Признаки параллельности прямых

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели урока:

1) Повторить определение параллельных прямых; признаки параллельности прямых, определение и свойства смежных и вертикальных углов; названия углов, образованных при пересечении двух прямых секущей; первый признак равенства треугольников (при решении задания 6, при повторении); закрепить навыки решения задач на доказательство параллельности прямых; проверить уровень ЗУН учащихся по теме.

2) Продолжить развитие навыков учебного труда, логического мышления, частично-поисковой деятельности, способности к творчеству и научной фантазии (д/з – составление практической задачи), находчивости (при решении практической задачи), произвольного внимания, аккуратности при выполнении чертежей, памяти при повторении.

3) Воспитывать интерес и ответственное отношение к предмету, самостоятельность, дисциплинированность, интерес к здоровому образу жизни.

Тип урока: Закрепления изученного материала.

Литература:

  1. Атанасян Л.С. Геометрия, 7–9: Учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 384 с.
  2. Иченская М.А. Отдыхаем с математикой: внеклассная работа по математике в 5-11 классах / авт.-сост. М.А. Иченская. – Волгоград: Учитель, 2006. – 107 с.
  3. Козина М.Е. Математика. 5-11 классы: нетрадиционные формы организации тематического контроля на уроках / авт. сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. – Волгоград: Учитель, 2006. – 136 с.
  4. Мищенко Т.М. Геометрия. Тематические тесты. 7 класс / Т.М. Мищенко, А.Д. Блинков. – М.: Просвещение, 2008. – 80 с.
  5. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев / сост. Г. М. Кузнецова, Г.Н. Миндюк. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.
  6. Сикл Э. Оптические иллюзии: Галереи I–II: Пер. с англ. / Э. Сикл. – М.: ООО “Издательство АСТ”: ООО “Издательство Астрель”, 2004. – 84 с.
  7. http://content.mail.ru/arch/20702/1206314.html

Оборудование: мультимедиа проектор, интерактивная доска, компьютеры (по числу учащихся), презентация для устной работы (Презентация), физкультминутка (Приложение 1), карточки для рефлексии, компьютерный тест (Приложение 2), текстовый вариант теста (Приложение 3), карточки с кроссвордом (Приложение 4), полочка, угольники.

План урока:

I. Организационный момент. (1 мин.)

II. Постановка дидактической цели. (2 мин.)

III. Повторение. (10 мин.)

IV. Закрепление изученного материала: (16 мин.)

1) решение № 193 из учебника;
2) дыхательная гимнастика;
3) решение практической задачи;

V. Физкультминутка. (2 мин.)

VI. Тестовая работа на компьютерах. (10 мин.)

VII. Сообщение домашнего задания. (2 мин.)

VIII. Подведение итогов урока. (2 мин.)

ХОД УРОКА

I. Навести в классе порядок, поздороваться, разрешить сесть.

II. Учитель: Сегодняшний урок мы начнём со стихотворения, которое прочитает нам Катя:

Параллельные  прямые

Эти  линии  все  знают.
Направление  храня,
Они  дружно  убегают
В  бесконечность  от  меня.

Мы  частенько  их  встречаем,
Невозможно  все  назвать:
Пара  рельсов  у  трамвая,
В  нотоносце  целых  пять...

Даже  если  линий  много,
Не  смешать  одну  с  другой:
Они  держат  очень  строго
Расстоянье  меж  собой. 

Параллельные  Прямые -
Славный,  вежливый  народ:
Ни  одна  из  них  другие
Никогда  не  зачеркнет.

Н.К. Шабалина

Учитель: Спасибо, Катя. О чём это стихотворение, ребята?

Ребята: О параллельных прямых.

Учитель: Верно! И сегодня заключительный урок по теме “Признаки параллельности прямых”, поэтому нам необходимо повторить определение параллельных прямых, названия углов образованных при пересечении двух прямых секущей и признаки параллельности прямых. В конце урока вы выполните тест на компьютерах, за который все получите оценки.

III. Учитель: Для начала повторим то, что изучали на предыдущих уроках. (Презентация)

(Ребята устно выполняют задания, при необходимости отвечающий учащийся выходит к доске для объяснения)

Слайд 1–4

Учитель: Какие прямые на плоскости называются параллельными?

Ребята: Две прямые на плоскости называются параллельными, если они не пересекаются.

Учитель: Верно.

Слайд 5

Учитель: Ребята, можем ли мы, основываясь на нашем зрении утверждать, что прямые параллельны или не параллельны?

Ребята: Нет.

Учитель: Какие утверждения помогают нам доказать параллельность или не параллельность прямых?

Ребята: Признаки параллельности прямых.

Учитель: Верно! Давайте вспомним признаки параллельности прямых.

