Конспект урока "Связь между величинами: скорость, время, расстояние". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели и задачи:

  • Продолжить работу по формированию решения задач на движение; отрабатывать приемы вычислительных навыков с многозначными числами, внетабличное умножение и деление; повторить порядок действий в выражениях;
  • Развивать интеллектуальные способности: внимание, память, мышление, познавательный интерес через индивидуальные способности, самостоятельность, используя проблемные ситуации и творческий характер задания;
  • Содействовать формированию познавательной деятельности и способностей школьников с использованием занимательных игр.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: маршрутная карта, таблица с величинами, плакат с выражениями, индивидуальные карточки, краткая запись задач на плакатах, иллюстрированный занимательный материал, тетради.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Тема и цель урока

Учитель: Тема нашего урока – связь между величинами: скоростью, временем и расстоянием. Сегодня мы будем:

  1. Закреплять знания связи этих величин с помощью задач.
  2. Продолжим отрабатывать навыки вычитания многозначных чисел; внетабличного умножения и деления и повторим порядок действий в выражениях.

Перед вами маршрутная карта нашего пути. Расстояние от старта до финиша мы должны преодолеть за 45 минут. Сможем ли мы это сделать, будет зависеть от скорости вашей работоспособности. По пути следования мы будем выполнять разные задания, это и загадки, головоломки, и задачи на движение.

I. “Блиц-турнир”

Цель: повторить нахождение величины: скорость, время, расстояние при решении простых задач (устно).

а) “Стрекоза пролетела 6 км. Какова ее скорость, если она затратила на путь 2 часа?”

– Как найти скорость? V = S : t

б) “ Крокодил Гена проехал 3 часа на поезде со скоростью 70 км\ч. Какое расстояние он преодолел за это время?

– Как найти расстояние? S = V · t

в) “Заяц бежит от волка со скоростью 7 км\ч. Сколько времени ему потребуется, чтобы преодолеть расстояние в 21 км?

– Как найти время? t = S : V

Что повторили при решении этих задач? (Нахождение величин скорость, время, расстояние.)

II. Решение задач на движение

Цель: умение решать задачи на нахождение скорости, времени и расстояния.

1. Работа по карточкам – 2 чел. (в тетради самостоятельно)

а) “Караван верблюдов шел в первый день 8 часов со скоростью 9 км\ч, во второй день – 6 часов со скоростью 8 км\ч. Какое расстояние прошел караван за 2 дня?

Скорость Время Расстояние
1 день – 9 км\ч 8 ч

? км

2 день – 8 км\ч 6 ч

 б) “Поезд проходит 300 км за 5 часов. Какое расстояние он пройдет за 8 часов, двигаясь с этой же скоростью?”

Скорость Время Расстояние
Одинаковая 5 ч 300 км
? км

У доски – самостоятельно. Реши задачу.
“Поезд прошел 244 км за 4 часа. Его скорость в 3 раза меньше скорости вертолета. Найди скорость вертолета”

Скорость

Время Расстояние
П – ?, в 3 раза меньше
В – ? км\ч
4 ч 244 км

У доски анализ, – решение самостоятельно.

“Почтальон Печкин проехал на велосипеде 36 км за 2 часа. Затем он уменьшил скорость на 2 км\ч и проехал еще 3 часа. Сколько километров всего проехал почтальон Печкин на велосипеде?

  1. 36 : 2 = 18 (км\ч) – скорость на 1 участке
  2. 18 – 2 = 16 (км\ч) – скорость на 2 участке
  3. 16 · 3 = 48 (км) – расстояние на 2 участке
  4. 36 + 48 = 84 (км) – все расстояние

(Проверка)

Обобщение: Как найти скорость? Как найти расстояние?

III. “Отгадай загадку”

Цель: повторить внетабличное умножение и деление, вспомнить порядок действий при решении выражений

Задания по вариантам.

– При выполнении этого задания нужно найти значение выражения. Затем вписать в пустые клетки буквы соответствующие результатам этих выражений.

Ь (17 + 28) : 9 =
Н 60 – 32 : 4 =
И (80 – 50) : 15 =
К 27 · 3 – 34 =
А (76 – 40) : 18 · 8 =
Т 650 : 5 · 3 : 10 =
Ч 280 · 2 : 80 · 12 =
Е 100 – 72 : 9 · 11 =
Ю 15 · (16 – 9) : 3 =
Д 20 · 8 : 40 =
О 75: 3 · 2–18 =
Л 800 : 100 · 9 : 3 =
Б 600 : 100 · 3 : 18 =

Вывод.

