Здоровье-необходимое условие для гармоничного развития личности.
И если недостаток образования можно восполнить, то подорванное здоровье восстановить
значительно труднее, а нарушенное в детском возрасте - зачастую невозможно.
Здоровье - одна из важнейших составляющих целостного развития человека, характеризующая его жизнеспособность. Данные обследования здоровья учащихся показывают, что за последние десятилетия значительно увеличился процент учащихся имеющие те или иные заболевания. Невольно возникает мысль, что сам образовательный процесс в части его организации является фактором, разрушающим здоровье учащихся и учителей.
Специалисты считают, что 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны со школой. Это убедительно доказывают данные института возрастной физиологии РАО, в соответствии с которыми в школу приходит около 20% первоклассников, имеющие нарушения психического здоровья пограничного характера. К концу первого класса число таких детей увеличивается до 60-70%. За данный период обучения ухудшается состояние психического здоровья детей, что свидетельствует о негативном влиянии, которое оказывает школа. Что же является причиной резкого ухудшения здоровья учащихся.
Валеологический анализ современного педагогического процесса в школе позволил выделить ряд основных факторов:
-объективные (заложенные в нормативных образовательных документах: программах, учебниках, планах и пр.)
- субъективные - связанные с организацией различных видов взаимодействия между субъектами учебного процесса - учителями, учащимися, родителями.
Выделим наиболее важные показатели рациональной организации учебно-воспитательного процесса в школе.
- валеологический подход к организации и проведения уроков;
- применение на уроках здоровьесберегающих технологий;
- проведения двигательных перемен.
Рассмотрим более подробно основную форму организации учебного процесса - урок. От правильной организации урока, уровня его рациональности зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, длительность умственной работоспособности, предупреждение преждевременного утомления. Правильная организация обучения помогает детям осознать важность сохранения здоровья.
Выделим основные правила построения урока с позиции здоровьесберегающих прав.
1. Правильность организации урока.
2. Использование каналов восприятия.
3. Учет зоны работоспособности учащихся.
4. Распределение интенсивности умственной деятельности учащихся.
При планировании уроков педагог должен учитывать критерии здоровьесбережения:
- обстановка и гигиенические условия в классе;
- психологический климат;
- чередование видов учебной деятельности;
- количество, чередования видов преподавания;
- место и длительность применение ТСО;
- поза учащегося, чередования позы в течение урока;
- наличие мотивации деятельности учащихся на уроке;
- плотность урока.
Практика показывает, что успех валеологического образования в школе достигается за счет системного подхода на уроках, во внеурочное время, как педагогами, так и родителями.
Однако важная роль отводится учителю, так как именно он может обучить школьников технике валеологических умений и навыков на уроках, провести урок с применением здоровьесберегающих технологий.
Сущность валеологично проведенного урока состоит в том, что этот урок, должен обеспечивать ребенку и учителю сохранение и увеличение запаса жизненных сил от начало урока до конца.
Валеологично проведенный урок должен стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учиться, получать радость от каждого прожитого дня.
Для этого каждый педагог должен:
- избегать любых замечаний в адрес детей по поводу дисциплины, особенно замечаний, которые задевают чувство их собственного достоинства;
- желательно, чтобы дети постоянно слышали спокойный, ласковый тон учителя, обращение к себе по имени, видели улыбки на лицах учителей;
- чтобы дети ощущали абсолютное уважение к любому мнению и любому ответу каждого ученика;
- чтобы учитель понимал, что в ситуации общения с учениками он находится по отношению к ним в двух позициях: в позиции учителя, наставника и в позиции ученика;
- учителю в первую очередь самому необходимо стремиться быть здоровым и показывать детям пример.
Работая с учащимися ,педагогам необходимо учитывать, что
- у каждого ребенка свой потенциал здоровья;
- здоровье - это состояние организма ,им нужно научиться управлять;
- хорошее здоровье - результат собственных усилий;
- 20% урока дети должны находиться в состоянии двигательной активности
Задачи учителя:
- формирование у детей и родителей внутренней мотивации к здоровому образу жизни;
- развитие навыков личной гигиены;
- приобщение к рациональному питанию;
- раскрытие способов поддержания физического и психического здоровья.
Советы педагогу для проведения здоровьезберегающих уроков:
- правильно расположи парты в классной комнате;
- положительное общение детей (начало каждого урока с приветствия в парах, в группах, в кругу).
Такое приветствие выполняет функцию положительного настроя на данный урок, обеспечивает снятие напряжения ,усталости, является положительной установкой на урок;
- организация активного межличностного общения - это ситуация прощания взаимоблагодарения, которое организуется так же как и приветствие.
Общение детей на уроке способствует коллективная работа.
- правильно организуй беседу, в которой превалирует вопросы эвристического, поискового или проблемного характера, подразумевавшие ответы в форме размышления;
- работай по расширению сознания детей, в результате которой учащиеся осмысливают свою жизнь, свое поведение, отношения с окружающими людьми и усваивают позитивные мысли о здоровье.
Несколько советов педагогу по организации предотвращения перегрузок на уроках.
1. Изменение позы во время урока. Смена поз каждые 15-20 минут урока.
2. Работа в режиме зрительно-пространственной активности ,необходимо, чтобы дети работали в режиме дальнего зрения. ("Речевой мершрут" чтение с доски шаг за шагом, подходя к тексту)
3. Работа в режиме дальнего зрения. (сюжетные, предметные картинки, цифровой материал размер от 1 см - 3 см расположены на стенах.)
4. Речевая разминка на уроках чтения (скороговорки, чистоговорки, поговорки, стихи, которые читаются в разном темпе, работа ведется в режиме пошагового алгоритма шаг-отдельный слог или слово, движение по классы по заданию учителя).
5. Проведение физминуток по методике сенсорно-координаторских тренажей.(в четырех верхних углах класса фиксируются сюжетные изображения Вместе картинки составляют единый сюжет. Под каждой картинкой помещается одна из цифр: 1, 2, 3, 4. Все учащиеся поднимаются в положение стоя и под команду учителя "1, 2, 3, 4 начинают фиксировать взгляд по очереди на соответствующие картинки. Затем порядок счета меняется и т.д. При этом ученики совершают синхронные движения, головой, туловищем. Дети должны успеть увидеть все четыре сюжета и затем ответить на вопрос. Продолжительность тренажа 1-1,5 минуты.
Известно, что одним из важнейших условий комфортного существования человека в социуме является его способность к общению. Развитие этой способности у детей является одной из важных задач обучения и воспитания.
Особой специфической чертой валеологического подхода к уроку является его рефлективность.
Здоровым можно считать человека сознательного, то есть живущего с сознанием о себе, об окружающем его мире, а сознательным можно назвать того, кто способен контролировать себя. Поэтому с позиции валеологического подхода рекомендуем начинать и заканчивать урок фиксацией в специальном дневнике настроения, здоровья.
Можно использовать разнообразные формы и средства рефлексии: устное слово, цвет, музыку, письменное слово. Рефлексию можно включать в разные этапы урока. Валеологический подход к организации педагогического процесса обеспечивает воспитание человека в самом высоком смысле этого слова. Человека с большой буквы.
Литература.
- Советова Е.В. Оздоровительные технологии в школе .-Ростов н /Д:Феникс,2006.-288 - ( Здравствуй ,школа!).
- Орехова Т. Валеологический подход к организации урока в современной школе. "Начальная школа ,Плюс-минус", 2001 год № 9.
- Кокарева Охрана и укрепление здоровья детей в современных образовательных технологиях. "Образование", 2002год
- Литература:лучшие страницы педагогической прессы № 1. 2002. 3 2003