Конспект урока "Программа действий. Алгоритмы". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

Образовательные:

  • Сформировать представление о понятиях “программа”, “алгоритм”.
  • Рассмотреть алгоритмы решения бытовых вопросов (рецепты из поваренной книги, режим дня, работа швеи и т.д.).
  • Закрепить навыки устных вычислений.
  • Вести подготовку к изучению порядка действий в выражениях и ведению скобок.

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление, умение сравнивать и анализировать, умение выполнять алгоритмы по известным шагам.

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру речи и общения, чувство коллективизма, умение контролировать себя и других.

Оборудование:

  • Мультимедийный аппарат.
  • Лента оценивания по 10-бальной системе.
  • Картинки “Режим дня”.
  • Индивидуальные карточки.
  • Карточки с заданиями.
  • Индивидуальные квадраты из цветной бумаги.

Тип урока: комбинированный с использованием мультимедиа-презентации.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Прежде чем начать урок, мне хотелось бы, чтобы вы улыбнулись друг другу, мне и нашим гостям. Садитесь. Сегодня на уроке математики мы узнаем что-то новое, интересное, то, что вам пригодится на всю жизнь. Хочу посоветоваться с вами: каким бы вы хотели видеть наш урок?

2. Актуализация опорных знаний

(Индивидуальные карточки 4 детям.)

1. Тренинг мышления. Таблица “Поиск девятого”

– Пока 4 человека получают “пищу” для ума через решение примеров, мы, ребята, тоже приведём наш ум в рабочую готовность. Решим логическую задачу. Рассмотрите таблицу (Слайд 2, см. Приложение 1) в тетради внимательно, заполните девятую клетку и докажите, почему именно эти фигуры вы выбрали. Оцените свою работу на полях. (Слайд 3)

2. Вычитание двухзначных чисел

– А теперь поработаем в группах. (Слайд 4) Посмотрите на данные примеры. 1 и 3 группы выберут и решат только те примеры, в которых ответ будет 8. 2 и 4 группы – с ответом 9.

(Слайд 5)

– Какой пример был лишним и почему?

3. Классификация совокупностей предметов по разным признакам

– Посмотрите на фигуры и выражения. (Слайд 6.) Скажите, по какому признаку разбили эти фигуры? (Т и К – по форме)
– Запишите самостоятельно выражения: буквенные и числовые. У доски поработает Саша.
– Согласны ли вы с выполненной работой Саши?
– Проверьте и оцените себя по 10-бальной системе. (Слайд 6.)

Итоги.

– Какими правилами вы пользовались при составлении выражений? (Чтобы найти целое, надо все части сложить.Чтобы найти часть, надо из целого вычесть все части.)

По каким другим признакам можно разбить эти фигуры на части? (По размеру – Б и М 7+2, по цвету – С и Ж 3+6)
Как вы думаете, готовы ли вы к открытию новых знаний?

4. Работа с геометрическим материалом (Слайд 7)

– Используя схему, расскажите, какие фигуры изображены на экране?

(Отрезок АВ, луч СД и прямая МО)

– Начертите луч АД у себя в тетради. А теперь исследуем его. Попрошу Алексея начертить луч на доске. Но прежде чем чертить, спрошу тебя: сможешь ли не просто чертить, но и проговаривать последовательность своих действий?

(– Ставлю точку,
– К точке, началу луча, прикладываю линейку,
– Провожу прямую линию и останавливаюсь, где хочу, т. к. луч не имеет конца,
– Называю луч латинскими буквами АД )

Согласны ли вы с Алёшей?
– Что заметили вы, когда Алексей чертил луч? (У нас получилась программа, план действий.)

3. Открытие нового

– А вы знаете, нашему другу, Вове Колесникову, который часто ошибается на наших уроках, нужна срочно ваша помощь. Рассмотрите картинки на доске, которые расставил Вова и скажите, всё ли верно? Как вы думаете, почему у Вовы возникло это затруднение? Можете ли вы исследовать порядок картинок, найти ошибки и расположить так, чтобы была последовательность и связь действий? Давайте попробуем.

На доске в беспорядке расположены картинки по теме: “Режим дня”. Дети выходят по одному и располагают их в определенной последовательности.