– Какие приемы устного счета использовали при решении выражений? (прием деления на 100, 10; замена чисел удобными и разрядными слагаемыми при умножении и делении, порядок действий со скобками и без скобок).

IV. Решение задач на движение. Устно

Цель: нахождение времени по расстоянию и скорости

1. У доски ученик самостоятельно по краткой записи составляет задачу и решает ее.

Скорость

Время

Расстояние

С – ? км\ч
П –? в 10 раз меньше
3 ч 2700 км
? ч

2. В это время читаю задачу. “Почтовый голубь должен доставить донесение на расстоянии 130 км. Скорость голубя 50 км\час. Успеет ли он доставить это донесение за 2 часа? За 3 часа?

(За 2 часа пролетит лишь 100 км – не успеет.
За 3 часа – успеет и еще останется время.)

– Как найти время? Запишите в тетради решение.

V. Игра “Головоломка Стивенса”

Цель: отрабатывать навыки вычитания многозначных чисел.

“Жители острова Рокфор имели обычай казнить всех чужеземцев. Исключение составляли лишь те, кто справлялся с головоломками Стивенса – мудрейшего жителя этого острова. Попробуем решить одну из них.

1. Сравни не вычисляя.

897 – 431
2431 – 1875
99.994 – 4210
*
*
*
897 – 308
2396 – 1970
100.003 – 4091

2. Проверь правильность решения с помощью вычисления.

Вывод:

Что происходит с разностью, если вычитаемое больше?
Что происходит с разностью, если уменьшаемое больше?

VI. Задача на движение

Цель: нахождение скорости по расстоянию и времени.

  1. Чтение задачи учеником.
  2. Составление краткой записи.
  3. Анализ.
  4. Решение (сильные решают в тетради без плана; слабым дается план-решение).
  5. Проверка.

“Велосипедист за 3 часа проехал 57 км, а мотоциклист за 2 часа проехал на 71 км больше. На сколько км в час скорость велосипедиста меньше скорости мотоциклиста?

1) 57 : 3 = 19 (км\ч) – скорость велосипедиста.
2) 57 + 71 = 128 (км) – расстояние мотоциклиста
3) 128 : 2 = 64 (км\ч) – скорость мотоциклиста
4) 64 – 19 = на 45 (км\ч) – скорость велосипедиста меньше скорости мотоциклиста.

– Как найти скорость?

VIII. Викторина “Хочу все знать”

Цель: отрабатывать навыки деления двузначного числа на двузначное.

а) На Земном шаре обитают птицы – безошибочные составители прогноза на лето. Они строят гнезда из песка. Высота гнезда зависит от того, каким будет лето: сухим или дождливым. Если лето ожидается дождливым, то гнезда строятся высокими, чтобы их не могла затопить вода, а если лето ожидается засушливым, то гнезда строятся более низкими.

Расшифруй название этих птиц, последовательно выполнив деление:

– Какое число получится при делении двузначного числа на двузначное?
– Какая же птица является составителем прогноза погоды на лето? (Иллюстрация.)
– Где обитают эти птицы?
Проверка.

Справка:

  • Фламинго розовые – обитают в Юго-Западной Европе, Азии, Африке и Америке.
  • Фламинго обыкновенные – на юго-восточном побережье Каспийского моря и некоторых озерах Казахстана. Гнездятся колониями.

VII. Игра “Марафон”

Цель: развивать сообразительность, внимание, быстроту вычисления навыков.

Вот задача не для робких!
Вычитай, дели и множь,
Плюсы ставь, а также скобки
Верим, к финишу придешь!

(Запись.)

(5 * 5 * 5) * 5 = 3
(5 * 5) * 5 * 5 = 5
(5 * 5 * 5) * 5 = 4
(5 * 5 * 5) * 5 = 6

– Поставь любые знаки действий, скобки, но так, чтобы равенства были верны.

3. Итог урока

  1. Что нового узнали?
  2. Кому бы вы сказали спасибо?
  3. В тетради сами себе поставьте отметку, как вы оцениваете свой труд на уроке.