Важнейшей задачей курса русского языка является обучение школьников связной речи. Это необходимо потому, что свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе. Для школьника с тяжелыми нарушениями речи развитие связной речи имеет исключительное значение, так как выступает решающим фактором овладения всеми учебными предметами.
В качестве основных направлений по развитию связной речи можно выделить:
- Расширение объема речеведческих сведений и понятий;
- Углубление работы над типами речи (повествованием, описанием, рассуждением) за счет изучения их разновидностей;
- Введение сведений по стилистике и работа над текстами различных видов;
- Уточнение комплекса речевых умений, выделение частных умений в структуре обобщенных речевых действий;
- Использование нетрадиционных видов упражнений в связной речи;
- Увеличение объема и сложности используемых в системе обучения текстов.
Системный подход к работе над развитием связной речи предполагает выделение направления совершенствования и углубления обучения, которое основывается на понимании самой сущности системы. Система рассматривается как совокупность взаимосвязанных компонентов. Она не является механической суммой этих компонентов, а имеет новые, отличные от них свойства, и приобретает она эти свойства благодаря своим внутренним и внешним связям.
Таким образом, для построения системы обучения связной речи необходимы четкое определение ее компонентов, выделение и анализ связей между ними, выявление связей соподчинения между такими компонентами и разработка методики обучения с учетом этих связей.
Выявление внешних связей системы обучения связной речи делает необходимым определение ее места в общей системе обучения русскому языку. Процесс обучения связной речи, являясь системой со своими специфическими целями и задачами, органически включается в систему обучения русскому языку и тесно связан со всеми ее подсистемами. Особенностью обучения связной речи является то, что все другие системы своей конечной целью ставят использование учащимися полученных в данной системе знаний и умений в связной речи. Система развития связной речи как бы аккумулирует в себе результаты функционирования всех остальных подсистем в системе обучения языку.
Программа по изучению русского языка в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи предусматривает пять взаимосвязанных, но обладающих определенной самостоятельностью учебных курсов:
Одно из главных направлений работы в начальных классах в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи - развитие речи обучающихся. От уровня развития речи и мышления во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания младших школьников с ТНР.
Работа по развитию речи детей начинается с первых уроков обучения грамоте, проводится систематически на уроках произношения, чтения, фонетики, грамматики и правописания, развития речи. На всех ступенях начального изучения русского языка большое внимание уделяется звуку, его правильному произношению, графическому образу и зрительному восприятию написанного слова и его частей, интонации, паузам и т. д.
Среди речевых упражнений приобретают большое значение словарные, синтаксические, композиционные (анализ и составление рассказов простейшего вида) упражнения. Вводится понятие "текст". Разнообразная работа со словом, словосочетанием, предложением, связным текстом дает возможность детям понять сферу употребления изучаемых грамматических единиц и тем самым повышает уровень их умственного и речевого развития.
Группы приемов и типов речевых упражнений:
1. Словарная работа:
- толкование значений слов, оттенков их значений, эмоционально-экспрессивной окраски в процессе выбора слов для конкретных ситуаций;
- работа с синонимами, антонимами, паронимами, фразеологическими единицами, включение их в конкретный текст, в собственные предложения;
- работа со словарями - толковыми, словообразовательными, синонимическими, орфографическими;
- исправление ошибок словоупотребления в устной речи;
- речи и в письменных сочинениях.
2. Работа над словосочетанием (словосочетание - это момент в процессе создания текста, момент творческого процесса):
- составление словосочетаний с конкретными словами - для текста или словосочетаний заданного типа;
- выверка сочетаемости слов на основе языкового чутья или по словарям сочетаемости;
- введение, включение словосочетаний в предложение и текст;
- обнаружение и исправление ошибок в словосочетаниях, упражнения, предупреждающие подобные ошибки.
3. Работа над предложением:
- составление предложений на заданную тему, с использованием заданных слов - по теме сочинения, рассказа;
- составление предложений заданного типа по схемам-моделям;
- распространение предложений, перестройка их структуры;
- выражение одной и той же мысли в различных синтаксических вариантах;
- интонирование предложений, работа над паузами, логическими ударениями;
- свободное составление предложений, фраз;
- редактирование предложений, устранение различных недочетов в их построении
4. Логическая работа:
- работа с понятиями и построение их определений, сравнение предметов, явлений природы по их признакам;
- построение обобщений, индуктивных и дедуктивных рассуждений, доказательств;
- исправление логических ошибок: неоправданных повторов, нарушений последовательности мысли, восполнение пропусков чего-то важного, и т. д.
