Формы сотрудничества педагогов и родителей в процессе развития личности дошкольника

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Одним из базовых принципов развития системы российского образования, обозначенных в Законе Российской Федерации “Об образовании” и Национальной образовательной инициативе “Наша новая школа”, является обеспечение доступного качественного образования для всех граждан России.

Проблема общедоступности дошкольного образования решается сегодня несколькими путями: наряду с традиционной формой на базе дошкольного образовательного учреждения в настоящее время большую активность приобретают новые формы образования дошкольников. Одна из них – это организация воспитательно-образовательного процесса с детьми на базе учреждения дополнительного образования, которые обладают большими возможностями для систематического полноценного образования малышей.

Центр дополнительного образования детей им.В.Волошиной г.Кемерово один из первых в городе (около 20 лет назад) организовал группы детей 5– 6 лет в с целью их развития и подготовки к школе (детское объединение “Школа радости”). В настоящее время “Школа радости” – это инновационная структура дошкольного образования для 400 детей от 4 до 7 лет, которая способствует выравниванию стартовых возможностей дошкольников, не посещающих детские сады, и удовлетворяет потребности родителей в дополнительном образовании их детей.

Организация воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста осуществляется в условиях кратковременного пребывания детей (в течение 2–3 часов в день, 2–3 раза в неделю) по комплексной образовательной программе развития личности дошкольника “Я познаю мир”. Программа решает образовательные, воспитательные и развивающие задачи, предлагает насыщенное разностороннее содержание по четырем направленностям: социально-педагогическое, художественно-эстетическое, эколого-биологическое и физкультурно-спортивное. Реализуют программу 8 педагогов и 2 психолога по 8 предметам: занимательная математика, развитие речи, конструирование, развивающие игры, музыка, рисование, ритмика, экология.

Решение поставленных задач невозможно без активного включения семьи в воспитательно-образовательный процесс.

В “Школе радости” идет постоянный поиск путей взаимодействия с родителями. В течение 20 лет работа с семьей строилась по принципу партнёрских отношений и в настоящее время ведется по следующим направлениям: психолого-педагогическое просвещение родителей, участие семьи в воспитательно-образовательном процессе, организация семейного досуга.

Психолого-педагогическое просвещение родителей в “Школе радости” осуществляется в разнообразных формах:

1) активные формы проведения родительских собраний (круглый стол, дискуссия, КВН и др.) сближают педагогов и родителей, формируют между ними атмосферу доверия. В течение года на общих родительских собраниях рассматриваются самые различные вопросы:

  • “Школа радости” и семья – единомышленники и партнеры в воспитании и образовании детей
  • роль семьи в воспитании гражданина своей страны
  • о правах ребёнка
  • портрет будущего первоклассника

2) круглый стол с психологом, тренинги – одна из форм повышения психолого-педагогической культуры родителей. Темы бесед определяются с помощью анкетирования родителей, а их интересуют самые разнообразные вопросы:

  • как развивать способности детей
  • как общаться с ребёнком
  • какие игрушки полезны детям
  • как подготовить ребёнка к школе

3) индивидуальные консультации психолога, на которых родителям даются конкретные ответы, рекомендации, советы, подсказки по особенностям воспитания и развития их ребёнка:

  • как справиться со страхами
  • что делать, если ребёнок упрямится
  • если ребёнок дерётся
  • если ребёнок вынуждает Вас делать покупку
  • если ребёнок излишне стеснителен

Многолетний опыт работы показывает, что сближение с родителями стоит вести только с позиции личностно ориентированного взаимодействия, а в центре этого взаимодействия должна быть личность ребёнка. При необходимости психолог вместе с родителями простраивают индивидуальный маршрут развития ребёнка в “Школе радости”, ставят цели и задачи, намечают промежуточные этапы.

4) групповые консультации педагогов по предметам занимают важное место в психолого-педагогическом просвещении родителей “Школы радости”. Здесь обсуждаются маршруты образовательной программы, её результаты, даются рекомендации, как организовать домашние занятия с ребенком. В помощь родителям педагоги разрабатывают памятки, например:

  • “Как развивать связную речь ребёнка”
  • “Как развивать мелкую моторику дошкольника”
  • “Как приучить детей делать утреннюю зарядку” и т.д.

5) мастер-классы по темам “Осваиваем новые техники рисования”, “Сувенир к празднику” (Новый год, Рождество, Пасха), “Физкультура с мамой” помогают родителям развивать творческие способности их детей.

6) формы наглядной информации всегда находят отклик у любознательных родителей:

  • общение через сайт в интернете
  • тематические стенды (“На занятиях у детей 5, 6 лет”, “Расти здоровым, малыш”, “Как правильно питаться”, “Ребёнок у телевизора”)
  • стенгазеты с творческими работами детей по итогам мероприятий, конкурсов, экскурсий

Один из успешных способов взаимодействия с семьёй – участие родителей в воспитательно-образовательном процессе.

