Проект "Экосенсорные накопители"

Разделы: Работа с дошкольниками


Мой двадцатитрехлетний опыт работы показывает, что родителей и педагогов-практиков всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка дошкольного возраста? Известно, что одним из эффективных методов решения данной проблемы является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выявлена закономерность: если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Умственные способности развиваются под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. У ребенка с высоким уровнем развития мелкой моторики достаточно развиты память, внимание, связная речь. Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать. И чем раньше - тем лучше. Игровая деятельность в данном случае выполняет не только задачу развития руки, ее мелкой моторики, но и формирования предпосылок творческой личности ребенка, способной впоследствии к креативному мышлению. Поэтому необходимо в ДОУ и дома создать такие условия, чтобы манипулирование детей с предметами и игрушками с самого начала приобрело черты творческой деятельности, а ребенок при этом сталкивался бы с необходимостью речевого общения, формирования мелкой моторики пальцев рук, осмыслением собственного замысла. Важно, чтобы указанная предпосылка была заложена уже на первых этапах обучения. Известно, что дети любят играть с игрушками-вкладышами, матрешками, пособиями со шнуровкой, пуговицами, кнопками и т.д. Так возникла необходимость создания накопителей (рисунок № 1), которые могут в полном объеме удовлетворить потребности детей в этом. Более 10 лет я работаю по проблеме раннего экологического воспитания дошкольников, используя метод "проектирования". Хочу предложить на суд коллег, участников фестиваля "Открытый урок", проект "Экосенсорные накопители", продукт которого (накопитель) будет побуждать детей к играм "рядом", вызывать желание убирать за собой игровую атрибутику в специально изготовленные контейнеры, совершенствовать мелкую координацию пальчиков рук, сенсомоторику, закреплять знания о геометрических формах, об экологии, упражнять в театрализованной деятельности, в развитии связной речи. К проекту разработаны "Практические советы по изготовлению накопителей", "Методические рекомендации по обучению детей работе с накопителями", "Правила использования накопителей".

Проект "Экосенсорные накопители"

Образовательная область: развитие речи, ознакомление с окружающим

Вид проекта: практико - ориентированный

Тип проекта: творческий

Актуальность темы. Одним из аспектов полноценного развития ребенка дошкольного возраста является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выявлена закономерность: если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Цель проекта: создать предметно-развивающую среду, способствующую формированию мелкой моторики пальцев рук, влияющую на уровень развития речи.

Задачи проекта:

  • способствовать устранению недостатков речевого развития малышей;
  • формировать накопление значительного запаса слов активного словаря;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук через сенсомоторные манипуляции с накопителями;
  • воспитывать усидчивость и навыки самообслуживания.

Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.

Продолжительность проекта: годовой.

По характеру контактов: внутри ДОУ.

Основные формы реализации проекта: оснащение предметно-развивающей среды, игры - занятия, работа с родителями.

Продукт проектной деятельности:

  • пополнение среды группы экосенсорными накопителями;
  • разработка пакета методических рекомендаций по изготовлению и применению накопителей в работе с дошкольниками.

Предполагаемый результат: развитие речи и координации пальцев рук детей младшего дошкольного возраста через манипуляции с накопителями.

Презентация проекта: демонстрация применения накопителей в работе с дошкольниками.

Содержание работы по выполнению проекта:

1. Обсуждение создания серии экосенсорных накопителей на основе использования образов домашних животных - кошек. Разработка плана действий.

2. Беседа с родителями, с целью привлечения их к оказанию посильной помощи в изготовлении накопителей для детей.

3. Привлечение родителей к акции по сбору тканей и деталей (пуговицы, тесьма, замки-молнии, крючки, кнопки), необходимых в оформлении накопителей.

4. Изготовление экосенсорных накопителей для игрового уголка групповой комнаты детского сада.

5. Презентация экосенсорных накопителей для воспитателей дошкольных учреждений на семинаре-практикуме, посвященному знакомству с содержанием программы раннего экологического образования дошкольников "Все на свете друг другу нужны".

