Цели:
Образовательные:
- Сформировать представление о понятиях “программа”, “алгоритм”.
- Рассмотреть алгоритмы решения бытовых вопросов (рецепты из поваренной книги, режим дня, работа швеи и т.д.).
- Закрепить навыки устных вычислений.
- Вести подготовку к изучению порядка действий в выражениях и ведению скобок.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, умение сравнивать и анализировать, умение выполнять алгоритмы по известным шагам.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру речи и общения, чувство коллективизма, умение контролировать себя и других.
Оборудование:
- Мультимедийный аппарат.
- Лента оценивания по 10-бальной системе.
- Картинки “Режим дня”.
- Индивидуальные карточки.
- Карточки с заданиями.
- Индивидуальные квадраты из цветной бумаги.
Тип урока: комбинированный с использованием мультимедиа-презентации.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Прежде чем начать урок, мне хотелось бы, чтобы вы улыбнулись друг другу, мне и нашим гостям. Садитесь. Сегодня на уроке математики мы узнаем что-то новое, интересное, то, что вам пригодится на всю жизнь. Хочу посоветоваться с вами: каким бы вы хотели видеть наш урок?
2. Актуализация опорных знаний
(Индивидуальные карточки 4 детям.)
1. Тренинг мышления. Таблица “Поиск девятого”
– Пока 4 человека получают “пищу” для ума через решение примеров, мы, ребята, тоже приведём наш ум в рабочую готовность. Решим логическую задачу. Рассмотрите таблицу (Слайд 2, см. Приложение 1) в тетради внимательно, заполните девятую клетку и докажите, почему именно эти фигуры вы выбрали. Оцените свою работу на полях. (Слайд 3)
2. Вычитание двухзначных чисел
– А теперь поработаем в группах. (Слайд 4) Посмотрите на данные примеры. 1 и 3 группы выберут и решат только те примеры, в которых ответ будет 8. 2 и 4 группы – с ответом 9.
(Слайд 5)
– Какой пример был лишним и почему?
3. Классификация совокупностей предметов по разным признакам
– Посмотрите на фигуры и выражения. (Слайд 6.)
Скажите, по какому признаку разбили эти фигуры? (Т
и К – по форме)
– Запишите самостоятельно выражения: буквенные
и числовые. У доски поработает Саша.
– Согласны ли вы с выполненной работой Саши?
– Проверьте и оцените себя по 10-бальной системе. (Слайд
6.)
Итоги.
– Какими правилами вы пользовались при составлении выражений? (Чтобы найти целое, надо все части сложить.Чтобы найти часть, надо из целого вычесть все части.)
– По каким другим признакам можно разбить
эти фигуры на части? (По размеру – Б и М 7+2, по
цвету – С и Ж 3+6)
– Как вы думаете, готовы ли вы к открытию новых
знаний?
4. Работа с геометрическим материалом (Слайд 7)
– Используя схему, расскажите, какие фигуры изображены на экране?
(Отрезок АВ, луч СД и прямая МО)
– Начертите луч АД у себя в тетради. А теперь исследуем его. Попрошу Алексея начертить луч на доске. Но прежде чем чертить, спрошу тебя: сможешь ли не просто чертить, но и проговаривать последовательность своих действий?
(– Ставлю точку,
– К точке, началу луча, прикладываю линейку,
– Провожу прямую линию и останавливаюсь, где
хочу, т. к. луч не имеет конца,
– Называю луч латинскими буквами АД )
– Согласны ли вы с Алёшей?
– Что заметили вы, когда Алексей чертил луч? (У
нас получилась программа, план действий.)
3. Открытие нового
– А вы знаете, нашему другу, Вове Колесникову, который часто ошибается на наших уроках, нужна срочно ваша помощь. Рассмотрите картинки на доске, которые расставил Вова и скажите, всё ли верно? Как вы думаете, почему у Вовы возникло это затруднение? Можете ли вы исследовать порядок картинок, найти ошибки и расположить так, чтобы была последовательность и связь действий? Давайте попробуем.
На доске в беспорядке расположены картинки по теме: “Режим дня”. Дети выходят по одному и располагают их в определенной последовательности.
