Строчная буква "д". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Задачи:

  1. формирование графического навыка написания буквы;
  2. совершенствование звукового анализа и синтеза;
  3. коррекция мелкой моторики, внимания, мышления.
  4.  воспитание мотивации к учению.

Оборудование:

  • предметные картинки: дом, игла, мак, арбуз;
  • игрушка «Домовёнок»
  • таблицы: «Буквы Д д», «Росчерки»;
  • конверты с элементами букв; фланелеграфы;
  • буквы из бархатной бумаги на картоне;
  • подносы с манной крупой;
  • макет домика.

Ход урока

1. Организационный момент.

На уроке ты сидишь
Тихо, тихо, словно мышь.
Спинка прямо у тебя –
Это делайте, как я.
Ручки мы вот так кладём,
И заданий дальше ждём.

- Ребята, сегодня к нам на урок пришёл домовёнок.

- Какой он? (маленький, веселый)

- Хотите узнать, как его зовут?

- Посмотрите на картинку, назовите предмет, изображенный на ней (выставляю поочерёдно картинки ).

- Выделите в названии этих предметов первый звук и составьте слово.

- Как зовут домовёнка?

2. Повторение.

Домовёнок Дима пришёл в гости не один. Вместе с ним пришла буква «д».

- Кто догадался, почему домовёнок Дима пришёл с буквой «д»? (будем учиться писать эту букву).

- Какие звуки обозначает эта буква? Гласный или согласный это звук? Звонкий или глухой?

Сегодня на уроке будем учиться писать строчную букву «д».

А ещё построим дом для буквы, но для этого нам надо много потрудиться (поэтапно на доске из частей собираем дом).

- У строителей есть инструменты для работы, а нам в работе помогут пальчики.

3. Пальчиковая гимнастика.

1. В гости к пальчику большому (выставляют вверх большие пальцы)

Приходили прямо к дому (соединяют под углом кончики пальцев обеих рук)

Указательный и средний,

Безымянный и последний. (Поочередно соединяют пальцы с большим)

Сам мизинчик – малышок

Постучался о порог. (Выставляются мизинцы, пальцы сжаты в кулак)

Вместе пальчики-друзья,

Друг без друга им нельзя. (Ритмическое сжатие пальцев на обеих руках).

2. Упражнение «Росчерки».

Возьмите ручку, поставьте локоть на парту. Смотрите на узор и в воздухе его обводим.

- Молодцы! Вы хорошо подготовились к работе.

4. Знакомство с написанием буквы «д».

Работа с трафаретом.

- Откройте тетради.

Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно возьму.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

- Чтобы построить дом, надо выполнить чертёж (на доске образец)

Обведите трафарет в тетради. Работайте аккуратно, а домовёнок будет наблюдать за вашей работой.

- Какими элементами букв будете штриховать? (кто из детей закончит быстрее штриховку, раскрашивает цветными карандашами).

Молодцы! С первым заданием справились, значит «фундамент» дома готов (прикрепляю на доске).

1) Сравнение печатных и письменных букв.

- Рассмотрите таблицу (образец печатной и письменной буквы).

- Какие это буквы?

- Из каких элементов состоит буква?

- Сколько элементов понадобится, чтобы сконструировать букву? Какие?

- Сконструируйте букву (у каждого ученика фланелеграф и конверт с элементами букв).

- Какая буква получилась?

- Очень понравились домовёнку Диме буквы.

Вспомните, в каких буквах ещё есть овал, прямая с петлей внизу?

Физкультминутка.

Встаньте дружно из-за парт,
И скорее стройтесь в ряд!
Повернитесь вправо, влево,
Наконец присядьте смело!
Поработаем ногами,
Поработаем руками!
Улыбнемся: день хороший,
И похлопаем в ладоши!

2) Объяснения и показ учителем написания буквы.

- Вот какую красивую букву мы будем писать.

3) Письмо буквы учащимися.

- Ребята, домовёнок принес карточку с буквой.

- Как называется эта буква? Из каких элементов состоит буква?

- Приготовили указательный палец и пошагали вместе с домовёнком по дорожке (ребята обводят букву из бархатной бумаги в направлении письма).

  • письмо буквы в воздухе указательным пальцем;
  • письмо буквы на ладошке концом ручки (3 раза) уменьшая размер буквы;
  • письмо буквы по манной крупе;
  • письмо буквы в тетради.

- Найдите самую красивую букву и поставьте под ней точку. Постарайтесь также писать и другие буквы.

- Вот и «стены» (фасад) дома готовы, благодаря вашему старанию (прикрепляю часть домика).

- А мы продолжаем работу.

3) Письмо слогов под диктовку с предварительным анализом.

(Да, до, ду, ды, ди).

- Сколько звуков в слоге «да»? Какие это звуки? Сколько букв понадобиться для записи слога? Назовите их по порядку (учитель обращает внимание на соединение букв).

- Прочитать все слоги. Какой слог «лишний»? Почему?

- Какими гласными на письме обозначается мягкость согласного? –Какими гласными на письме обозначается твердость согласного?

- Дополните слова до слога.

Гимнастика для глаз.

Глазки крепко закрываем.
Дружно до пяти считаем
1, 2, 3, 4, 5.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

- Молодцы! Вот и «крыша» у дома готова (прикрепляю). Красивый дом будет.

- А сейчас будем писать слова с новой буквой.

- Что мы строим?

5. Письмо слов по образцу (образцы даны в тетради).

– Ребята, прочитайте первое слово. Сколько в слове слогов? Прочитайте второе слово. Сколько слогов в слове «дома»? - Когда говорим «дом», а когда «дома»? Письмо слов с проговариванием.

Аналогично проводится работа со словами:

дым… дымок…

Вы хорошо выполнили и это задание. Посмотрите, что появилось на крыше дома? (пока дети писали, прикрепляю «трубу» в виде буквы «Д»).

- Что идет из трубы? (дымок)

- Вот и готов дом для буквы.

- Звонкий или глухой звук обозначает буква? (прикрепить колокольчик к дому).

Скоро прозвенит урок.

Пора заканчивать урок.

6. Итог урока.

- Чему учились на уроке?

- Что узнали о букве «д»?

- Как звали домовёнка?

- С помощью каких картинок узнали его имя?

- Домовёнок Дима остался доволен вашей работой и благодарит за помощь.

Урок окончен.