Современный этап развития системы дошкольного воспитания характеризуется повышением его качества в соответствии с планируемыми целями. Определяя цели развития своего дошкольного образовательного учреждения, каждый руководитель вместе с педагогическим коллективом постоянно сверяет полученные результаты с запланированными. Управление по результатам предполагает, что изначально перед коллективом ставятся реальные для исполнения цели.
Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.
Три правила - жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и развивать красоту вокруг себя - это, мы считаем, средства реализации эстетического воспитания. Работа воспитателей и педагогов направлена на:
- формирование эстетического отношения детей к окружающему;
- формирование художественных умений в области разных искусств (рисование, лепка, пение, конструирование, движения под музыку, развитие словесного творчества).
Сегодня в соответствии с Законом "Об образовании", Законом "О защите прав потребителей", нормами Гражданского кодекса РФ дошкольное учреждение с учетом потребностей семьи, на основе договора с родителями может давать дополнительное образование дошкольникам разного возраста.
Дополнительное образование детей дошкольного возраста появилось сравнительно недавно. Начало этой работы пришлось на увеличение социального напряжения, связанного с социально-экономическими преобразованиями в России и, как следствие, со снижением рождаемости, появлению конкурентоспособности детского сада. Содержание, формы организации, методы и приемы дополнительного образования педагоги могут выбрать самостоятельно, рассматривая кружок или студию просто как возможность индивидуальной работы с детьми и повышение уровня их развития. Дополнительное образование можно рассматривать как один из видов образования по выбору, целью которого является гармонично развитая, социально активная личность ребенка. Данное образование дает возможность выявить и поддержать детей, способных к творческой деятельности, полнее использовать потенциал дошкольного образования за счет углубления, расширения и практического применения приобретенных знаний, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.
К ведущим видам деятельности дошкольных учреждений, осуществляющих дополнительное образование, относятся следующие: индивидуализация и дифференциация работы с детьми, доступность, творческое сотрудничество детей и взрослых, системный подход к постановке и решению задач образования, сочетание индивидуальных и групповых форм работы. ДОУ получило возможность развивать работу с детьми, приглашая к сотрудничеству педагогов разных специальностей.
Учитывая интересы дошкольников и запросы родителей, педагогический коллектив МДОУ "Алтынчеч" города Буинска РТ выбрал направление художественно-эстетического цикла.
Первое, с чего началась работа по выбранному направлению, была четко сформулирована цель: реализация творческого потенциала дошкольника. При этом планирование и организация стали более гибкими и позволили приобщить к делу каждого участника педагогического процесса. Кроме того, в процессе внедрения поставленных задач педагогам и родителям предлагалось внести изменения и предложения в планируемый проект.
Второй этап работы включал в себя постановку и решение конкретных задач, а именно:
- Активный поиск путей решения существующих в ДОУ проблем;
- Стремление педагогического коллектива повысить качество предоставляемых услуг, сделать их более разнообразными и тем самым сохранить детский сад;
- Поиск инновационных путей для улучшения деятельности всего коллектива;
- Возросшие запросы отдельных групп родителей;
- Конкуренция между детскими садами.
Основной задачей, при этом, является:
- Формирование новых подходов к созданию развивающей среды;
- Разработка гибкого режима, предусматривающего строго дозированную нагрузку на детей;
- Создание комфортных условий для ребенка, получающего дополнительное образование; реализация преемственности образовательных программ дошкольного учреждения с авторскими технологиями дополнительного образования; совершенствование непрерывного образования;
- Удовлетворение потребностей детей на занятиях по интересам;
- Разработка и реализация новых методов обучения, информационных образовательных технологий.
- Поиски вариативных форм и методов работы с детьми позволили выделить альтернативу выбора.
- Оказание дополнительных образовательных услуг начинается с выполнения следующих условий:
- Обследование ребенка до составления общей и индивидуальных программ;
- Составление расписания занятий во вторую половину дня;
- Создание условий;
- Изучение мнения родителей о характере содержания и организации занятий.
С целью осуществления разностороннего художественно-творческого развития детей в ДОУ "Алтынчеч" была организована работа эстрадно-художественной студии "Забава", рассчитанная на три года обучения. Ее создание весьма прогрессивно, однако вызывает большую потребность в специалистах, которые развивали бы в детях художественно-эстетические способности. Дело это непростое.
Во-первых, от такого специалиста требуется знание законов художественного творчества;
Во-вторых, знание психолого-педагогических основ развития детского творчества;
В-третьих, знание психологии ребенка, его индивидуальных способностей.
Приступая к осуществлению координирующей функции моей целью было создать систему взаимосотрудничества с микросоциумом в воспитании гармонично развитий личности. Поэтому были привлечены социальные институты к сотрудничеству с ДОУ такие как детская школа-искусств, центр внешкольной работы, Краеведческий музей, Драматический театр. Дальнейшая работа заключалась в заключение договоров, планирование совместной деятельности, назначение ответственных лиц за проведение мероприятий, осуществление контроля над выполнением условий договоров, мониторинговых исследований. Приглашенные специалисты прошли подготовку на специальных курсах. Планирование работы студии осуществляется по блочно-тематическому принципу, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников. Сотворчество педагога Макаровой Т.И. и детей способствует углублению заинтересованности последних в художественно-эстетической деятельности, проявлению самостоятельности, активности.
