Цели и задачи урока:
- Продолжить формирование представлений о народах мира, о коренном и пришлом населении Северной Америки, его расовом составе, расселении по материку;
- Выяснить, как повлияло переселение европейцев на жизнь коренного населения - индейцев;
- Рассказать о предпосылках образования и образовании Соединенных Штатов Америки;
- Продолжить развивать творческие способности учащихся, умение работать с различными источниками информации при составлении описания страны.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя:
Сегодня мы поговорим с вами о государстве, о котором все вы не раз слышали по телевизору, радио, читали в газетах. Это могущественная держава, одна из самых больших стран мира по площади и численности населения. Этому государству более 200 лет. Что же это за государство? (ответы учащихся, что это США)
2. Основная часть занятия:
2.1 Учитель: Единого мнения о том, кто первым достиг берегов Америки, нет. Одни считают, что Новый Свет открыли викинги, другиесклоняются к мнению, что – азиаты, третьи - что жители Океании. Нодоподлинно известно, что после плавания Колумба эта Земля сталаизвестна всему свету, стала заселяться и осваиваться. Колумб–величинавечная. История Колумба - это бесконечная история загадок. Сомнениюподвергается все - дата рождения, город, где он родился. За правосчитать себя родиной Колумба спорят 14 итальянских городов и 12наций. Колумб решил пробраться в Индию западным путем. Онобращался к королю Португалии, но тот отказался финансироватьданный проект. Тогда Колумб обратился к королю Испании. ВенценосецИспании согласился финансировать плавание Колумба, но это былодалеко не сразу. С невероятным трудом он собрал команду, и, наконец, 3августа 1492 года, маленькая эскадра покинула испанский порт Палос инаправилась на запад искать Индию.
2.2 Сценка: «Каравеллы Колумба подходят к берегам Багамскихостровов»
1-й матрос: - Море было спокойным и пустынным, дул попутный ветер. Так мы шли больше месяца. 15 сентября мы увидели зеленую полосу.Но наша радость вскоре сменилась огорчением. Это была не долгожданная Земля, а Саргассово море - гигантское скопление водорослей.
2-й матрос: - 20 сентября мы увидели стаи птиц, летевших на запад. Но и на этот раз нас ждало разочарование. Экипаж начал волноваться.
Колумб чтобы не пугать экипаж стал уменьшать дальность пройденного пути в судовом журнале.
3-й матрос: - Капитан! Мы в пути более двух месяцев, но так и не достигли берегов Индии!
1-й матрос: - Матросы беспокоятся! Назревает бунт!
2-й матрос: - Капитан! Земля! Земля!
Колумб: Друзья! Сегодня, 12 октября 1492 года, мы достигли берегов Индии! Да здравствует Испания и испанский король!
3-й матрос: - Перед нами был небольшой остров, заросший пальмами.Вдоль берега по песку бежали голые люди. Колумб надел на латы алое платье и с королевским флагом сошел на берег. Это был один из Багамских островов. Колумб назвал его Сан-Сальвадор.
2.3 Вопросы учителя по сценке:
- Как зовут человека, который возглавил плавание трех каравелл?
- Какую часть света открыл Колумб?
- Острова, которые открыл Колумб, были обитаемы. Как вы думаете, кого встретили там путешественники?
2.4 Рассказ учителя: коренных жителей называют аборигенами.Колумб назвал их индийцами - ведь он думал, что приплыл в Индию.Вообще слово «индеец» существует только в русском языке, а ванглийском «индеец» и «индиец» звучат одинаково. Итак, кореннымижителями Америки были индейцы. Прошло более 200 лет. Какизменилась жизнь индейцев за это время?
2.5 Колумб: Индейцы были красивыми, рослыми людьми. Они неносили одежд, тела их были пестро раскрашены. У некоторых в носахбыли продеты блестящие палочки, приведшие меня в восторг: ведь этобыло настоящее золото. В поисках золота и пряностей я покинул Сан-Сальвадор и двинулся дальше на запад, открывая остров за островом.Нас поражала красота островов, разбросанных в океане, дружелюбие икротость индейцев, которые за побрякушку и красивые тряпки отдавалинам золото. 16 января мы отправились в обратную дорогу, а 15 мартаприбыли в порт Палос. Так закончилось мое первое плавание. Послепервого были еще второе, третье, четвертое плавание. Но они не были такими удачными как первое. И до конца жизни я был уверен, что никакого Нового Света я не открыл, а нашел путь в Индию.
1-й индеец: Индейцы жили родовым строем, занимались охотой и мотыжным земледелием. Они дружелюбно встретили европейцев, помогли им продовольствием, научили возделывать кукурузу.
2-й индеец: Европейцы за бесценок скупали у нас меха. Но они не ограничивались этим. Колонистам нужна была земля, и они начали всеми способами вытеснять индейцев вглубь материка. Так за набор ножей и бус, стоимостью 24 доллара, они купили у нас остров Манхэттен, на котором теперь расположена центральная часть Нью-Йорка. Но часто колонисты вообще не обременяли себя расходами, а просто истребляли племена индейцев и занимали их земли. Войны с индейцами были столкновением двух миров - первобытного и мира капитализма.
