учитель окружающего мира предоставляет слово ветерану войны Терлееву Федору Семеновичу, он рассказал о роли физический выносливости в войне и других экстремальных ситуациях

Учитель окружающего мира: Спасибо всем, кто отстоял наше Отечество от фашизма. Будем достойны памяти павших спортсменов, их подвиг будет жить вечно в наших сердцах.

  1. И помнят люди всей земли
    Тех, кто во имя жизни
    В суровых битвах полегли
    За славную Отчизну.

(Минута молчания.)

Ученик: Наш народ верил в победу и победил. 11 городов нашей Родины стали городами – героями. У памятника павшим, в том числе солдатам спортсмена, лежит вечный цветок памяти. Даже зимой, когда всюду снег и стужа, лежит цветок памяти.

Все от мала до велика, приходят чтить память всех погибших во время войны. И мы тоже подарим цветы воинам – спортсменам, отдавшим свои жизни за наше мирное детство.

(Дети приклеивают цветы к импровизированному памятнику на доске.)

  1. Благодарим, солдаты, вас
    За жизнь, за детство и весну,
    За тишину, за мирный дом.
    За мир, в котором мы живём!

(Звучит фонограмма песни» День Победы».)