Тип: урок закрепления изученного по теме.
Технология: на диалоговой основе, с элементами КСО.
Цели:
- Учить видеть орфограмму, развивать умение проверять слова с безударными гласными.
- Развивать мышление, орфографическую зоркость.
- Воспитывать умение работать в коллективе, в парах.
Задачи урока:
- Формирование умения распознавать орфограммы и способы их проверки.
- Тренировка орфографической зоркости.
Оборудование урока: дидактический раздаточный материал, таблица «Алгоритм»
ХОД УРОКА
1. Минутка чистописания
Запись на доске: Учение – путь к умению.
– Как понимаете пословицу?
– Замените слово путь другим, близким по смыслу.
Запись на доске: Путь, дорога, тропинка – тропы.
– Сколько слогов в слове дорога? Почему?
Поставьте в слове ударение и обозначьте
безударный гласный. Можем ли мы проверить это
слово? Почему?
– Сколько слогов в слове тропинка? Назовите,
какой слог ударный? Безударный? Какую гласную
букву будем писать в безударном слоге? Почему?
– Спишите пословицу, правильно записывайте
буквы и соединения.
2. Объявление темы урока
Мотивация урока: Дети, скажите, кому
нужна зоркость? (летчику, моряку, снайперу,
ястребу)
– Но, оказывается, зоркими бывают не только
глаза, но и ум. А для того, чтобы грамотно писать,
нужны не только глаза, но и зоркий ум. Он помогает
глазу увидеть трудные места в словах. Про тех, кто
видит трудные места в словах, говорят, что они
обладают орфографической зоркостью.
– Вот мы с вами и будем развивать
орфографическую зоркость в работе над темой:
«Правописание слов с безударными гласными»
3. Работа с орфограммами
– О какой орфограмме идет речь?
Слуху вы не доверяйте,
Удареньем проверяйте. (Правописание слов с
безударными гласными)
Задание 1.
– Найдите на ваших карточках слова с данной орфограммой. (На каждой парте карточка со словами. Дети работают в парах.)
Светлеет, шубка, речка, ночка, кормилец, снег, поздний, малыши, стена
– Дети, назовите алгоритм, по которому вы работали?
На доске таблица «Алгоритм».
1. Услышать, увидеть орфограммы
2. Проверить (Как проверить?)
3. Написать.
Задание 2. Словарная работа.
На доске слова: р.бота, з.ма, гр.за, п.суда, сн.говик, р.бята, с.сна, д.журный, яг.да, стр.на.
– Расположите их в 2 столбика. В первый столбик
слова из словаря, во 2-й – с безударной гласной,
проверяемой ударением.
– Прочитайте слова из 2-го столбика. (Зима,
гроза, снеговик, сосна, страна)
– Назовите ударный слог и безударную гласную,
проверочное слово.
– Почему слова из 1-го столбика называют
словарными словами?
Проверка слов из словаря в парах. Оценивание работы.
Задание 3.
– Ребята, нам принесли письмо. Прочитаем, интересно. (Читают.) Грустные вести. Пришло письмо мне. Из лагеря от Мишки.
На доске: Здесь чудный лук, и я лижу.
– Написано в письме. Лук лижет? Что за чудеса? Наверное, шутит, плут. Читаю дальше.
Здесь лиса. Красивый длинный прут.
– Нет, нет, не шутит он! Боюсь, мой друг серьёзно болен. Вернётся – надо подлечить, заставить правила учить. Какие же орфограммы не знает Мишка? Обозначьте их в письме.
1) Лёжа – лежу; лес – леса
2) Луг – луга; пруды – пруд
Задание 4. Для развития орфографической зоркости мы должны видеть орфограммы. В данных предложениях найдите орфограммы, обозначьте их.
Работа в парах:
1 ряд: Дом лесника стоял на берегу озера (6)
2 ряд: Зелёная лужайка пестрела цветами (4)
– Кто сколько орфограмм увидел? Запишите свои предложения, обозначьте орфограммы, объясните их. Разобрать предложение по членам предложения.
Проверка: фронтальная
Задание 5.
– Ребята 1 класса писали диктант. Вам надо его исправить (проверить).Эта работа в группах. Их – 5.
У учащихся на столах – карточки с текстом.
- 1гр , 3гр: пришла зема. Паля покрыты пушистым кавром. Марос скавал реки и азёра.
- 2гр , 4гр: Голадно птицам земой. Лита юани по дварам, ищют корм.
- 5гр: Рибята смастерили кармушки. Варабей, снигирь и синичьки – частые гости на кармушке.
– Как можно озаглавить этот текст?
4. Итог урока
– Чему учились на уроке?
– Что помогло правильно писать безударные
гласные в словах?