Цель:
- способствовать формированию эстетического отношения к действительности и природному явлению;
- развивать фантазию, самостоятельность, творческое отношение к изображаемому сюжету;
- формировать знания и умения в последовательном изображении цветов радуги;
- воспитывать в детях наблюдательность, умение любоваться природой.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, рабочая тетрадь, гуашь, краски, кисточки, палитра, салфетки, непроливайка.
Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5
Ход урока
1. Организационный момент
(Слайд 1, см. Приложение 4)
И в 10 лет, и в 7, и в 5
Все люди любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует,
Что вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, краски…
Всё нарисуем – были б краски…
Слайд 2
Видеоролик о красках природы, см. Приложение 1
2. Сообщение темы и цели
– Итак, мы увидели, что в природе существует множество различных красок. Вам, наверное, интересно узнать, что мы будем рисовать на уроке? Для этого вам нужно отгадать загадку.
Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то,
Но пройти в них не легко,
Те ворота высоко.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот.
Ни одну, ни две, ни три –
Целых семь, ты посмотри!
Как ворота те назвать?
Можешь их нарисовать?
– Действительно, сегодня на уроке мы с вами узнаем много интересного о радуге и научимся её рисовать. Но сначала… .Закройте глаза и послушайте звуки природы. Постарайтесь представить картину и описать её как художники слова.
(Звуки ветра, грома, дождя)
– Что указывает в природе на приближение дождя?
3. Работа над темой урока
– Откройте тетради на странице 8 и давайте
закрасим дождевую тучу.
– Какого цвета будет туча?
– Как вы считаете, это цвет холодных или теплых
оттенков?
– Прежде чем приступить к работе, давайте
познакомимся с правилами работы:
Слайд 3
– аккуратно смачивать кисточки в воде, не
затирая волос;
– смочить краски водой (слегка), каждый раз
промывая кисть;
– никогда нельзя пачкать краски грязной
кисточкой (то есть в другой краске);
– для получения другого оттенка или цвета
используют палитру;
– нельзя кисточку тереть о бумагу и портить её
“причёску”, а также долго держать опущенной в
воде.
– Теперь приступаем к работе и не забываем о правилах. Постарайтесь раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры тучи.
Самостоятельная работа детей.
На фоне музыки “Мы дождя не боимся” дети выполняют работу.
– Наконец дождь затих. Гроза миновала. Стало светлей. Из-за тучи показалось яркое солнышко.
– Дети, давайте в правом верхнем углу нарисуем солнышко, появившееся из-за тучи. Какую краску выберем? Это цвет холодного или тёплого оттенка? Приступаем к работе и не забываем о правилах.
Физкультминутка для глаз и пальчиков
Упражнение 1
И.п. – стоя. Быстро моргать в течение 1 -2 минут.
(для улучшения кровообращения);
Упражнение 2
И. п. – сидя. Крепко зажмурить глаза на 3 – 5 сек.,
повторить 6 – 8 раз. (Укрепляет мышцы век, улучшает
кровообращение и расслабляет мышцы глаз);
Упражнение 3
И.п. – стоя. Вытянуть руки и поочерёдно постучать
каждым пальчиком по большому пальцу (улучшает
координацию).
– Работу ведём совместно с детьми. Следим за осанкой.
Самостоятельная работа детей.
Проблемная ситуация:
– В начале урока мы с вами сказали, что будем рисовать радугу. Зачем же мы нарисовали тучку с дождём и солнышко?
Чтение стихотворения с. 8
– Что необходимо для того. Чтобы на небе появилась радуга? А знаете ли вы, как произошло слово “радуга”?
Слайд 4
В древнегреческой мифологии есть Бог солнца РА.
Также в древности реку Волгу называли “Ра”.
Что такое “дуга”, мы с вами знаем.
Итак, радуга – это солнечная или водяная дуга.
Дождевая тучка есть, солнышко есть, осталось
нарисовать радугу.
Радуга устроена как пирог слоеный:
Красный слой, оранжевый, жёлтый и зелёный
Голубой и синий рядом с фиолетовым…
Семь цветов у радуги – надо знать про это вам!
Цвет первый: красный
В огороде как костёр
Вспыхнул красный помидор
Вслед за ним пример беря,
Стала красной и заря.
Цвет свой радуге отдали и гвоздика и пион.
Красный цвет – в её начале:
Самый-самый первый он.
– Найдите самую первую дугу радуги и закрасьте её.
Цвет второй: оранжевый.
В руке у меня апельсин,
Оранжевой Африки сын.
Всегда он считает за честь,
Что цвет его в радуге есть.
Закрашиваем вторую дугу.
Цвет третий: жёлтый.
Жёлтое солнце и жёлтый песок.
Жадно я пью апельсиновый сок.
В знойном дыхании летней поры
Жёлтые даже глаза у жары!
Закрашиваем третью дугу.
Цвет четвёртый: зелёный.
Смотри: на лугу зеленеет трава.
В лесу зеленеет опушка,
В зелёном болоте – “ква-ква” да “ква-ква” -
Зелёная очень лягушка…
Закрашиваем четвёртую дугу.
Цвет пятый: голубой.
Голубое небо, голубое море,
Ветерок играет голубой волною.
А на горизонте в голубом просторе
Целый день маячит парус голубой.
Закрашиваем пятую дугу.
Цвет шестой: синий.
Смотрит в небо синий василёк,
Радости не пряча, не тая:
В этом мире я не одинок!
В радуге есть синева моя.
Закрашиваем шестую дугу.
Цвет седьмой: фиолетовый.
Фиолетовыми тучами тяжёлыми
Дождь пролился на луга и на поля.
Он прошёл. И вдруг фиалками весёлыми
Засветилась, как улыбками земля.
Это радуга прислала нам привет –
Свой седьмой, свой фиолетовый букет.
Закрашиваем седьмую дугу.
– Посмотрите, какая красивая радуга у нас получилась! А вот какую радугу можно наблюдать в природе:
Слайд-шоу на фоне песни “Песенка о радуге”.
– Итак, сколько цветов у радуги?
В радуге соблюдается очерёдность цветов – у каждого цвета своё строго закреплённое за ним место. Последовательность цветов легко запомнить, если выучить фразу: “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”.
Как вы считаете, можно ли увидеть радугу без дождя? Где?
Слайд 6
4. Итог урока
Выставка работ.
5. Рефлексия
– Что будет символизировать в вашей жизни нарисованная вами радуга? Пусть же сотворенная вами радуга одарит каждого из нас потрясающей художественной энергией. Пусть радужное настроение как можно чаще посещает вас и вдохновляет.
Слайд: “Благодарю за работу”.