Приложения к проекту

Практические советы по изготовлению накопителей

  1. Ткань, которой обшивается каркас накопителей может быть яркой, мягкой на ощупь из натуральных материалов (фетр, фланель, войлоко). Форма должна отображать фигуры кота-мальчика и кошечки-девочки. Поэтому для кота-мальчика целесообразно взять картонную коробку в форме призмы и обшить (обклеить) в соответствии с образом домашнего животного. Для кошечки-девочки можно соорудить каркас из обручей в форме цилиндра и обшить тканями.
  2. Следует помнить о пространстве внутри накопителей, необходимом для хранения игрушек.
  3. Деталей оформления (кнопки, шнуровка, замки, пуговицы и т.п.) кота и кошки должно быть мало, чтобы накопители не терялись в них.
  4. Детали оформления должны быть выполнены в одном стиле и не отвлекать своей излишней яркостью от основного предназначения предметов.
  5. Детали оформления, находящиеся на переднем плане (мордочки, лапки, ушки) должны быть выполнены и проработаны более подробно, чем расположенные на заднем и боковых планах элементы для развития у детей сенсомоторных навыков.
  6. Детали для развития сенсомоторных навыков должны быть закреплены прочно и не представлять опасность для здоровья малышей.
  7. Величина накопителей должна соответствовать 2-3-х летнему ребенку. Размеры и масса должны быть таковыми, что бы малыш без труда мог подвинуть накопители, поднять и расположить их на детском столе.
  8. При создании накопителей важно придать им устойчивость.
  9. При разработке головы кошек надо четко определить, что в характере данного персонажа является главным, а что - второстепенным. Натуралистические подробности в разработке головы излишни.
  10. В мордочке можно выделить три равные части: лоб-уши, глаза, нос-усы. Для создания выразительного характера можно нарушить это соотношение.
  11. Чтобы не нарушить пропорции накопителей-кошек необходимо соотношение всех частей туловища.
  12. Костюм накопителей-кошек должен способствовать развитию мелкой моторики пальчиков рук: комбинезон для кота и сарафан для кошки на бретельках с пуговицами или кнопками.
  13. Малыш должен с первого взгляда узнать зверя-накопителя. Поэтому необходимо найти наиболее характерные признаки животного.
  14. Глаза животного могут иметь разный вид, величину и цвет и изготавливаться из пуговиц разного объема.
  15. На комбинезон и сарафан можно прикрепить карманы для складывания в них мелкие игровые атрибуты.

Методические рекомендации по обучению детей работе с накопителями

  1. С одним накопителем могут одновременно заниматься (играть) не более 3-х детей.
  2. Накопитель-контейнер устанавливается на ровную поверхность (пол, стол).
  3. По просьбе воспитателя или по своему усмотрению ребенок выполняет манипуляции с замком по открытию одной из сторон накопителя и извлечению из него игрушек, геометрических фигур и т.д., находящихся внутри контейнера.
  4. Вместе с ребенком изучить расположение на контейнере застежек, шнуровки, замков, кнопок. Поупражняться в их открытии и закрытии.
  5. Попробовать выполнить предложенные упражнения совместно с каждым ребенком. Здесь важна индивидуальная работа с каждым ребенком: как открывать замок, как шнуровать тесьму или веревочку, как расстегивать кнопки и пуговицы.
  6. Усложнить упражнения с застежками и расстежками: кот (кошечка) обращается с просьбой к детям, говорит, что следует сделать. Ребенок должен правильно выполнить то или иное действие: "зашнуруй мне бочок", "расстегни бретельки комбинезона" и т.п.
  7. Работу с контейнером лучше чередовать с работой за столом, чтобы дети меньше уставали.
  8. Для малышей 2- 4-х лет мы используем сказочные контейнеры и для проведения игр-занятий по развитию речи, по ознакомлению с геометрическими фигурами, по сенсорному воспитанию, по экологическому образованию, по физическому развитию.

Для успешного проведения игр-занятий с использованием контейнеров советуем соблюдать следующие правила

  1. Допустимо только раннее знакомство детей с контейнерами и манипуляции с функциональными возможностями застежек и расстежек.
  2. Родительское участие на занятии признается важным и нужным, формы его должны быть творческими и разнообразными.
  3. Подбор сказки, потешки, стишка и т.д. осуществлять с учётом их доступности для детей и возможности "включения" ребенка в деятельность.
  4. Обеспечить благоприятную, спокойную обстановку на занятии.
  5. Во время общения с детьми на занятии использовать мимику, говорить медленно и выразительно, выдерживая паузы.
  6. Побуждать детей к манипуляциям с накопителем.
  7. Целевые установки должны зависеть от вида деятельности, а содержимое контейнера - от программных задач организуемого занятия. Так для знакомства с геометрическими формами в накопителе могут находиться призмы, кубы, шары разных размеров и цветов; для уточнения экологических знаний - предметы питания (котов), осенние листья, иллюстрации с изображением птиц и животных; для физического развития - игрушки животных, которые нужно изобразить в движениях: попрыгать, поскакать, нагнуться, перепрыгнуть и т.д.

Результатом эффективности использования педагогических проектов и экосенсорных накопителей с целью выполнения авторской программы экологического образования дошкольников, является выпуск методических рекомендаций для воспитателей, занимающихся данной проблемой; проведение практического семинара, презентации и обучающего тренинга для тех, кто решил использовать метод проектов, а также накопители в работе с детьми (сентябрь, декабрь 2009 г.).