Урок технологии "Обработка вытачек и односторонней складки"

Разделы: Технология


Цель. Научить обрабатывать вытачки и одностороннюю складку, соблюдая технологическую последовательность обработки.

Задачи:

  • научить учащихся последовательной обработки вытачек и односторонней складки;
  • воспитывать у учащихся потребность в знаниях, чувство ответственности за начатое дело, эстетический вкус, внимательность;
  • развивать общие навыки работы с иголкой, ножницами, утюгом, на швейной машине; логическое мышление, творческую инициативу, самостоятельность, уверенность в своих силах;
  • формировать точность и аккуратность выполнения работы.

Инструменты, оборудование, материалы: хлопчатобумажная ткань, иголка, нитки, портновский мел, ножницы, швейная машина, гладильная доска, утюг, деталь кроя юбки (переднее полотнище юбки); тетрадь, альбом, степлер; мультимедийный проектор, манекен.

Наглядное пособие: таблицы “Чертеж прямой юбки”, “Моделирование прямой юбки”; образцы поэтапной обработки вытачек, односторонней складки; макет переднего полотнища юбки; инструкционная карта “Обработка вытачек и односторонней складки”.

Тип урока. Изучение нового материала.

Вид урока. Практическая работа.

Ход урока

I. Организационный момент

  • Проверка готовности учащихся к уроку.
  • Сообщение темы и цели урока.

II. Проверка пройденного материла.

Вопросы для повторения пройденного материала.

  • Какие конструкции юбок вы знаете?
  • Сколько деталей находится на чертеже прямой юбки? (Приложение 1)
  • Чем отличается чертеж прямой юбки от других чертежей юбок?

III. Сообщение нового материала.

Значимость вытачек на швейных изделиях.

Одна из наиболее ответственных работ швейного процесса – получение из плоской детали изделия, соответствующей объемной фигуре человека. Чтобы выполнить это, применяют вытачки. Для поясной группы одежды (юбки, брюки, шорты и т. д.) вытачки строят на чертеже треугольной формы.

Для того чтобы показать учащимся наглядно получение вытачек из детали прямоугольной формы, учителем используется муляжный метод (Приложение 2). Приколоть деталь на манекен, совместив ее посередине и боку фигуры. На линии талии остается лишняя ткань, это и есть ширина вытачек на переднем полотнище, то есть разница между мерками полуобхвата бедер и полуобхвата талии.

Складки применяют в одежде в качестве отделки и для свободы движения. Складки бывают: односторонние (сгибы направлены в одну сторону), встречные (два сгиба направлены к середине складки), бантовые (два сгиба направлены в разные стороны). Складки закладываются по направлению долевой нити. Положение складок в соответствии с фасоном изделия намечают на чертеже в виде прямых линий. Глубина складок зависит от модели. Для их выкраивания требуется дополнительное количество ткани (Приложение 3, Приложение 4).

Нет оружия более острого, чем знание, основанное на трудовых процессах.
М. Горький

IV. Объяснение нового материала. Практическая работа

1. Раскрой образца переднего полотнища юбки:

  • выявить дефекты ткани;
  • определить лицевую и изнаночную стороны ткани;
  • определить направление нити основы и утка;
  • проутюжить ткань с изнаночной стороны по направлению нити основы;
  • сложить ткань лицевой стороной внутрь для раскроя на рабочем столе;
  • разложить и приколоть булавками выкройку детали переднего полотнища юбки;
  • обвести выкройку по контору, наметить вытачки и место нахождения складки;
  • раскроить деталь, отколоть булавки.

2. Знакомство учащихся с последовательным выполнением обработки вытачек и односторонней складки:

  • прочитать инструкционную карту вместе с учащимися, используя мультимедийное устройство и в напечатанном виде у учащихся на рабочем столе (Приложение 5);
  • разобрать поэтапное выполнение работы по образцам на стенде (Приложение 6), обратить внимание учащихся на макет готового образца, то к чему должна стремиться школьница, выполняя работу (Приложение 7).

