Системный подход в работе над развитием связной речи обучающихся в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии, Логопедия, Коррекционная педагогика


Важнейшей задачей курса русского языка является обучение школьников связной речи. Это необходимо потому, что свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе. Для школьника с тяжелыми нарушениями речи развитие связной речи имеет исключительное значение, так как выступает решающим фактором овладения всеми учебными предметами.

В качестве основных направлений по развитию связной речи можно выделить:

  1. Расширение объема речеведческих сведений и понятий;
  2. Углубление работы над типами речи (повествованием, описанием, рассуждением) за счет изучения их разновидностей;
  3. Введение сведений по стилистике и работа над текстами различных видов;
  4. Уточнение комплекса речевых умений, выделение частных умений в структуре обобщенных речевых действий;
  5. Использование нетрадиционных видов упражнений в связной речи;
  6. Увеличение объема и сложности используемых в системе обучения текстов.

Системный подход к работе над развитием связной речи предполагает выделение направления совершенствования и углубления обучения, которое основывается на понимании самой сущности системы. Система рассматривается как совокупность взаимосвязанных компонентов. Она не является механической суммой этих компонентов, а имеет новые, отличные от них свойства, и приобретает она эти свойства благодаря своим внутренним и внешним связям.

Таким образом, для построения системы обучения связной речи необходимы четкое определение ее компонентов, выделение и анализ связей между ними, выявление связей соподчинения между такими компонентами и разработка методики обучения с учетом этих связей.

Выявление внешних связей системы обучения связной речи делает необходимым определение ее места в общей системе обучения русскому языку. Процесс обучения связной речи, являясь системой со своими специфическими целями и задачами, органически включается в систему обучения русскому языку и тесно связан со всеми ее подсистемами. Особенностью обучения связной речи является то, что все другие системы своей конечной целью ставят использование учащимися полученных в данной системе знаний и умений в связной речи. Система развития связной речи как бы аккумулирует в себе результаты функционирования всех остальных подсистем в системе обучения языку.

Программа по изучению русского языка в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи предусматривает пять взаимосвязанных, но обладающих определенной самостоятельностью учебных курсов:

Одно из главных направлений работы в начальных классах в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи - развитие речи обучающихся. От уровня развития речи и мышления во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания младших школьников с ТНР.

Работа по развитию речи детей начинается с первых уроков обучения грамоте, проводится систематически на уроках произношения, чтения, фонетики, грамматики и правописания, развития речи. На всех ступенях начального изучения русского языка большое внимание уделяется звуку, его правильному произношению, графическому образу и зрительному восприятию написанного слова и его частей, интонации, паузам и т. д.

Среди речевых упражнений приобретают большое значение словарные, синтаксические, композиционные (анализ и составление рассказов простейшего вида) упражнения. Вводится понятие "текст". Разнообразная работа со словом, словосочетанием, предложением, связным текстом дает возможность детям понять сферу употребления изучаемых грамматических единиц и тем самым повышает уровень их умственного и речевого развития.

Группы приемов и типов речевых упражнений:

1. Словарная работа:

  • толкование значений слов, оттенков их значений, эмоционально-экспрессивной окраски в процессе выбора слов для конкретных ситуаций;
  • работа с синонимами, антонимами, паронимами, фразеологическими единицами, включение их в конкретный текст, в собственные предложения;
  • работа со словарями - толковыми, словообразовательными, синонимическими, орфографическими;
  • исправление ошибок словоупотребления в устной речи;
  • речи и в письменных сочинениях.

2. Работа над словосочетанием (словосочетание - это момент в процессе создания текста, момент творческого процесса):

  • составление словосочетаний с конкретными словами - для текста или словосочетаний заданного типа;
  • выверка сочетаемости слов на основе языкового чутья или по словарям сочетаемости;
  • введение, включение словосочетаний в предложение и текст;
  • обнаружение и исправление ошибок в словосочетаниях, упражнения, предупреждающие подобные ошибки.

