Цель уроков русского языка не только в том,
чтобы вооружить учащихся определенным кругом
знаний и умений, но и в том, чтобы они увидели и
почувствовали красоту и величие русского языка,
освоили его огромные богатства и пользовались
возможностями в своей речи, ощутить радость
открытия, воспитать потребность узнавать все
больше и больше.
Для этого требуется творческий подход к делу со
стороны учителя. И наша задача - развить,
освободить творческие силы, потому что высший
миг творчества полностью поглощен предметом
труда.
Большая роль в развитии интереса к урокам
русского языка отводится подбору дидактического
материала, чтобы он был воспитывающим, доступным,
интересным. Важно обращение к стихотворным
строчкам для развития языкового чутья и
приобщения к творчеству.
Повышению интереса к урокам русского языка
способствуют нетрадиционные занимательные
формы их проведения: уроки-сказки, конкурсы,
аукционы, уроки-путешествия, урок творчества.
Осуществление в педагогическом процессе
дифференцированного и индивидуального подхода,
а также различных форм работы (групповая, работа
в парах) ведёт к созданию условий для развития
личности.
Работая по УМК «Перспективная начальная школа»
это постоянный поиск, непрекращающийся
диалог (героев), совместный коллективный труд,
душевное родство учителя и ученика, когда
учитель не навязывает знания, а, опираясь на
интересы ребёнка, веря в его способности и силу
интеллекта, организует учебный процесс так, что
равнодушных и безразличных на уроке нет, каждый
вовлечён в активную деятельность.
Цели урока:
- уточнить и конкретизировать знания учащихся о правописании слов с парными звонкими и глухими согласными;
- развивать умения сопоставлять произношение и написание слова, развивать устную речь, логическое мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, делать выводы;
- воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: ребус, слова ( город – пирог), схема предложения, карточки, задания для групп, иллюстрации.
Программа: УМК «Перспективная начальная школа»
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Ребята, для чего вы ходите в школу?
Мы пришли сюда учиться.
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
II. Постановка целей урока
– Сегодня я вас приглашаю в путешествие, где
ждут приключения, волшебные звуки и любимые
герои.
– А куда мы отправимся, вам необходимо отгадать
ребус. (Город)
– И возьмем с собой в дорогу вкусный,
рассыпчатый … пирог.
(На доске слова: « город» и «пирог»)
– Что вы скажите про эти слова? (2 слога, словарные слова, орфограмма парная согласная на конце слова)
III. Сообщение темы урока
– И отправимся в город парных согласных, а правит в этом городе господин (знак гласный). Господин гласный подготовил для вас задания.
IV. Минутка чистописания
– Найдите лишнюю букву: Л, Р, М, Н, Г.
– Почему ? Докажите.
– И на минутке чистописания пропишем заглавную и
строчную букву Гг.
Показ образца учителем под счёт.
– Ставим ручку сверху в дополнительной строке, уходим вниз по прямой наклонной линии, кладём «клюшку», ручку снимаем и выписываем «перевёрнутую клюшку».
Показ на доске под счет (раз и, и раз, и раз и.)
V. Правила посадки и письма
– Как должны расположить тетрадь?
– Как правильно должны сидеть при письме?
– Что означают эти буквы?
А К Г Ч
Пиши аккуратно, красиво, грамотно, чисто.
– Что вы знаете про эту букву?
– Какие знаки подойдут для этой буквы?
Докажите.
– Возьмите в руки бинокль и найдите, где
находятся эти знаки.
– Чем отличаются звонкие согласные от глухих? (Звонкие
произносятся с голосом и шумом, а глухие с шумом).
За каждое верно выполненное задание будем выполнять шаг вперёд от 1 к 2.
– Ребята, кто это? (Асырк и Торк)
– Почему задала вопрос кто?
VI. Работа со словарными словами
Задание: отгадайте слова и запишите только словарные.
Л…сной, с…пог, т…нь, к…рандаш. (На доске)
– Какие орфограммы есть в этих словах? (Парная
согласная на конце слова).
– Какие бывают парные согласные?
Парные согласные бывают такие опасные,
Звук нечетко слышится,
А буква тогда какая пишется?
Если поставим рядом гласный,
И согласный неопасный.
– Назовите проверочные слова. (Сапоги,
карандаши)
– Почему эти слова являются проверочными?
Докажите.
Выполняем шаг вперёд от 2 к 3.