Мы считаем, что это взаимодействие способствует привитию художественного вкуса, раскрытию творческих способностей детей, дает возможность проявить индивидуальность каждому ребенку, стимулирует познавательную активность дошкольников. Система дошкольного художественного образования реализует широкую интеграцию всех видов художественно-эстетической деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно-речевой и театрально-игровой. Ее содержание в нашем ДОУ обеспечивают программы общего дошкольного и художественно-эстетического образования "Камертон" "Театр - Творчество - Дети", авторская программа "Петрушка" (воспитатель Егорова Г.В.). 83,2% от общего числа воспитанников МДОУ занимается в детской эстрадной студии "Забава", театральной студии "Петрушка", по программам художественно-эстетической направленности. Посредством музыки дети приобщаются к культурной жизни, у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.
Занятия художественно-эстетического цикла должны предоставлять возможность детям не только изучать и познавать окружающий мир с помощью сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразной деятельности, успешного выполнения заданий. И с этой точки зрения огромное значение имеет организация пространства помещения, его материально-техническое обеспечение (дерево, ткани, конструкции и т.д., необходимые для оформления сцены).
При создании педагогических методик (технологий), отвечающих на вопрос: что и как предлагается детям, а также при выборе готовых, несомненно, нужно опираться на указанные принципы, которые являются результатами многолетних психологических и педагогических исследований. Однако никакое обучающее влияние взрослого не может быть успешно осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. Содержание и способы этой деятельности обуславливаются окружающей ребенка предметной средой, в которой он постоянно живет, действует, творит. Предметная среда должна:
- быть системной, отвечающей целям воспитания и обучения, а также требованиям проектной культуры;
- инициировать деятельность ребенка: ее объекты, средства, цели и способы их достижения задаются предметной средой;
- учитывать специфику возрастных этапов развития ребенка, т. е. специфику как ведущей деятельности (общения, предметной деятельности, игры), так и других, возникающих рано и развивающихся к старшему дошкольному возрасту, т. е. обеспечивать переход ребенка к следующему этапу развития.
Иначе говоря, способствовать решению задачи создания "зоны ближайшего развития" (Л.С. Выготский) через организацию предметной среды; обеспечивать возможность взаимодействия детей между собой и со взрослыми, что способствует формированию у них навыков коллективной работы; иметь, наряду с консервативными компонентами, часто меняющиеся составляющие, которые проблематизируют взаимодействие с ней, побуждают детей к их познанию через практическое экспериментирование с ними, а также в связи с этим и к наделению новыми смыслами консервативных компонентов. Это порождает новые идеи, образы, способы, что обогащает как саму детскую деятельность (игру, конструирование и т. д.), так и развитие детей в ней; обеспечивать возможность ребенка жить в 3-мерном предметном пространстве: сомасштабном действиям его рук (масштаб "глаз-рука"), его росту и предметному миру взрослых.
С опорой на реализацию названных принципов и с учетом разных условий работы ДОУ педагоги могут выстроить вариативные развивающие среды.
Поскольку игра в дошкольном возрасте является ведущей, особое значение имеет создание условий для ее формирования как деятельности. Немаловажную роль в этом играет организация предметно-игровой среды для каждого дошкольного возраста, имеющего свою специфику развития.
Ребенок, попадая в детский сад, окунается в мир сказки и важно не разрушить его представление о ней, а вместе с ним проживать их. Готовясь к праздникам и развлечениям, дети вместе с воспитателями и родителями мастерят костюмы, чтобы они соответствовали данной тематике, времени и национальным традициям. Обращаясь к родителям, педагоги стараются привлекать их к жизни сада, проживать вместе со своим ребенком волнительные дни и минуты подготовки к праздникам.
В нашем детском саду сложилась добрая и хорошая традиция проведения народных праздников, где дети показывают свои знания русского костюма, обычаев и традиций, попевок, игр и народных загадок.
К каждому празднику обязательно привлекаются родители, совместно готовятся выставки поделок и вещей того времени. Дети не просто смотрят, а получают информацию о назначении этих вещей, пробуют ими воспользоваться. Все это обогащает знания детей, развивает эстетический и художественный вкус.
Библиография.
- Закон об образовании.
- Концепция дошкольного воспитания.
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
- Поташник М. Управление развитием школы. - М. - 1995.
- Козлова С., Куликова Т. Дошкольная педагогика. - М. - 1998.
- Денякина Л. Новые подходы к управленческой деятельности в ДОУ. - М. - 1997
- Дуброва В.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении - М. - 1995
- 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. - М. - 1997
- Управление дошкольным образованием. - М. - 1999
- Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение:
- Управление образованием по результатам. - М. - 2001
- Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. Под ред. Т.И.Ерофеевой. - М. - 1999
- Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. - Управление дошкольным образованием. - М. - 1999.
- Фребель Ф. Пед.соч.2-е изд. М, 1913 Т.2
- В.И.Волынкин "Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников. Учебное пособие
- Усатова У. "Художественно-эстетическое развитие дошкольников"
- Дрезнина М.Г., Куревина О.А. "Навстречу друг другу" Линка-Пресс, Москва, 2007