3. Работа над предложением:

  • составление предложений на заданную тему, с использованием заданных слов - по теме сочинения, рассказа;
  • составление предложений заданного типа по схемам-моделям;
  • распространение предложений, перестройка их структуры;
  • выражение одной и той же мысли в различных синтаксических вариантах;
  • интонирование предложений, работа над паузами, логическими ударениями;
  • свободное составление предложений, фраз;
  • редактирование предложений, устранение различных недочетов в их построении

4. Логическая работа:

  • работа с понятиями и построение их определений, сравнение предметов, явлений природы по их признакам;
  • построение обобщений, индуктивных и дедуктивных рассуждений, доказательств;
  • исправление логических ошибок: неоправданных повторов, нарушений последовательности мысли, восполнение пропусков чего-то важного, и т. д.

5. Упражнения, опирающиеся на теории текста:

  • моделирование структуры текста образцов и подчинение собственного текста этой модели, т. е. редактирование своего текста;
  • отработка типов связи в тексте;
  • составление текстов различных функционально-смысловых типов: описание, повествование и рассуждение, а также разных жанров: рассказ, пейзажная зарисовка, описание картины, очерк, статья в газету, письмо, пьеса;
  • передача сюжета в диалогической форме.

При обучении связной речи в каждом классе дается представление о роли речи в жизни человека, вводятся в активный словарь младших школьников слова, используемые для выражения приветствия, прощания, просьбы, приглашения и т. д., иными словами, проводятся элементарные упражнения по культуре речевого общения (речевому этикету).

У младших школьников формируются умения в построении связного текста. Сначала преобладают упражнения, позволяющие создавать тексты по образцу (изложения), затем - собственные тексты на основе увиденного, прочитанного, услышанного (сочинения).

Упражнения в связной речи проводятся на уроках чтения и грамматики в устной и письменной форме.

Программа по грамматике предусматривает преимущественно письменные упражнения типа изложений и сочинений, в то время как программа по чтению - главным образом устные упражнения типа пересказов, рассказывания. Однако упражнения в устной и письменной речи теснейшим образом связаны друг с другом.

Как правило, пересказ, и изложение прочитанных текстов подготавливают детей к самостоятельному изложению своих мыслей, наблюдений.

Для стимулирования речевой активности обучающихся целесообразно создавать такие речевые ситуации, которые бы естественно вытекали из условий учебной, трудовой, познавательной, игровой и иной деятельности школьников и побуждали каждого ребенка свободно и содержательно высказываться по любой предложенной теме. В этих целях учитель подбирает тексты изложений и тренировочных упражнений, по своей тематике и построению близкие к будущим детским сочинениям.

Изложения, сочинения в начальных классах проводятся как обучающие работы. Они имеют преимущественно повествовательный характер. В рассказы постепенно включаются элементы описаний и рассуждений, которые могут состоять из 3-5 предложений. Следует предусмотреть также обучение некоторым видам деловой речи (письмо, объявление и т. п.), имеющей большое практическое значение.

Речевая среда и речевая активность формируют у детей чутье языка, или языковую интуицию - автоматизированное неосознаваемое предпочтение в использовании общепринятых, активных продуктивных моделей языка.

Очень важно, чтобы эти предпочтения действовали в рамках нормированного, литературного языка, а не просторечия, не диалекта. Очень важно поэтому, чтобы языковое чутье формировалось под влиянием высококультурной речевой среды, чтобы она создавалась на основе интеллигентной речи учителя, чтения художественной литературы дома и в школе.

Как уже отмечалось, для овладения речью ребенок нуждается в речевой среде. Это - во-первых, а во-вторых, необходима речевая активность самого субъекта, учащегося. Эта закономерность действует на протяжении всей жизни человека, и естественно, что в детстве она заметнее

Работа над связной речью предполагает внимание со стороны учителя к соблюдению обучающимися последовательности и связей между отдельными предложениями и более крупными частями изложения и сочинения, к составлению планов устных и письменных высказывании детей, их умению говорить и писать по собственному плану. В своих письменных работах (изложениях и сочинениях) обучающиеся могут употреблять как простые, так и сложные предложения. Причем эта работа проводится практически в плане предупреждения и исправления допущенных ошибок.

Однако необходимо еще и умение критически анализировать свою и чужую речь, элементарно рецензировать сочинения других учащихся, а также объяснять допущенные ошибки, выявлять их причины, способы проверки.

Не следует забывать, что сочинения, рассказы обладают огромной воспитательной силой, это самовыражение личности ученика. Сочинение есть способ включения детей в социальную жизнь, в общение. Немалую роль играет и выбор тем: о России, ее истории, о природе, о людях, на литературные темы, о добром и прекрасном, о труде и познаний.