2.6 Сценка «Обмен пленными»
Полковник: - Почему вы привели только двух пленников? Мы знаем, чтоих, по крайней мере , 15 человек! Где же они?
Каманч: - Да, это правда, есть много других пленников, но они находятся в лагерях племени Нермерунх, куда наша власть не распространяется.
Полковник: - Нам не нравится то, что вы предлагаете. Мы же предупредили вас, что бы вы не появлялись здесь, пока не привезете всех пленных. Когда все пленные будут возвращены, тогда мы будем что-то обсуждать, тогда вы и другие вожди, прибывшие сюда, смогут свободно уйти. До этого момента вы - наши пленники!
Каманч: - Мы будем защищаться! Борьба будет на смерть, потому, чтоживыми мы не сдадимся!
2.7 Учитель: Что произошло дальше, вы можете себе представить. На сегодняшний день индейцев на двух материках осталось всего 24 миллиона человек, проживающих в резервациях. Особенно гибельной оказалась английская колонизация т.к. она была массовой. Тысячи бедняков из Англии - лишившиеся земли крестьяне, разорившиеся ремесленники - перебирались в Америку. Уезжали и люди среднего достатка, преследуемые на Родине. Чем же занимались первые переселенцы?
2.8 Сценка «Беседа первых переселенцев»
1-й человек: - Давай наймемся на работу к Алехандро ДельТоррезе. Говорят, он крупный землевладелец, думаю, люди ему нужны. 2- человек: - Действительно, ранчо ДельТоррез огромное, почти 50тысяч акров земли, которые невозможно объехать за один день.
3-й человек: - Коровы и лошади свободно пасутся в сопровожденииковбоев на всей территории, а особо ценные животные содержатся в загонах.
1-й человек: - Говорят, он так же владеет складами и причалами в НовомОрлеане, плантацией хлопка в Луизиане, серебряными рудниками, даеще собирается выращивать сахарный тростник.
2-й человек: - Да, люди ему нужны.
3-й человек: - Пойдем, наймемся к нему. А заработаем денег, свои фермы построим.
2.9 Учитель: Большие хозяйства основывали только те, у кого были деньги. Трудовой люд из Англии и других стран нанимался к ним на работу, чтобы в дальнейшем, заработав деньги, обзавестись собственной фермой. От двух до семи лет наемные работники тоже были практически на положении рабов. В северных колониях люди работали на своих семейных фермах, а на юге переселенцы основывали большие плантации, на которых работали негры-рабы. На берегу Атлантического океана колонисты занимались рыболовством, торговлей, судостроительством. В 1775 году в 13 английских колониях насчитывалось 2.5 миллиона человек. Постепенно колонисты стали называть себя не англичанами, а американцами, американским народом. И теперь у всех жителей США в паспорте написано: американец США. В глазах правящих кругов Англии колонии существовали только для того, чтобы обогащать английскую знать - поставлять дешевое сырье, приобретать английские товары. По мере того как росло национальное самосознание американцев, они все сильнее тяготились властью Англии. Весной 1775 года началась вооруженная борьба, которой суждено было продлиться 8 лет. Главнокомандующим Армией был назначен Джордж Вашингтон - богатый плантатор. Это был человек проницательного ума и сильной воли, отважный, строгий к себе, никогда не падавший духом.
2.10 Сценка «Вашингтон рассказывает о «Декларации независимости» и войне».
Вашингтон: - 4 июля 1776 года была принята «Декларация независимости». «Декларация» провозглашала равенство всех людей в правах: «все люди сотворены равными» и все они наделены «неотъемлемыми правами, к числу которых принадлежат жизнь, свобода и стремление к счастью» поэтому 13 колоний отделяются от Англии и образуют независимое государство - Соединенные Штаты Америки. Война длилась 8 лет. В 1783 году в Париже был заключен мир - Англия признала независимость США. Постепенно в состав США входили другие штаты. Так в 1867 году за 7.2 миллиона долларов (менее чем 5 долларов за квадратный километр) полуостров Аляска был куплен у России. Это была очень выгодная сделка для США и невыгодная для России т.к. в конце 90-х годов 19 века на Аляске нашли месторождения золота. Последний штат - Гавайские острова - вошел в состав США в 1959 году.
Как любое государство США имеет флаг. На нем изображены 13 красно-белых полос, символизирующих первые тринадцать штатов, объединившихся в борьбе за независимость. На синем фоне расположены 50 белых звездочек, обозначающих количество штатов, входящих в состав государства.
Столицей государства является город Вашингтон, названный в мою честь.
3. Заключительная беседа:
3.1 Об образовании какого государства мы с вами сегодня говорили?
3.2 На каком материке расположены США?
3.3 Воды, каких океанов омывают берега США?
3.4 Кого считают первооткрывателем Америки?
3.5 Сколько штатов входит в состав государства? Где это отражено?
3.6 Что символизируют красно-белые полосы на флаге США?
3.7 Как называется столица государства? В честь кого дано название?
3.8 Имеют ли национальность граждане США?
4. Домашнее задание:
Приготовить небольшие сообщения:
- Нью-Йорк - самый большой город США
- Большие города Приозерья
- Атланта - пример процветания
- Курорты Флориды
- Хьюстон - химическая и космическая столица США
- Лос-Анджелес - город Голливуда и Диснейленда