Урок-викторина по естествознанию "Природа родного края"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • Обобщить и систематизировать знания детей об объектах неживой природы Елабужского района.
  • Продолжить развитие навыка чтение и понимания карты области.
  • Развивать любознательность и наблюдательность.
  • Воспитывать любовь к природе родного края.

Оборудование: кроссворды “Отгадай меня” для каждой группы викторины, физическая карта Татарстана, образцы полезных ископаемых (нефть, торф, песчаник, каменный уголь, и т.д.)

Ход урока

Учитель: Вот и закончилось, ребята, наше заочное путешествие по Елабужскому району. Но настоящее путешествие по нашему краю будет продолжаться всю вашу жизнь. Вы увидите, как необычен и прекрасен наш край. Сегодня вам предстоит выявить лучшего знатока природы Елабужского района и города Елабуги. Для этого надо ответить на вопросы и выполнить ряд заданий.

А подведет итоги наше жюри и выберет команду-победителя. В жюри входят ваши родители и вожатые.

Обобщение и систематизация знаний

Обобщение проходит в виде конкурсов-заданий.

Задание 1. “Отгадай меня”

Учащиеся по группам разгадывают кроссворд “ Наш город”

По горизонтали:

  1. Улица названная в честь нефтяников – первопроходцев. (Разведчиков)
  2. Кинотеатр. (Иллюзион)
  3. Река в Татарстане. (Кама)
  4. Любимая детская площадка. (Чебурашка)
  5. Кавалер-девица. (Дурова)
  6. Визитная карточка города. (Городище)
  7. Родное село поэтессы А.Силкиной. (Танайка)

По вертикали должно получится город, в котором мы живем. (Елабуга)

Задание 2. “Путешествие по карте”

  1. Показать границы Елабужского района.
  2. Найти и показать на карте города: Казань, Елабуга, Набережные Челны, Нижнекамск.
  3. Назвать и показать реки.

Задание 3. “Юный геолог”

Учащимся предлагаются образцы основных полезных ископаемых Татарстана; они должны назвать полезные ископаемые и доказать свое мнение. Могут быть предложены следующие образцы: торф, каменный уголь, известняк, нефть, песчаник, мрамор, гранит.

Задание 3. “Письмо”

Учитель: Ребята, я вам прочитаю письмо Бори Перепуткина. Вы внимательно слушаете его и отмечаете на своих листах ошибки в тексте. Выигрывает та команда, которая назовет все ошибки и правильно их объяснит.

“В нашем городе много памятников старины. Один из них – Пушкину А.С.(!). Центральная улица нашего города называется Дорожников(!). Елабугу окружают непроходимые леса(!). В лесах до сих пор водятся кабаны(!), лоси, волки, медведи(!).

Вокруг города не встретишь ни одной деревушки, ни поселка, ни села. А какие здесь деревушки, можно и вброд перейти(!)”

Значком (!) отмечены ошибки.

Задание 4. “Юный метеоролог”

Учитель зачитывает задание – вопрос о климате и погоде Елабужского района, а команды по очереди отвечают. Если команда не отвечает – отвечает следующая команда. За каждый правильный ответ команда получает очко. Побеждает та команда, которая наберет наибольшее количество очков.

Примерные вопросы-задания:

  1. Деревья в морозную погоду покрываются “пушистыми” кристаллами. Что это такое? (Изморозь.)
  2. Продолжительный период без дождя. (Засуха.)
  3. С чем связаны “черемуховые холода” в нашем крае? (С проникновением холодных воздушных масс с севера, т.е. с Арктики.)
  4. С чем связаны выпадения осадков? (С переменой температуры.)
  5. Какая будет погода если:

а.) Зимой днем ясно, а к вечеру туман? (К долгим морозам.)
б.) Весной дым из труб стелется? (К осадкам.)
в.) Летом вечером и утром роса? (К ясной погоде.)
г.) Осенью при ясной погоде ветер резко меняет направление? (К ненастью.)

  1. Меня ни кто не видит, но всякий слышит. Спутницу мою всяк видит, но ни кто не слышит. (Гром и молния.)
  2. Сильнее солнца, слабее ветра. Ног нет, а идет. Глаз нет, а плачет. (Туча.)
  3. Нарисовать условными знаками: гроза, дождь, снег, туман, переменная облачность.
  4. Сколько цветов у радуги? (Семь.)
  5. Когда наступает весна в Елабуге? (Середина апреля.)
  6. В каком году Елабуга отметит свое 1000-летие? (В 2007 году.)
  7. Когда день рождения зимы по календарю? (1 декабря.)
  8. Когда день равен ночи? (22 марта.)

Задание 5. “Экскурсовод”

В этом задании дети должны составить экскурсионную карту по городу, так чтобы без внимания не остался ни один исторический пункт Елабуги. (Заранее раздаются ватман и маркеры.)

Подведение итогов

Желательно, чтобы жюри подводило итоги после каждого конкурса. Команде-победителю каждого конкурса вручается жетон. В конце урока подсчитывается количество жетонов, побеждает тот, у кого больше жетонов.

Победители награждаются призами.

Домашнее задание

Найти в дополнительной литературе интересные сведения о природе Елабужского района и города Елабуги.