5. Упражнения, опирающиеся на теории текста:
- моделирование структуры текста образцов и подчинение собственного текста этой модели, т. е. редактирование своего текста;
- отработка типов связи в тексте;
- составление текстов различных функционально-смысловых типов: описание, повествование и рассуждение, а также разных жанров: рассказ, пейзажная зарисовка, описание картины, очерк, статья в газету, письмо, пьеса;
- передача сюжета в диалогической форме.
При обучении связной речи в каждом классе дается представление о роли речи в жизни человека, вводятся в активный словарь младших школьников слова, используемые для выражения приветствия, прощания, просьбы, приглашения и т. д., иными словами, проводятся элементарные упражнения по культуре речевого общения (речевому этикету).
У младших школьников формируются умения в построении связного текста. Сначала преобладают упражнения, позволяющие создавать тексты по образцу (изложения), затем - собственные тексты на основе увиденного, прочитанного, услышанного (сочинения).
Упражнения в связной речи проводятся на уроках чтения и грамматики в устной и письменной форме.
Программа по грамматике предусматривает преимущественно письменные упражнения типа изложений и сочинений, в то время как программа по чтению - главным образом устные упражнения типа пересказов, рассказывания. Однако упражнения в устной и письменной речи теснейшим образом связаны друг с другом.
Как правило, пересказ, и изложение прочитанных текстов подготавливают детей к самостоятельному изложению своих мыслей, наблюдений.
Для стимулирования речевой активности обучающихся целесообразно создавать такие речевые ситуации, которые бы естественно вытекали из условий учебной, трудовой, познавательной, игровой и иной деятельности школьников и побуждали каждого ребенка свободно и содержательно высказываться по любой предложенной теме. В этих целях учитель подбирает тексты изложений и тренировочных упражнений, по своей тематике и построению близкие к будущим детским сочинениям.
Изложения, сочинения в начальных классах проводятся как обучающие работы. Они имеют преимущественно повествовательный характер. В рассказы постепенно включаются элементы описаний и рассуждений, которые могут состоять из 3-5 предложений. Следует предусмотреть также обучение некоторым видам деловой речи (письмо, объявление и т. п.), имеющей большое практическое значение.
Речевая среда и речевая активность формируют у детей чутье языка, или языковую интуицию - автоматизированное неосознаваемое предпочтение в использовании общепринятых, активных продуктивных моделей языка.
Очень важно, чтобы эти предпочтения действовали в рамках нормированного, литературного языка, а не просторечия, не диалекта. Очень важно поэтому, чтобы языковое чутье формировалось под влиянием высококультурной речевой среды, чтобы она создавалась на основе интеллигентной речи учителя, чтения художественной литературы дома и в школе.
Как уже отмечалось, для овладения речью ребенок нуждается в речевой среде. Это - во-первых, а во-вторых, необходима речевая активность самого субъекта, учащегося. Эта закономерность действует на протяжении всей жизни человека, и естественно, что в детстве она заметнее
Работа над связной речью предполагает внимание со стороны учителя к соблюдению обучающимися последовательности и связей между отдельными предложениями и более крупными частями изложения и сочинения, к составлению планов устных и письменных высказывании детей, их умению говорить и писать по собственному плану. В своих письменных работах (изложениях и сочинениях) обучающиеся могут употреблять как простые, так и сложные предложения. Причем эта работа проводится практически в плане предупреждения и исправления допущенных ошибок.
Однако необходимо еще и умение критически анализировать свою и чужую речь, элементарно рецензировать сочинения других учащихся, а также объяснять допущенные ошибки, выявлять их причины, способы проверки.
Не следует забывать, что сочинения, рассказы обладают огромной воспитательной силой, это самовыражение личности ученика. Сочинение есть способ включения детей в социальную жизнь, в общение. Немалую роль играет и выбор тем: о России, ее истории, о природе, о людях, на литературные темы, о добром и прекрасном, о труде и познаний.