Для родителей Школы радости стало обычным делом посещение занятий и активное в них участие. В результате у пап и мам появляется более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста, его значимость и необходимость. Важно и то, что участие родителей на занятиях доставляет детям особое удовольствие, способствует их успехам.

Стало традицией участие родителей в проведении экскурсий, экологических тропинок “Осень в городе”, “Зима в городе”, “Весна в городе”. На таких экскурсиях не только дети, но и их родители открывают для себя мир природы в родном городе.

По итогам экскурсии, тропинок родители с удовольствием помогают детям дома составить гербарий осенних листьев, сделать поделки из природного материала, коллажи на осеннюю выставку, соорудить кормушки зимой, а весной – скворечники. Всё это – домашние творческие задания для всей семьи.

Семейный характер носят акции “Сохраним красоту первоцветов” (изготовление листовок) и “Наши добрые дела – птицам родного города” (изготовление и развешивание кормушек для зимующих птиц).

Каждый год проходят тематические праздники (литературный – “У Лукоморья”, математический – “Умные игры”, экологический – “Давайте будем беречь планету”), где родители непосредственно вовлечены в сюжет.

К праздникам патриотической направленности “Маленький гражданин большой страны” и “Спасибо за победу” очень серьёзно готовятся целыми семьями: проходят выставки детских рисунков и поделок, семейных альбомов, оформляются родословные семей.

Каждый год к Дню Победы в “Школе радости” проходят экскурсии по аллее героев с возложением цветов к памятнику кузбассовцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Это всегда находит особый отклик в сердцах детей и родителей, которые в этот день всегда рядом с детьми.

Никого (ни детей, ни взрослых) не оставило равнодушным посещение музеев: Областного Краеведческого, музея Боевой Славы, музея Изобразительных искусств. Без сомнения, это вызывает у них интерес к истории родного города и страны, расширяет их кругозор, воспитывает чувство патриотизма.

Добрые чувства и сострадание у детей воспитывают ежегодные встречи ребят и родителей “Школы радости” с детьми Центра реабилитации “Фламинго”. Улыбки на лицах детей с ограниченными возможностями, их дружные весёлые аплодисменты – лучшая награда за усердную подготовку к этой встрече.

Особая роль в воспитательно-образовательном процессе отводится педагогу-куратору группы. Он отвечает за организацию жизнедеятельности группы, за связь с родителями, ему нередко приходится проявлять свои дипломатические способности, так как в беседах с куратором обсуждаются вопросы, волнующие каждого родителя:

  • как вырастить успешного человека
  • внутригрупповое обучение детей, на чём оно строится

На таких групповых встречах родители обмениваются опытом воспитания и развития детей, прислушиваются к советам друг друга и педагога, совместно разрабатывают правила поведения в группе и школе в целом. За годы работы педагоги “Школы радости” пришли к выводу, что вовремя найденное ими слово поддержки, умение и желание помочь родителям поверить в свои силы, поддержать в трудную минуту, дать правильный совет гораздо больше сближает с родителями и укрепляет авторитет, чем просто прочитанная лекция!

Организация семейного досуга в Школе радости – это вовлечение родителей в проведение массовых мероприятий

И дети и взрослые, по их словам, очень любят праздники, которые проходят в Школе радости, с удовольствием к ним готовятся, приходят на них целыми семьями.

Традиционными стали праздники на начало года “Здравствуйте, друзья!”. Все в восторге от ярких, волшебных новогодних утренников. Родители вместе с детьми весело и азартно участвуют в эстафетах музыкально-спортивного праздника “Спорт любить – здоровым быть!”, где нет проигравших, а побеждает только дружба.

А самый волнительный – для детей, родителей и педагогов – итоговый праздник выпускников “До свидания, Школа радости!”, где дети получают первое в своей жизни “удостоверение” (и не важно, что оно не настоящее) об окончании Школы радости. А родителям, принимавшим активное участие в жизни объединения, вручаются благодарственные письма учреждения.

Такое тесное сотрудничество педагогов с родителями даёт свои результаты.

Завучи и учителя школ, гимназий отмечают, что дети, окончившие “Школу радости”, быстрее преодолевают трудности адаптации, более организованы, на уроках очень активны и успешны. Родители грамотны с психолого-педагогической точки зрения и готовы сотрудничать со школой. Показателем того, насколько удачно выбран стиль отношений с родителями, являются их добрые отзывы и пожелания в адрес педагогов.

За эти годы в Школе радости накоплен достаточно большой опыт работы с родителями. Этот опыт обобщен и используется в работе педагогов и воспитателей, работающих с детьми дошкольного возраста города Кемерово.

Фотографии к статьеПриложение 1.