Программа "Ритмика и основы спортивного бального танца"

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей


«…Ангелы умеют летать не потому, что они легкие, а потому, что умеют делать себя легче…»

Ирландская пословица

В качестве эпиграфа к своей педагогической концепции я выбрал эту интересную, на мой взгляд, фразу, имеющую глубокий человеческий смысл. Именно эти слова наиболее полно характеризуют мое представление об окружающем мире, профессии Педагога и моей роли в системе образования, воспитания и развития детей, подростков и молодежи.

На современном этапе развития общества, когда полным ходом идут процессы глобализации, развития информационных технологий, когда мир вокруг стремительно меняется, когда остро стоит вопрос о гуманизации всего образовательного процесса, формирования гражданской позиции, патриотических взглядов ученика, невозможно, на мой взгляд, отделять образование от воспитания. Т.е., необходимо не только научить правильно ориентироваться в быстро изменяющейся ситуации, но и воспитать, привить способности делать правильный выбор, а значит помочь каждому сформировать в себе современного, мобильного, сильного ЧЕЛОВЕКА, способного стать ПРОФЕССИОНАЛОМ в своем деле.

Концепция модернизации российской системы образования направлена на решение этих задач. И, несомненно, важную роль в этом, я думаю, играет определение  важности системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2002-2005 годы, утвержденная приказом Минобразования России от 25 января 2002 г. № 193, рассматривает развитие дополнительного образования детей как одно из приоритетных направлений образовательной политики.

Дополнительное образование детей определено в ней как целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ… в интересах человека, государства, рассматривается как «особо ценный тип образования», как «зона ближайшего развития образования в России». Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.

Зная концептуальную основу дополнительного образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения, я придерживаюсь в своей педагогической деятельности следующих принципов обучения:

  • принцип сознательности и активности, который предусматривает, прежде всего, воспитание осмысленного овладения техникой танца; заинтересованности и творческого отношения к решению поставленных задач;
  • принцип наглядности, который предусматривает использование при обучении комплекса средств и приемов (личная демонстрация приемов, видео- и фотоматериалы, словесное описание нового приема со ссылкой на ранее изученные, использование тренажеров и имитаторов и т.д.);
  • принцип доступности, который требует, чтобы перед учеником ставились посильные задачи. В противном случае у занимающихся снижается интерес к занятиям, при этом, однако необходимо приучать учеников к преодолению трудностей. От преподавателя требуется постоянное и тщательное изучение способностей учеников, их возможностей в освоении конкретных элементов;
  • принцип систематичности, который предусматривает разучивание элементов, регулярное совершенствование техники элементов и изучение новых элементов для расширения активного арсенала приемов, чередование работы и отдыха в процессе обучения с целью сохранения работоспособности и активности учеников.

В системе дополнительного образования я работаю уже 8 лет. Именно 8 лет назад на базе школы №1221 был образован танцевальный коллектив, цель создания которого – содействие эстетическому, нравственному, а также физическому развитию школьников. За это время была проведена объемная и плодотворная работа, результатами которой в полной мере могут гордиться и педагогический коллектив школы, и ее ученики и родители.
Ученики нашего танцевального коллектива являются победителями официальных Чемпионатов и Первенств Москвы по возрастным категориям Дети, Юниоры, Молодежь в программе европейских, латиноамериканских танцев, финалистами многих региональных турниров и Чемпионатов России, а также участниками международных соревнований в странах СНГ, ближнего зарубежья и традиционных европейских турниров в Германии, Англии, Франции, Италии, Испании, Дании и Швейцарии.

Помимо физического развития и спортивного результата, неотъемлемой частью работы танцевального коллектива школы является и культурно-воспитательная работа. Ученики школы и танцевального коллектива регулярно участвуют во всех окружных и городских мероприятиях.

Так, в 2000 г. танцевальный коллектив в составе школьной команды стал победителем окружного этапа Эстафеты Искусств и лауреатом городского тура. В 2002г. этот результат был повторен. В 2003г. пары танцевального коллектива школы были приглашены для участия в 1 Венском балу.

Обязательным является участие танцевального коллектива во всех творческих мероприятиях школы (праздниках, концертах, торжественных событиях и т.д.). Организацию некоторых из них ТК берет на себя, так, например, в 2003/2004 учебном году был представлен проект «Танцевальный Новый Год», в котором принимало участие более 100 учеников школы и  жители микрорайона.

В рамках проводимой работы осуществляется обучение детей и подростков ритмике, спортивным бальным танцам, гимнастике, основам хореографии, пластики. Развивается координация движений, понимание музыки, владение своим телом. Прививаются навыки социального общения, этикета, культуры общения и поведения в целом. Танцевальные занятия не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие.

