Цели урока:
1) Повторить определение параллельных прямых; признаки параллельности прямых, определение и свойства смежных и вертикальных углов; названия углов, образованных при пересечении двух прямых секущей; первый признак равенства треугольников (при решении задания 6, при повторении); закрепить навыки решения задач на доказательство параллельности прямых; проверить уровень ЗУН учащихся по теме.
2) Продолжить развитие навыков учебного труда, логического мышления, частично-поисковой деятельности, способности к творчеству и научной фантазии (д/з – составление практической задачи), находчивости (при решении практической задачи), произвольного внимания, аккуратности при выполнении чертежей, памяти при повторении.
3) Воспитывать интерес и ответственное отношение к предмету, самостоятельность, дисциплинированность, интерес к здоровому образу жизни.
Тип урока: Закрепления изученного материала.
Литература:
- Атанасян Л.С. Геометрия, 7–9: Учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 384 с.
- Иченская М.А. Отдыхаем с математикой: внеклассная работа по математике в 5-11 классах / авт.-сост. М.А. Иченская. – Волгоград: Учитель, 2006. – 107 с.
- Козина М.Е. Математика. 5-11 классы: нетрадиционные формы организации тематического контроля на уроках / авт. сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. – Волгоград: Учитель, 2006. – 136 с.
- Мищенко Т.М. Геометрия. Тематические тесты. 7 класс / Т.М. Мищенко, А.Д. Блинков. – М.: Просвещение, 2008. – 80 с.
- Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев / сост. Г. М. Кузнецова, Г.Н. Миндюк. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.
- Сикл Э. Оптические иллюзии: Галереи I–II: Пер. с англ. / Э. Сикл. – М.: ООО “Издательство АСТ”: ООО “Издательство Астрель”, 2004. – 84 с.
- http://content.mail.ru/arch/20702/1206314.html
Оборудование: мультимедиа проектор, интерактивная доска, компьютеры (по числу учащихся), презентация для устной работы (Презентация), физкультминутка (Приложение 1), карточки для рефлексии, компьютерный тест (Приложение 2), текстовый вариант теста (Приложение 3), карточки с кроссвордом (Приложение 4), полочка, угольники.
План урока:
I. Организационный момент. (1 мин.)
II. Постановка дидактической цели. (2 мин.)
III. Повторение. (10 мин.)
IV. Закрепление изученного материала: (16 мин.)
1) решение № 193 из учебника;
2) дыхательная гимнастика;
3) решение практической задачи;
V. Физкультминутка. (2 мин.)
VI. Тестовая работа на компьютерах. (10 мин.)
VII. Сообщение домашнего задания. (2 мин.)
VIII. Подведение итогов урока. (2 мин.)
ХОД УРОКА
I. Навести в классе порядок, поздороваться, разрешить сесть.
II. Учитель: Сегодняшний урок мы начнём со стихотворения, которое прочитает нам Катя:
Параллельные прямые
Эти линии все знают.
Направление храня,
Они дружно убегают
В бесконечность от меня.Мы частенько их встречаем,
Невозможно все назвать:
Пара рельсов у трамвая,
В нотоносце целых пять...Даже если линий много,
Не смешать одну с другой:
Они держат очень строго
Расстоянье меж собой.Параллельные Прямые -
Славный, вежливый народ:
Ни одна из них другие
Никогда не зачеркнет.Н.К. Шабалина
Учитель: Спасибо, Катя. О чём это стихотворение, ребята?
Ребята: О параллельных прямых.
Учитель: Верно! И сегодня заключительный урок по теме “Признаки параллельности прямых”, поэтому нам необходимо повторить определение параллельных прямых, названия углов образованных при пересечении двух прямых секущей и признаки параллельности прямых. В конце урока вы выполните тест на компьютерах, за который все получите оценки.
III. Учитель: Для начала повторим то, что изучали на предыдущих уроках. (Презентация)
(Ребята устно выполняют задания, при необходимости отвечающий учащийся выходит к доске для объяснения)
Слайд 1–4
Учитель: Какие прямые на плоскости называются параллельными?
Ребята: Две прямые на плоскости называются параллельными, если они не пересекаются.
Учитель: Верно.
Слайд 5
Учитель: Ребята, можем ли мы, основываясь на нашем зрении утверждать, что прямые параллельны или не параллельны?
Ребята: Нет.
Учитель: Какие утверждения помогают нам доказать параллельность или не параллельность прямых?
Ребята: Признаки параллельности прямых.
Учитель: Верно! Давайте вспомним признаки параллельности прямых.