– Как называется такой порядок? (Режим дня)
– Можно ли в данной программе переставить местами зарядку и заправку постели? (Да)
– А одевание и уход в школу? Почему?
– Можно ли навести порядок в других событиях? Какие действия можно упорядочить?
(Варка супа, глажка белья, построение пирамидки и т. д.
– Как можно назвать такие действия? (Операции)
– Приведите примеры операций. А теперь придумайте такие операции, чтобы в них было уже не одно, а несколько действий.
– Последовательность операций составляет программу действий. Вернемся ещё раз к “Режиму дня” и составим порядок действий из предложений. Какую картинку первой должен был поставить Вова? (Проснуться). А дальше?... (Слайд 8.)
– Как вы думаете, что должен был знать Вова, чтобы верно построить свой режим дня?
– Почему каждое слово взято в рамку? Этот порядок в программе называется алгоритмом. Каждое действие взято в блок.
– Чем соединены блоки между собой? (Стрелками)
– Кто догадался, почему блоки соединены между собой стрелками?
(Определяют последовательность выполнения действий, блоки – в чём состоит действие)
4. Физкультминутка
– Давайте продолжим исследование при выполнении минутки отдыха.
– Была ли у нас своя программа действий при выполнении физ. минутки? Какая? (Шелест листьев – капли дождя – дождь по крыше – град – капли дождя – шелест листьев – солнышко)
5. Первичное закрепление темы с проговариванием
– Наш класс разделен на группы. Для каждой группы я приготовила конверты с набором операций (действий). Вы должны расположить их по алгоритму, по порядку действий и приклеить на лист.
1-я и 2-я группы –
Приготовление бутерброда
3-я и 4-я группы – Приготовление
салата
– Но учтите, у некоторых из вас есть и “лишние” (дополнительные) операции. Помимо основной задачи – составить алгоритм, вы должны объяснить нам, какие операции можно переставить местами, а какие убрать.
– Молодцы! Вы достаточно быстро справились. Давайте проверим работы следующим образом: обменяйтесь работами 1-я со 2-й группой, 3-я с 4-й. Проверьте и скажите, по алгоритму ли расположили все действия приготовления бутерброда, салата ваша соседняя группа?
– Были ли у вас лишние действия? Почему это действие лишнее? Есть ли в вашем алгоритме действия, которые можно поменять местами?
– А теперь проверим вместе. (Слайд 10, 11.)
Вот таким образом вы должны были расположить свои действия.
– Как можно составить алгоритм? (Последовательно расположить все действия)
6. Исследование алгоритма оригами (Практическая работа)
– Ребята, я предлагаю вам теперь исследовать алгоритм на практике. Сможем ли мы, используя алгоритм выполнить из бумаги мордочку кота?
(Слайд 12.)
– Давайте вместе по алгоритму будем выполнять работу. Прочитайте, какое первое действие вы сделаете. Выполните. Покажите результат действия. Сравните свой результат с изображением на слайде. (Слайд 13–19.)
Выполнение детьми оригами поэтапно.
– Покажите итог работы.
– Помогло ли вам знание алгоритма наших действий
при изготовлении мордочки кота?
– Что можем сделать, чтобы наша работа была
завершена? (Нарисовать глазки, носик, усы.)
Завершите работу.
– Понравилась ли вам ваша работа?
– Кто из вас может рассказать алгоритм
выполнения оригами?
Слайд убирается, и дети рассказывают поэтапное выполнение работы.
7. Итог урока. Оценивание
– Что исследовали мы на уроке?
– Кто ещё раз объяснит, что же такое алгоритм?
– Поднимите руки те, кто понял тему?
– А кто из вас может объяснить её своему другу
или родителям?
– Хотелось ли бы вам самим составить алгоритм
игры или рецепта и обменяться ими, чтобы научить,
например, варить картофель?
– Молодцы! Вы на уроке работали замечательно, но
хочется выделить самых активных. Это ……..и за
урок они получают 5. За работу в индивидуальных
карточках оценки получают ……. За оригинальные
ответы…..
8. Домашнее задание
– № 2, №3 в книге на стр. 11 и творческое
задание для тех, кто понял тему и может
самостоятельно составить алгоритм какой -либо
игры, рецепта и т.д.
Спасибо за урок. (Слайд 20.)