Цели урока:
- сформировать у учащихся представление о животном мире;
- развивать познавательный интерес учащихся;
- воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование:
- Плакат со словами: «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину». (М. Пришвин)
- Выставка книг о животных.
- Рисунки детей (животные, занесенные в Красную книгу).
Ход урока
I. Оргмомент
(класс делится на 2 команды)
На фоне музыки.
Ведущий: Как прекрасен и удивителен окружающий нас мир! Как прекрасны и неповторимы бескрайние леса, полноводные реки и озера, высокие уральские горы! Как удивительны и уникальны животные, населяющие наш край!
Но мало только любоваться природой. Надо уметь относиться к ней бережно. Люди, к сожалению, не всегда задумывались над этим. Только за последние 2000 лет были полностью истреблены почти 350 видов животных.
Посмотрите на эти картинки: на них изображены животные, которые находятся на грани исчезновения. Страшно представить, что через каких-нибудь 100 лет на планете не будет ни белых медведей, ни стерха, ни моржей.
Наша встреча сегодня посвящена животному миру нашего края.
Позвольте представить вам участников и членов жюри.
II. Представление жюри и команд
III. Конкурс «Приветствие»
Ведущий: Наш первый конкурс «Приветствие».
Название команды, девиз (дети придумали сами).
IV. Конкурс «Разминка»
Ведущий: Наш следующий конкурс «Разминка» командам предстоит ответить на 12 вопросов. Время на обдумывание каждого вопроса 30 секунд. Отвечает та команда, капитан которой раньше поднимет руку.
И так мы начинаем!
«Разминка» (вопросы задаются по очереди)
- Чем питаются олени? (лишайники, мох, ягель, грибы, трава, осока)
- Как называется детеныш лисицы? (щенок)
- Мех какого зверька считается самым главным богатством Ямала? (песец)
- Какого цвета шубка у белки? (зимой – серого, летом – рыжего)
- Какие воды промысловых рыб обитают в нашем крае? (навага, корюшка, камбала, муксун, щекур)
- Какие млекопитающие обитают в нашем крае? (тюлень, медведь, морж, песец, олень, лемминг)
- Шкурки каких животных в Древней Руси служили деньгами? (шкурки куницы, беличьи шкурки)
- Какая птица живет на побережье? (чайка)
- Это разновидность журавля занесенного в Красную книгу. (журавль-стерх)
- Назовите главную птицу тундры, зимой зарывающуюся в снег? (куропатка)
- Какие виды млекопитающих и птиц занесены в Красную книгу? (из птиц – краснозобая казарка, белый журавль, сокол-сапсан, морж атлантический, северный олень, белый медведь)
- Какая птица совершает самый длинный перелет? (полярная крачка – протяженность перелета 15.000 км)
Ведущий: Пока команды отдыхают, а жюри подводит итоги двух конкурсов, я попрошу зрителей обратить внимание на выставку книг. В этих книгах вы найдете много интересного о животных, птицах нашего края. Эти книги откроют перед вами удивительный, прекрасный и таинственный мир природы нашего края, которую следует беречь, а не уничтожать.
Итоги двух конкурсов. Слово предоставляется жюри.
V. Конкурс «Кто есть кто?»
Ведущий: Следующий наш конкурс называется «Кто есть кто?»
На протяжении многих тысячелетий люди наблюдали за животными, подмечали особенности поведения того или иного зверя и давали ему прозвище. На доске прикреплены прозвища некоторых животных. Мы со зрителями будем разгадывать головоломку, а команды должны подготовить ответы на вопросы: каким животным были даны эти прозвища?
Но если участники игры смогут еще и сказать, почему зверя так прозвали, то за каждый правильный ответ они получат дополнительный балл.
Конкурс «Кто есть кто?» (вопросы задаются по очереди)
- Таежный барометр (Бурундук. За несколько часов до дождя бурундуки изучают особые грустные звуки)
- Серый разбойник (Волк. Прозвище получил за хищничество)
- Лесной доктор (Дятел. Добывает из стволов и коры деревьев насекомых)
- Косой (Заяц. Убегая от врага, скашивает глаза, чтобы посмотреть, где находится преследователь).
- Патрикеевна (Лиса. Получила свое прозвище в честь князя Патрикея Наримунтиновича, жившего 600 лет назад и прославившегося своей хитростью и изворотливостью).
- Сохатый (Лось. Прозвище произошло от слова « соха», на которую похожи рога старого лося).
- Косолапый (Медведь. Получил за свою косолапость).
- Пернатая кошка (Сова. Так ее называют за то, что она охотится на мышей).
Ведущий: Ребята, давайте проверим, как команды справились с заданием. (проверка задания)
VI. Игра со зрителями
Ведущий: Пока жюри подводит итоги, я попрошу зрителей отгадать загадки.
-
В ночь беззвездную до чума
Кто добраться вам поможет?
Кто разыщет путь по ветру,
Если в тундре бездорожье? (Олень) -
Очень важно, чтоб охотник
Знал, куда летит сова.
Потому что, по науке
Наших дедов и отцов,
По следам совы капканы
Надо ставить на … Кого? (На песцов) -
Она, как снег, от солнца прячется
А мышки – от нее. (сова) -
По речной глади
Деревянная уточка скользит
Крыльями о воду бьет,
А взлететь не может. (Лодка) -
С неба летит – пляшет
Все, что есть в тундре – прячет.
А в чум попадет – плачет. (Снег) -
У кого зимой и летом
Нос всегда холодный? (У собаки)
Ведущий: Я благодарю зрителей за прекрасные ответы и прошу жюри подвести итоги.
VII. Конкурс пословиц и поговорок
Ведущий: В русской разговорной речи используются пословицы и поговорки, в которых фигурируют различные животные, птицы, рыбы.
Наш очередной конкурс будет заключаться в следующем: я начну пословицу или поговорку, а команда должна ее закончить.
Задания 1 команде:
- Волков бояться… (в лес не ходить).
- Бьется как… (рыба об лед).
- Лучше синица в руках, чем … (журавль в небе).
- Знает кошка, чье… (мясо съела).
Задания 2 команде:
- С волками жить… (по-волчьи выть).
- На то и щука в реке, чтоб карась … (не дремал).
- Старый конь борозды… (не портит).
- Гусь свинье… (не товарищ).
Ведущий: Пока жюри подводит итоги, предлагаю вашему вниманию концертный номер.
Концертный номер, подведение итогов.
VIII. «Животные в литературе»
Ведущий: Наш следующий конкурс называется «Животные в литературе». Команды должны вспомнить те литературные произведения, действующими лицами которых являются животные.
- Примеры: Р. Киплинг « аугли»
- К. Чуковский «Доктор Айболит»
- А. Куприн «Белый пудель»
- А. Волков «Волшебник Изумрудного города»
- С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими животными»
IX. Игра со зрителями
Ведущий: Пока команды выполняют задание, предлагаю зрителям рассказать стихи о животных, или вспомнить песню о животных.
Проводится игра со зрителями, затем команды зачитывают свои ответы: кто больше назовет произведений.
X. Конкурс капитанов
Ведущий: Подошло время конкурса капитанов. Им предстоит произнести небольшую, но страстную и убедительную речь в защиту природы.
XI. Итог
Ведущий: Вот и подошла к концу наша встреча.
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши:
Она – твой давний добрый пекарь,
Она – союзница души.
Не жги ее напропалую,
И не исчерпывает до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она – одна. (В. Шефнер)