VII. Динамическая пауза
– Глазки крепко закрыли. Поморгали.
Улыбнулись соседу по парте, сказали добрые слова
и приготовились выполнять следующую работу.
– Что означает этот знак? ( работа в парах)
VIII. Работа в парах
Задание: выбрать лодку с буквой (согласной), подвести её к нужному слову, подобрать проверочное слово и вписать букву на место пропуска.
– Прочитайте слова, которые
находятся на лодке, где буква «Д»
– Называете слово и сразу проверочное.
– Какое значение имеет пруд?
– Прочитайте слова, которые находятся на
лодке, где буква «Т»
– Какой вывод можем сделать?
– Что нужно сделать, чтобы выбрать правильную
букву? (Нужно знать значение слова.)
Шаг вперёд от 3 к 4.
IX. Физкультминутка
Мы писали, мы писали,
Наши глазки так устали.
Вместе сделаем зарядку
Будет все у нас в порядке
Быстро, быстро поморгаем
И моргая отдыхаем,
Поворачиваем шею
Раз два,
Начинается игра… ДУБ, ГРИБЫ, МОСКВА, ФЛАГ.
– Объясните выделенные орфограммы?
– Назовите проверочные слова. Докажите,
что слова подобрали правильно.
– Ребята, кто говорит такие слова ТИШИНА
И ПОКОЙ?
X. Работа с предложением
– Посмотрите, где находится Анишит
Йокоповна.
– Какое задание предлагает вам?
Задание: составить предложение к данной схеме.
– Назовите слово с парной согласной?
– Какую букву выберем в слове ма(к,г)?
– Почему?
– Что вам помогло узнать, почему пишем букву «К»? (Значение
слова – цветок)
– Где можно узнать значение слова цветок?
– Какие словари вы знаете?
– Запишите в тетрадь проверочное слово.
– Что вы можете сказать про схему этого
предложения.
– По цели высказывания (Повествовательное)
– По интонации (Невосклицательное)
Шаг вперёд от 4 к 5.
«Волшебная коробка»
– Угадайте слово, с парной согласной на
конце слова. В этом слове 2 буквы, но 3 звука
и отвечает на вопрос кто? (Ёж)
– Какой звук слышите на конце слова?
– Как проверить данное слово? Докажите, что
подобрали правильно проверочное слово?
«Волшебная яблоня»
На ней выросли необычные яблоки с буквами (б, в, г, д, ж, з). Сорвать яблоко может тот, кто назовет слово с парным согласным на конце и подберет проверочное.
X. Работа в группах
– Ребята, нам пришла телеграмма от ворона. Асырк и Торк отправляются на поляну, но как пройти на неё и что нужно делать не знают. Поможем им.
Задание: составить предложение, выбрать правильную букву, подобрать проверочное слово.
Иди лук прямо через зелёный
г
будет прут Справа глубокий
д
пруду плод На деревянный
т
Не кос – они пугайся не бодаются
з
Род не широко открывай
т
Жди, скоро вернётся маг.
к
Проверка групповых заданий. Каждая группа читает составленное предложение, называют проверочные слова. Докажите, что слова подобрали правильно.
– Отчего зависит правильность выбора буквы?
Правильность выбора буквы зависит от смысла предложения.
XI. Работа с текстом
– Куда пойдут Асырк и Торк?
– Что будет находиться с правой стороны?
– Кого не нужно бояться?
– Будем ли рот открывать?
– Кто скоро вернётся?
Вывод: чтобы правильно выбрать букву, нужно выяснить значение слова в тексте.
XII. Итог
– Как проверить парный звук?
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным мой друг,
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Зуб на зубы, лед на льды
Будешь грамотным и ты.
Шаг вперёд от 5 к 6
– Что получилось? (Гриб)
– Какая орфограмма в этом слове.
– Как проверить парную согласную на конце слова.
– Проверочное слово…
– От чего зависит правильность выбора буквы?
XIII. Рефлексия
– Наше путешествие завершилось. Господин
«Гласный» благодарит вас работу.
– Почему господин «Гласный»? Докажите.
– Приведите свои примеры?
– Если у вас хорошее было настроение на уроке, то
нарисуйте рядом с грибочком солнышко, а если
плохое, то дождевую тучку.
– Русский язык очень интересный. В нем много тайн и секретов, которые нам предстоит открыть. Наш урок окончен.