(Ребята формулируют признаки параллельности прямых)

Слайд 6–9

IV. Учитель: Отлично ребята! А сейчас откройте тетради, запишите число: 25.02, классная работа и тему урока: “Признаки параллельности прямых”. Откройте учебники на стр. 58, выполним № 193. Прочитайте задачу про себя, осмыслите её.

(У доски работает учитель. В ходе беседы с ребятами появляется чертёж и решение задачи)

Учитель: Мы хорошо потрудились, и нашим глазам требуется отдых. Проведём гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз:

Учитель: Сядьте ровно, руки положите перед собой, шевелиться нельзя, дышать спокойно и ровно. Вдох – смотрим вверх, выдох – перед собой, вдох – смотрим вниз, выдох – перед собой (повторить 4 раза). Вдох – смотрим вправо, выдох – перед собой, вдох – смотрим влево, выдох – перед собой (повторить 4 раза). Вдох – смотрим вправо-вверх, выдох – влево-вниз (повторить 4 раза). Вдох – смотрим влево-вверх, выдох – вправо-вниз (повторить 4 раза). Зажмурить крепко глаза и расслабить (повторить 4 раза).

Учитель: Скажите, ребята, а для чего же в школе изучают математику?

Ребята: Многие знания, полученные на уроках математики, пригодятся нам в жизни.

Учитель: Верно. Математика всегда сопровождала человека в жизни. Она помогает развитию других наук, а также развивает у человека такие важные качества личности, как: логическое мышление, целеустремлённость, устойчивое внимание, хорошую память, чувство предвидения, находчивость и смекалку, чувство юмора и др. Систематические знания математикой обогащают человека, недаром М.В. Ломоносов сказал: “Математику уже затем учить надобно, что она ум в порядок приводит”.

А теперь немного помечтаем. Представьте себе, что вы хорошо окончили школу, получили престижную профессию и открыли своё дело: фирму по изготовлению мебели. Налаженное дело идёт хорошо, но в один прекрасный день в ваш офис приходит недовольный покупатель. Он заявляет, что из-за брака в вашей полочке у него сгорел дорогой телевизор. На полочке, висевшей недалеко от телевизора, стояла ваза с цветами. Ваза упала, и вода попала на телевизор, из-за этого он сгорел. Покупатель утверждает, что это произошло из-за того, что горизонтальные поверхности полки не параллельны, как это должно быть по стандарту. Покупатель требует от вас 50 000 рублей за сгоревший телевизор, иначе он подаст на вас в суд. Докажите с помощью подручных средств, что покупатель не прав.

(Ребята предлагают варианты разрешения проблемы)

Учитель: Итак, ребята, надо ли быть грамотным человеком?

Ребята: Да!

Учитель: А что для этого надо делать уже сейчас?

Ребята: Хорошо учиться!

Учитель: Молодцы, надеюсь, вы также легко будете решать возникающие проблемы в будущем, а математика вам в этом поможет.

Учитель: А сейчас встаньте так, чтобы вам ничего не мешало. Физкультминутку проведёт Миша (Приложение 1).

V. Учитель: Молодцы. А сейчас выполним тестовую работу на компьютерах, проверим, как вы усвоили тему.

(Учитель напоминает путь к программе с тестом, сообщает варианты учащимся, ребята рассаживаются за компьютеры. Тесты разноуровневые: вариант 1 более сложный, вариант 3 самый простой (Приложения 2 и 3). После выполнения теста, выдаётся сообщение с результатом и оценкой, которую учитель заносит в журнал.)

Учащиеся, раньше других справившиеся с заданием выполняют ещё один вариант.

VI. Учитель: Время вышло, все, полученные оценки поставьте себе в дневники. Запишите домашнее задание: стр. 54, § 1; № 100(РТ) – это задание для всех; кроссворд – для Антона, Юры, Лиды и Ани (“слабых” учащихся), а для остальных – № 192; придумать практическую задачу по изучаемой теме*. № 192 это задача, подобная той, что мы решали на уроке. Кроссворд надо разгадать и вписать ответы на карточке. Составление задачи – это дополнительное задание, формулировку задачи, чертёж и её решение оформить в тетради.

VII. Учитель: Итак, подведём итоги урока.

Выставление оценок за урок.

Рефлексия (учащиеся отмечают нужный ответ на корточках):

Карточки для рефлексии

1. На уроке я работал


2. Своей работой на уроке я


3. Урок для меня показался


4. За урок я


5. Мое настроение


6. Материал урока мне был


 

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно


доволен / не доволен


коротким / длинным


не устал / устал


стало лучше / стало хуже


понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным

интересно / не интересно

Учитель: Спасибо за урок! До свидания.