Задачи:
- Обобщить и систематизировать знания детей об объектах неживой природы Елабужского района.
- Продолжить развитие навыка чтение и понимания карты области.
- Развивать любознательность и наблюдательность.
- Воспитывать любовь к природе родного края.
Оборудование: кроссворды “Отгадай меня” для каждой группы викторины, физическая карта Татарстана, образцы полезных ископаемых (нефть, торф, песчаник, каменный уголь, и т.д.)
Ход урока
Учитель: Вот и закончилось, ребята, наше заочное путешествие по Елабужскому району. Но настоящее путешествие по нашему краю будет продолжаться всю вашу жизнь. Вы увидите, как необычен и прекрасен наш край. Сегодня вам предстоит выявить лучшего знатока природы Елабужского района и города Елабуги. Для этого надо ответить на вопросы и выполнить ряд заданий.
А подведет итоги наше жюри и выберет команду-победителя. В жюри входят ваши родители и вожатые.
Обобщение и систематизация знаний
Обобщение проходит в виде конкурсов-заданий.
Задание 1. “Отгадай меня”
Учащиеся по группам разгадывают кроссворд “ Наш город”
По горизонтали:
- Улица названная в честь нефтяников – первопроходцев. (Разведчиков)
- Кинотеатр. (Иллюзион)
- Река в Татарстане. (Кама)
- Любимая детская площадка. (Чебурашка)
- Кавалер-девица. (Дурова)
- Визитная карточка города. (Городище)
- Родное село поэтессы А.Силкиной. (Танайка)
По вертикали должно получится город, в котором мы живем. (Елабуга)
Задание 2. “Путешествие по карте”
- Показать границы Елабужского района.
- Найти и показать на карте города: Казань, Елабуга, Набережные Челны, Нижнекамск.
- Назвать и показать реки.
Задание 3. “Юный геолог”
Учащимся предлагаются образцы основных полезных ископаемых Татарстана; они должны назвать полезные ископаемые и доказать свое мнение. Могут быть предложены следующие образцы: торф, каменный уголь, известняк, нефть, песчаник, мрамор, гранит.
Задание 3. “Письмо”
Учитель: Ребята, я вам прочитаю письмо Бори Перепуткина. Вы внимательно слушаете его и отмечаете на своих листах ошибки в тексте. Выигрывает та команда, которая назовет все ошибки и правильно их объяснит.
“В нашем городе много памятников старины. Один из них – Пушкину А.С.(!). Центральная улица нашего города называется Дорожников(!). Елабугу окружают непроходимые леса(!). В лесах до сих пор водятся кабаны(!), лоси, волки, медведи(!).
Вокруг города не встретишь ни одной деревушки, ни поселка, ни села. А какие здесь деревушки, можно и вброд перейти(!)”
Значком (!) отмечены ошибки.
Задание 4. “Юный метеоролог”
Учитель зачитывает задание – вопрос о климате и погоде Елабужского района, а команды по очереди отвечают. Если команда не отвечает – отвечает следующая команда. За каждый правильный ответ команда получает очко. Побеждает та команда, которая наберет наибольшее количество очков.
Примерные вопросы-задания:
- Деревья в морозную погоду покрываются “пушистыми” кристаллами. Что это такое? (Изморозь.)
- Продолжительный период без дождя. (Засуха.)
- С чем связаны “черемуховые холода” в нашем крае? (С проникновением холодных воздушных масс с севера, т.е. с Арктики.)
- С чем связаны выпадения осадков? (С переменой температуры.)
- Какая будет погода если:
а.) Зимой днем ясно, а к вечеру туман? (К долгим морозам.)
б.) Весной дым из труб стелется? (К осадкам.)
в.) Летом вечером и утром роса? (К ясной погоде.)
г.) Осенью при ясной погоде ветер резко меняет направление? (К ненастью.)
- Меня ни кто не видит, но всякий слышит. Спутницу мою всяк видит, но ни кто не слышит. (Гром и молния.)
- Сильнее солнца, слабее ветра. Ног нет, а идет. Глаз нет, а плачет. (Туча.)
- Нарисовать условными знаками: гроза, дождь, снег, туман, переменная облачность.
- Сколько цветов у радуги? (Семь.)
- Когда наступает весна в Елабуге? (Середина апреля.)
- В каком году Елабуга отметит свое 1000-летие? (В 2007 году.)
- Когда день рождения зимы по календарю? (1 декабря.)
- Когда день равен ночи? (22 марта.)
Задание 5. “Экскурсовод”
В этом задании дети должны составить экскурсионную карту по городу, так чтобы без внимания не остался ни один исторический пункт Елабуги. (Заранее раздаются ватман и маркеры.)
Подведение итогов
Желательно, чтобы жюри подводило итоги после каждого конкурса. Команде-победителю каждого конкурса вручается жетон. В конце урока подсчитывается количество жетонов, побеждает тот, у кого больше жетонов.
Победители награждаются призами.
Домашнее задание
Найти в дополнительной литературе интересные сведения о природе Елабужского района и города Елабуги.