Как называется такой порядок? (Режим дня)

– Можно ли в данной программе переставить местами зарядку и заправку постели? (Да)

А одевание и уход в школу? Почему?

– Можно ли навести порядок в других событиях? Какие действия можно упорядочить?

(Варка супа, глажка белья, построение пирамидки и т. д.

Как можно назвать такие действия? (Операции)

Приведите примеры операций. А теперь придумайте такие операции, чтобы в них было уже не одно, а несколько действий.

– Последовательность операций составляет программу действий. Вернемся ещё раз к “Режиму дня” и составим порядок действий из предложений. Какую картинку первой должен был поставить Вова? (Проснуться). А дальше?... (Слайд 8.)

– Как вы думаете, что должен был знать Вова, чтобы верно построить свой режим дня?

– Почему каждое слово взято в рамку? Этот порядок в программе называется алгоритмом. Каждое действие взято в блок.

– Чем соединены блоки между собой? (Стрелками)

– Кто догадался, почему блоки соединены между собой стрелками?

(Определяют последовательность выполнения действий, блоки – в чём состоит действие)

4. Физкультминутка

– Давайте продолжим исследование при выполнении минутки отдыха.

– Была ли у нас своя программа действий при выполнении физ. минутки? Какая? (Шелест листьев – капли дождя – дождь по крыше – град – капли дождя – шелест листьев – солнышко)

5. Первичное закрепление темы с проговариванием

– Наш класс разделен на группы. Для каждой группы я приготовила конверты с набором операций (действий). Вы должны расположить их по алгоритму, по порядку действий и приклеить на лист.

1-я и 2-я группы – Приготовление бутерброда
3-я и 4-я группы – Приготовление салата

– Но учтите, у некоторых из вас есть и “лишние” (дополнительные) операции. Помимо основной задачи – составить алгоритм, вы должны объяснить нам, какие операции можно переставить местами, а какие убрать.

– Молодцы! Вы достаточно быстро справились. Давайте проверим работы следующим образом: обменяйтесь работами 1-я со 2-й группой, 3-я с 4-й. Проверьте и скажите, по алгоритму ли расположили все действия приготовления бутерброда, салата ваша соседняя группа?

– Были ли у вас лишние действия? Почему это действие лишнее? Есть ли в вашем алгоритме действия, которые можно поменять местами?

– А теперь проверим вместе. (Слайд 10, 11.)

Вот таким образом вы должны были расположить свои действия.

– Как можно составить алгоритм? (Последовательно расположить все действия)

6. Исследование алгоритма оригами (Практическая работа)

– Ребята, я предлагаю вам теперь исследовать алгоритм на практике. Сможем ли мы, используя алгоритм выполнить из бумаги мордочку кота?

(Слайд 12.)

– Давайте вместе по алгоритму будем выполнять работу. Прочитайте, какое первое действие вы сделаете. Выполните. Покажите результат действия. Сравните свой результат с изображением на слайде. (Слайд 13–19.)

Выполнение детьми оригами поэтапно.

Покажите итог работы.
– Помогло ли вам знание алгоритма наших действий при изготовлении мордочки кота?
– Что можем сделать, чтобы наша работа была завершена? (Нарисовать глазки, носик, усы.) Завершите работу.
– Понравилась ли вам ваша работа?
– Кто из вас может рассказать алгоритм выполнения оригами?

Слайд убирается, и дети рассказывают поэтапное выполнение работы.

7. Итог урока. Оценивание

– Что исследовали мы на уроке?
– Кто ещё раз объяснит, что же такое алгоритм?
– Поднимите руки те, кто понял тему?
– А кто из вас может объяснить её своему другу или родителям?
– Хотелось ли бы вам самим составить алгоритм игры или рецепта и обменяться ими, чтобы научить, например, варить картофель?
– Молодцы! Вы на уроке работали замечательно, но хочется выделить самых активных. Это ……..и за урок они получают 5. За работу в индивидуальных карточках оценки получают ……. За оригинальные ответы…..

8. Домашнее задание

– № 2, №3  в книге на стр. 11 и творческое задание для тех, кто понял тему и может самостоятельно составить алгоритм какой -либо игры, рецепта и т.д.
Спасибо за урок. (Слайд 20.)