Танец обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, «формирует его художественное «я» как составную часть орудия общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа» (Пуртова Т.В. «Учите детей танцевать». М., 2003, с.5).

В основу  программы занятий ритмикой и основами бального танца заложен деятельный подход к воспитанию, образованию, развитию ребенка средствами Танца. Таким образом, ребенок на всех уровнях – от первого к одиннадцатому классу – становится вовлеченным в продуктивную творческую деятельность, где он выступает, с одной стороны, в качестве исполнителя, а с другой (на более высоких ступенях) – художника, композитора, режиссера, автора танца в целом. 

Необходимость ощутить на себе социальную роль художника-творца настоятельно требует от него осмысления действительности, выявления своего собственного отношения, позиции, а значит, внутренней свободы – открытости миру в противовес замкнутости и зажиму, характерным для многих детей всех возрастных групп. В программе затрагивается проблема творческого общения в процессе создания танца.

Основная задача программы – вскрыть спортивно-педагогические закономерности, вооружить педагога и ученика знаниями, которые необходимы для решения задач, возникающих на танцевальных занятиях; как обеспечить физическую подготовленность и решить воспитательные задачи; как строить и проводить занятия, чтобы добиться максимально положительных результатов в формировании личности, укреплении здоровья, улучшении физического развития, совершенствовании двигательных способностей человека, в подготовке будущих спортсменов.

При разработке программы я использовал такие частные дисциплины, как психология спорта, теория и методика физической культуры, специальная педагогика, планирование и построение спортивно-педагогического процесса.

В программу включен передовой опыт обучения ритмике и тренировки спортсменов-танцоров в России и за рубежом, результаты научных исследований по вопросам подготовки юных спортсменов.

В последнее время много говориться о работе с одаренными детьми. Но, наблюдая за учениками школы, за начинающими и опытными танцорами в повседневной жизни, у меня постоянно возникает вопрос: КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, КАК НАЙТИ этот талант? КАКОЙ именно ТАЛАНТ мне надо искать? ГДЕ МЕРА, ГРАНИЦА, отделяющая ОДАРЕННОСТЬ от  ТАЛАНТА и от БЕЗДАРНОСТИ?

В своем поиске я пришел к мысли, что МОЯ РОЛЬ, МОЯ ЗАДАЧА как педагога дополнительного образования заключается в том, чтобы увидеть в каждом своем ученике пусть крохотную, но искорку того самого таланта, помочь ему раскрыться как личности, дать почувствовать уверенность в своих силах. И пусть потом далеко не каждый мой ученик станет великим танцором, известным спортсменом, но я точно знаю, что это будет яркая,  уверенная в себе, способная на многое Личность. Именно эту мою идею, как нельзя лучше передает та ирландская пословица, которую я выбрал в качестве своего педагогического кредо: «Ангелы умеют летать не потому, что они легкие, а потому, что умеют делать себя легче…»

Таким образом, важным моментом является ориентация программы на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание танцевальной культуры и привития начальных навыков в искусстве танца. Программа содержит необходимый минимум тренировочных упражнений и танцевальных движений, способствующих гармоничному  развитию танцевальных способностей учащихся.

Обучение проводится в 3 этапа:

1. Азбука музыкального движения – освоение азов ритмики, азбуки классического танца, несложных элементов историко-бытовых и бальных танцев, а также народного танца.

2. Первые шаги – совершенствование полученных знаний, продолжение изучения классического экзерсиса, освоение репертуара историко-бытовых и массовых бальных танцев, изучение и исполнение народных танцев, знакомство с современными танцевальными направлениями. Продолжение начатой на первом этапе работы по развитию актерского мастерства и воспитанию способности к танцевально-музыкальной импровизации.

3. Спортивные надежды.

Третий этап предполагает специализированные занятия для детей, проявивших определенные способности к танцу. Совершенствуя свои знания в избранном жанре, дети активно осваивают репертуар спортивных бальных танцев, изучают специализированную литературу, используют видеоматериалы, совершенствуют исполнительское мастерство.

Да! Быть современным (в полном смысле этого слова) учителем нелегко. Необходимо быть не только грамотным профессионалом в своей области, но и обязательно психологом, исследователем, методистом, руководителем, ТВОРЦОМ, наконец, просто ЧЕЛОВЕКОМ. Для этого нужно постоянно развиваться самому, жить интересами ребенка, учиться его понимать и прощать.
Я искренне верю, что, вкладывая в каждого ученика маленькую частичку своей души, я участвую в огромном, трудном, но замечательном деле…

Программа «Ритмика и основы спортивного бального танца» (Приложение 1)

Рецензия на Программу обучения по курсу «Ритмика и основы спортивного бального танца» (Приложение 2)