Цели:
- Образовательная – закрепление основных задач и направлений внешней политики России во второй четверти – второй половине XIX века.
- Развивающая – закрепление работы с различными источниками. Умение устного выступления на аудиторию, работа в группе.
- Воспитательная – воспитание активной гражданской позиции, патриотизма.
Задачи урока:
Учащиеся должны:
- Закрепить основные задачи и направления внешней политики России в обозначенный период и, прежде всего, закрепить суть «восточного вопроса»;
- Закрепление Кавказа и Закавказья в составе Российской империи;
- Разрешение пограничных вопросов с Китаем и Японией;
- Наступление на среднеазиатские ханства; присоединение Казахстана.
Провести сравнительный анализ разных источников о событиях, сделать сравнительную характеристику политических лидеров.
Основные понятия: «восточный вопрос», мюридизм, Средняя Азия, ханство, жузы, эмират, протекторат.
Оборудование: Слайд-шоу с информацией о разных политических направлениях во внешней политике России, картами регионов и портретами политиков.
Тип урока: Повторно-обобщающий с использованием стратегий «исследовательское обучение», «проблематизация» (Т.К. Селевко «Школьные технологии»).
План:
- Основные направления и задачи внешней политики России во второй четверти – второй половине XIX века.
- «Восточный вопрос» во внешней политике России. Сравнительная характеристика «Севастопольских рассказов» Л. Толстого и современного фильма «Турецкий гамбит» по одноименному произведению Акунина.
- Кавказская война. Сравнительная характеристика политических лидеров Шамиля и Шамиля Басаева.
- Дальневосточное направление внешней политики России.
- Наступление России на среднеазиатские ханства; присоединение Казахстана.
Рекомендуемая организация урока.
Общие рекомендации: обратите внимание учащихся на то, что в изучаемый период российская дипломатия действовала по нескольким направлениям: западное, восточное, дальневосточное.
NB поскольку материал урока очень велик, а тема важна, предлагаю разбить его на два урока. Материалы об основных направлениях во внешней политике строятся на основе учебника, дополнительной литературе. Собрать и построить слайд-шоу поручается группам учащихся по направлениям во внешней политике и по интересам. В ходе своего выступления группа учащихся раскрывает свой вопрос, в конце делает вывод. Преподаватель помогает правильно проанализировать вопрос. Группа сдает оценочный лист каждого участника. В конце урока при подведении итогов оценивается деятельность каждого учащегося.
Вывод: внешняя политика в изучаемый период долгое время была сдержанной и осторожной. Серьезные изменения начались на рубеже веков, когда Россия включилась в гонку за колониями.
- Оценка работ групп учащихся (приложение 2).
- Подведение итогов (приложение 3).
- Материалы к уроку (приложение 1).
Литература:
- А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Севохина «История России в схемах» (учебное пособие). Москва, изд. «Проспект», 2009.
- Е. Велидова, Т. Коршунова «Памятные даты России» (энциклопедия). Москва, изд. «Айрис Пресс. Рольф», 1999.
- А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов «История России XVII-XIXвв.» (часть 2). Москва, изд. «Русское слово», 2006.
- А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России XIXв.». Москва, изд. «Просвещение», 2008.
- Интернет.