Личностно-ориентированное образование – фактор развития коммуникативных умений и навыков

Разделы: Общепедагогические технологии


В современном обществе проблема развития коммуникативныхнавыков очень актуальна. Без таких навыков человек не способен воспринять самые здравые идеи, адекватно доносить до собеседника свою мысль и понимать другого (в детские годы – своих родителей, преподавателей, сверстников; во взрослой жизни – своих непосредственных начальников, коллег, членов семьи; при чтении литературы, прессы, просмотре кинофильмов, телепрограмм и т.д. – авторов), то есть входить в диалог свзаимопониманием, искать пути к согласию и конструктивному взаимодействию. Это важнейшая социальная и педагогическая задача, впрямую связанная с качеством жизни будущих поколений.

Современная концепция содержания обучения русскому языку в школе предусматривает формирование не только лингвистической (языковой), но и коммуникативной (речевой) компетенции школьников, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности, а также с культурой устной и письменной речи, правилами и способами использования языка в разных сферах общения.

Актуальность этой проблемы объясняется изменением содержания современного школьного образования, новыми стандартами образования по русскому языку и литературе, в которых:

– содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения;
– коммуникативная компетенция представлена как овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

По мнению Л.С.Выготского, литературное творчество является самым характерным для школьного возраста, и на пути к творческому мастерству учащийся должен пройти определенные ступеньки роста – овладеть определенными умениями и навыками.

Решить данную проблему, как мне кажется, можно лишь с помощью создания на уроках личностно ориентированных ситуаций.

Сущность моего опыта заключается в использовании современной технологии личностно ориентированного обучения как на уроках, так и на занятиях индивидуального выбора для развития коммуникативной компетенции и раскрытия творческих способностей школьников.

Новизна опыта состоит в том, чтобы с помощью создания личностно ориентированных ситуаций помочь ученику определить его отношение к самому себе, другим, окружающему миру, к своей деятельности в обществе. Следовательно, предполагается иная позиция педагога. Учитель на таких занятиях выступает как собеседник, исследователь, эксперт, человек, создающий условия для учения.

Данный опыт решает противоречие между необходимостью (выдвигаемой психологами) развития правого полушария мозга (связанного с творческим мышлением) и направленностью школьных методик на тренировку и развитие левого полушария (связанного с логическим мышлением). «Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг», – отмечал И.Соньер.

Опыт также позволяет не выделять способных, или продвинутых учащихся, а помогает остальным ученикам открыть в себе способности, о которых они ранее и не подозревали.

Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех ее видах: чтении, говорении, письме, аудировании. Коммуникативные умения и навыки связаны с организацией речевого общения в соответствии с его целями, мотивами и задачами, с одной стороны, а с другой, – в соответствии с социальными нормами речевого поведения. Практическая цель – формирование навыков общения – выдвигается при этом на передний план.

Можно выделить несколько основных навыков общения:

  • быстро и правильно ориентироваться в условиях общения;
  • спланировать свою речь, правильно выбрать содержание;
  • найти адекватные средства для передачи этого содержания;
  • обеспечить обратную связь.

Изучив методическую литературу, я выделила общие коммуникативные умения, ведущие к выработке соответствующих навыков:

1. Умение адекватно воспринимать устную и письменную речью.
2. Умение раскрывать тему и основную мысль текста.
3. Умение собирать и систематизировать материал на отдельную тему.
4. Умение пересказывать подробно, выборочно, сжато исходный текст.
5. Умение создавать тексты разных типов и стилей речи.
6. Умение совершенствовать и редактировать написанное

Для того чтобы развить эти умения у школьников, я использую, помимо традиционных видов работы, нетрадиционную технологию создания на уроках личностно ориентированной ситуации.

На уроках русского языка, литературы и занятиях индивидуального выбора я применяю нетрадиционные методы, обеспечивающие создание личностно ориентированной ситуации.

1. Метод экспрессии в творческой ситуации предполагает включение в урок рисования, образных разговоров, писание картин и произведений и т.д. Личность учащегося обогащается, выступая одновременно и в роли творца и в роли воспринимающего. Через эмоции, выраженные в созданном произведении, личность становится более открытой и творческой. (Например, «Напишите рассказ о том, как вы чувствовали себя сейчас…»)

2. Метод чтения вслух предполагает работу с текстами в непосредственном и метафорическом смыслах. Любые тексты, в т.ч. литературное произведение, становятся иллюстрацией к реальной жизни, где перед героем стоит выбор – интеллектуальный, нравственный, волевой.

Задача учителя – ставить перед детьми проблему, затронутую в тексте. Учащийся должен будет использовать свой опыт, свою индивидуальность, «примерить» проблему на себя, и через это выразит собственную личность.

3. Метод интроспективного анализа позволяет учащемуся исследовать свой внутренний мир. Полезными являются задания на развитие уважения к себе, чувства собственного достоинства. Рекомендуются темы сочинений: «Мои успехи», «Каким бы я хотел видеть себя», «Что я люблю в себе, когда я себе нравлюсь».

4. Метод развития творческого самочувствия помогает развить воображение, образное мышление, наблюдательность. Особое место в использовании этого метода на уроках литературы занимает элемент «театрализации». Умение перевоплощаться « в предлагаемых обстоятельствах», « от имени персонажа» ведет к проявлению творческой активности и самостоятельности, умению в будущем управлять собственной судьбой.

5. Метод творческого самовыражения используется через литературное творчество, помогает найти подростку своих поэтов, писателей. Найти себя как читателя, зрителя. Ученик учится искать и выделять «свое» из окружающего мира, понять цену этому «своему». (Почему одному нравится проза, а другому поэзия.)

6. Метод дискуссии развивает умение слушать, показывает, что у многих проблем есть многозначное решение, дает возможность аргументировать свои идеи и т.д.

7. Игровые методы (операционные и ролевые) позволяют ученикам развивать самопознание, осознавать себя, овладевать умениями рефлектировать и анализировать свое поведение.

Суть личностно ориентированных ситуаций на уроках приобретает форму:

– выражения отношения к изучаемому;
– актуализации эстетических переживаний;
– осознания собственных переживаний.

Школьники должны использовать свои знания в качестве средства обучения и научиться обоснованно выражать суждения, приводить аргументы и доказательства своего мнения.

Заинтересовать ребенка, привлечь к созданию творческого проекта можно при условии системного подхода к работе. Период детства, в целом, характеризуется проявлением творческих способностей, и только мудрый, умный, в ногу со временем шагающий педагог способен проектировать деятельность, ведущую к успеху ученика.