(Ребята формулируют признаки параллельности прямых)
Слайд 6–9
IV. Учитель: Отлично ребята! А сейчас откройте тетради, запишите число: 25.02, классная работа и тему урока: “Признаки параллельности прямых”. Откройте учебники на стр. 58, выполним № 193. Прочитайте задачу про себя, осмыслите её.
(У доски работает учитель. В ходе беседы с ребятами появляется чертёж и решение задачи)
Учитель: Мы хорошо потрудились, и нашим глазам требуется отдых. Проведём гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз:
Учитель: Сядьте ровно, руки положите перед собой, шевелиться нельзя, дышать спокойно и ровно. Вдох – смотрим вверх, выдох – перед собой, вдох – смотрим вниз, выдох – перед собой (повторить 4 раза). Вдох – смотрим вправо, выдох – перед собой, вдох – смотрим влево, выдох – перед собой (повторить 4 раза). Вдох – смотрим вправо-вверх, выдох – влево-вниз (повторить 4 раза). Вдох – смотрим влево-вверх, выдох – вправо-вниз (повторить 4 раза). Зажмурить крепко глаза и расслабить (повторить 4 раза).
Учитель: Скажите, ребята, а для чего же в школе изучают математику?
Ребята: Многие знания, полученные на уроках математики, пригодятся нам в жизни.
Учитель: Верно. Математика всегда сопровождала человека в жизни. Она помогает развитию других наук, а также развивает у человека такие важные качества личности, как: логическое мышление, целеустремлённость, устойчивое внимание, хорошую память, чувство предвидения, находчивость и смекалку, чувство юмора и др. Систематические знания математикой обогащают человека, недаром М.В. Ломоносов сказал: “Математику уже затем учить надобно, что она ум в порядок приводит”.
А теперь немного помечтаем. Представьте себе, что вы хорошо окончили школу, получили престижную профессию и открыли своё дело: фирму по изготовлению мебели. Налаженное дело идёт хорошо, но в один прекрасный день в ваш офис приходит недовольный покупатель. Он заявляет, что из-за брака в вашей полочке у него сгорел дорогой телевизор. На полочке, висевшей недалеко от телевизора, стояла ваза с цветами. Ваза упала, и вода попала на телевизор, из-за этого он сгорел. Покупатель утверждает, что это произошло из-за того, что горизонтальные поверхности полки не параллельны, как это должно быть по стандарту. Покупатель требует от вас 50 000 рублей за сгоревший телевизор, иначе он подаст на вас в суд. Докажите с помощью подручных средств, что покупатель не прав.
(Ребята предлагают варианты разрешения проблемы)
Учитель: Итак, ребята, надо ли быть грамотным человеком?
Ребята: Да!
Учитель: А что для этого надо делать уже сейчас?
Ребята: Хорошо учиться!
Учитель: Молодцы, надеюсь, вы также легко будете решать возникающие проблемы в будущем, а математика вам в этом поможет.
Учитель: А сейчас встаньте так, чтобы вам ничего не мешало. Физкультминутку проведёт Миша (Приложение 1).
V. Учитель: Молодцы. А сейчас выполним тестовую работу на компьютерах, проверим, как вы усвоили тему.
(Учитель напоминает путь к программе с тестом, сообщает варианты учащимся, ребята рассаживаются за компьютеры. Тесты разноуровневые: вариант 1 более сложный, вариант 3 самый простой (Приложения 2 и 3). После выполнения теста, выдаётся сообщение с результатом и оценкой, которую учитель заносит в журнал.)
Учащиеся, раньше других справившиеся с заданием выполняют ещё один вариант.
VI. Учитель: Время вышло, все, полученные оценки поставьте себе в дневники. Запишите домашнее задание: стр. 54, § 1; № 100(РТ) – это задание для всех; кроссворд – для Антона, Юры, Лиды и Ани (“слабых” учащихся), а для остальных – № 192; придумать практическую задачу по изучаемой теме*. № 192 это задача, подобная той, что мы решали на уроке. Кроссворд надо разгадать и вписать ответы на карточке. Составление задачи – это дополнительное задание, формулировку задачи, чертёж и её решение оформить в тетради.
VII. Учитель: Итак, подведём итоги урока.
Выставление оценок за урок.
Рефлексия (учащиеся отмечают нужный ответ на корточках):
Карточки для рефлексии
1. На уроке я работал
7. Домашнее задание мне кажется |
активно / пассивно
интересно / не интересно |
Учитель: Спасибо за урок! До свидания.