Цели:
- познакомить обучающихся с понятиями осевой и центральной симметрий;
- рассмотреть осевую и центральную симметрии как свойства некоторых геометрических фигур;
- учить строить симметричные точки и распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметриями;
- развивать внимание, логическое мышление;
- воспитывать интерес к математике.
Оборудование: учебник «Геометрия 7-9» авт. Л.С. Атанасян, мультимедийный проектор, экран, набор карточек с тестом, таблички для рефлексии.
План урока:
- Организационный момент.
- Рефлексия.
- Теоретическая самостоятельная работа.
- Проверочный тест.
- Изучение нового материала.
- Физкультминутка.
- Закрепление изученного материала.
- Просмотр презентации, подготовленной обучающейся 8 класса.
- Рефлексия.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент.
(Слайд 1 Приложение 1)
– Древняя китайская мудрость гласит:
“Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю,
я делаю – я понимаю”.
Чтобы наш урок был плодотворным, давайте последуем совету китайских мудрецов и будем работать по принципу: “Я слышу – я вижу – я делаю”.
II. Рефлексия.
Ребята, прежде чем начать урок, проверим, с каким настроением вы сегодня пришли? Покажите одну из трех карточек, лежащих у вас на партах. (Слайд 2).
III. Теоретическая самостоятельная работа.
Заполните таблицу, отметив знаки «+» (да) и «-» (нет). (Слайды 3-4) Один из обучающихся работает на обратной стороне доски, остальные – в своих тетрадях. После завершения работы класс проверяет работу, выполненную обучающимся на доске.
IV. Проверочный тест.
Тесты в двух вариантах раздаются в распечатанном виде обучающимся. Ответы нужно написать на листочках и в тетрадях: листочки сдаются на проверку учителю, ответы в тетради проверяют сами обучающиеся по ответам на слайде. (Слайды 6-7)
I вариант | II вариант |
1. Любой прямоугольник является… а) ромбом; б) квадратом; в) параллелограммом; г) нет правильного ответа. |
1. Любой ромб является… а) квадратом; б) прямоугольником; в) параллелограммом; г) нет правильного ответа. |
2. Если в четырехугольнике диагонали перпендикулярны, то этот четырехугольник… а) ромб; б) квадрат; в) прямоугольник; г) нет правильного ответа. |
2. Если в параллелограмме диагонали перпендикулярны, то этот параллелограмм… а) ромб; б) квадрат; в) прямоугольник; г) нет правильного ответа. |
3. Ромб – это четырехугольник, в котором… а) диагонали точкой пересечения делятся пополам и равны; б) диагонали взаимно перпендикулярны и точкой пересечения делятся пополам; в) противолежащие углы равны, а противолежащие стороны параллельны; г) нет правильного ответа. |
3. Прямоугольник – это четырехугольник, в котором… а) противолежащие стороны параллельны, а диагонали равны; б) диагонали точкой пересечения делятся пополам и являются биссектрисами его углов; в) два угла прямые и две стороны равны; г) нет правильного ответа. |
V. Изучение нового материала.
Слово учителя:Тема сегодняшнего урока «Осевая и центральная симметрии». (Слайды 8-9)
«Симметрия является той идеей, с помощью которой человек веками пытается объяснить и создать порядок, красоту и совершенство»
Герман Вейль
В древности слово «СИММЕТРИЯ» употреблялось в значении «гармония», «красота».
В переводе с греческого это слово означает «соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей» (Слайд 10)
Сейчас выполним практическую работу:
(Слайд 11). Отметьте точку Аа. Из точки А опустите перпендикуляр АО на прямую а. Теперь от точки О отложите перпендикуляр ОА1= АО. Две точки А и А1 называются симметричными относительно прямой а. Такая прямая называется осью симметрии. (Учитель строит на доске, ученики в тетрадях). Какие две точки называются симметричными относительно прямой? (стр. 110 учебника)
(Слайд 12). Симметричность предметов относительно прямой в жизни.
– У геометрических фигур может быть одна или несколько осей симметрии, а может и не быть совсем. А как вы думаете, сколько осей симметрии у прямоугольника?
(Прямоугольник имеет 2 оси симметрии) (Слайд 13).
– А у круга? (Круг имеет бесконечно много осей симметрии) (Слайд 14).
– Мысленно определите, сколько осей симметрии имеет каждая из фигур? (Слайд 15). Проверим. (Слайд 16)
– Симметричными могут быть не только точки, но и различные геометрические фигуры. Давайте построим треугольник, симметричный треугольнику, который изображён на доске.
– Попробуйте сформулировать определение фигуры, симметричной относительно прямой. (Стр. 111 учебника)
– Говорят, что такие фигуры обладают осевой симметрией. Назовите фигуры, обладающие осевой симметрией. Назовите фигуры, которые не имеют оси симметрии. (Параллелограмм, разносторонний треугольник).
– (Слайд 17). Оказывается, можно построить симметричные точки не только относительно прямой, но и относительно какой-либо точки. Возьмём произвольную точку А и точку О, относительно которой будем строить симметричную точку. Соединяем точки А и О отрезком, затем от точки О откладываем отрезок ОА1=ОА. Таким образом, О – середина отрезка АА1. Точки А и А1 называются симметричными относительно точки О. Попробуйте сформулировать определение симметричных точек относительно точки. (Стр. 111)
(Слайд 18) А теперь построим треугольник А1В1С1 симметричный треугольнику АВС относительно точки О. Попробуйте сформулировать определение фигуры, симметричной относительно точки. (Стр. 111 учебника). В этом случае говорят, что фигуры обладают центральной симметрией.
– Приведите примеры фигур, обладающие центральной симметрией. (Слайд 19). Существуют фигуры, обладающие осевой и центральной симметриями. Назовите такие фигуры. (Слайд 20).
VI. Физкультминутка.
– Встаньте, улыбнитесь. Возьмитесь за руки. Передайте своему товарищу положительные эмоции, поделитесь капелькой теплоты, добра.
Хочу я, чтоб тепло к тебе пришло
Как свет весенний, как тепло костра:
Пусть для тебя источником добра
Не станет то, что для другого – зло. (Слайд 21)
VII. Закрепление изученного материала.
- Выполнение №418, 423 по учебнику.
- Задание для самостоятельной работы:
– (Слайд 22) Расположите данные фигуры по трем столбикам таблицы «Фигуры, обладающие центральной симметрией», «Фигуры, обладающие осевой симметрией», «Фигуры, имеющие обе симметрии». (Обучающиеся выполняют это задание в рабочих тетрадях.) А теперь проверим полученные результаты. (Слайд 23)
VIII. Просмотр презентации, подготовленной обучающимися.
(Слайды 24-29)
IX. Рефлексия.
– С каким настроением вы уйдете с урока? Покажите одну из трех карточек.
X. Подведение итогов.
– Что нового, интересного вы узнали сегодня на уроке? Что понравилось в уроке? Что не понравилось? Оценки за урок.
XI. Домашнее задание.
п.47, в.16-20; №421, №422.
– На этом урок окончен. Спасибо за работу на уроке. До свидания!