3. Выполнение практической работы.

1) Подготовка кроя к обработке:

  • проложить контрольные сметочные стежки вдоль середины детали;
  • копировальные стежки по боковым линиям вытачки;

2) Провести инструктаж по технике безопасности труда при работе с иголками, ножницами, утюгом, на швейной машине (Приложение 8).

Вопросы для повторения.

  • Где хранятся иголки и портновские булавки?
  • В каком положении находятся ножницы на рабочем столе? Как правильно передавать ножницы? 2

3) Выполнение ручных стежков:

  • перегнуть деталь по средней линии лицевой стороной внутрь, сметать складку по боковой линии по всей длине;
  • сложить деталь лицевой стороной внутрь по средней линии вытачки, сметать рядом с боковой линией вытачки, начиная от верхнего среза к концу вытачки, закрепляя нитку в начале и в конце строчки.

Физкультминутка

Гимнастика для глаз

  1. Исходное положение (И.п.) – сидя на стуле; медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно (голова неподвижна), 8–10 раз.
  2. И.п. – сидя на стуле; медленно переводить взгляд справа налево и обратно, 8–10 раз.
  3. И.п. – сидя на стуле; круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении, 4–6 раз.
  4. И.п. – сидя на стуле; выполнить частые моргания в течение, 15–30 сек.

Гимнастика для рук и ног

  1. И.п. – стоя ноги врозь, руки перед грудью. 1 – локти отвести назад, соединить лопатки; 2–3 – повернуть туловище в сторону, руки выпрямить и дважды отвести назад; 4 – вернуться в исходное положение. Голову поворачивать не резко. 3–4 – раза в каждую сторону.
  2. И.п. – стоя, руки на поясе. На счет 1, 2, 3 – пружинистые приседания; на счет “четыре” – вернуться в исходное положение, 8–10 раз.

4) Показ учителя последовательного выполнения работы на швейной машине.

Текущий инструктаж. Вопросы для повторения.

  • Как правильно организовать рабочее место для выполнения швейных работ?
  • Где должны находиться ножницы во время работы на швейной машине?
  • Что необходимо проверить перед работой в изделии?
  • Какова правильная посадка ученицы за швейной машиной?
  • Что необходимо сделать по окончании работы на швейной машине?

5) Выполнение обработки вытачек и складки учащимися на швейной машине:

  • стачать складку до намеченной линии, заканчивая строчку машинной закрепкой;
  • стачать обе вытачки по боковой линии от широкого конца к узкому; при стачивании вверху вытачки закрепить машинной строчкой длиной 1 см; в конце строчку свести на нет, оставляя концы ниток длиной 5 см, и завязать их на узелок; удалить нитки сметывания;
  • самоконтроль: проверить ровность строчек, наличие закрепления машинных строчек, длину и правильность обработки конца вытачек.

6) Показ учителя процесса утюжки складки и вытачек, приемы сутюживания слабины в конце вытачек.

Текущий инструктаж. Вопросы для повторения.

  • Что необходимо проверить перед работой с утюгом?
  • Какими руками нужно брать корпус вилки?
  • На что нужно ставить утюг?
  • Что нужно сделать по окончании работы с утюгом?

7) Выполнение влажно – тепловой обработки складки и вытачек учащимися:

  • разложить деталь вдоль гладильной доски лицевой стороной вниз; отогнуть складку и приутюжить по всей длине; удалить нитки сметывания; с лицевой стороны сделать закрепку;
  • вытачки вначале приутюжить, затем заутюжить к середине детали;
  • сутюжить слабину в конце вытачек, переставляя утюг с одного места на другое, а не скользя им по ткани;
  • самоконтроль: качество влажно – тепловой обработки.

8) Целевой обход учителя.

Обходя класс, учитель контролирует процесс выполнения практической работы каждой ученицы, соблюдение технологии и техники безопасности.

V. Закрепление изученного материала

Устный опрос.

  • Каково назначение вытачек в швейных изделиях?
  • От чего зависит величина вытачек?
  • Для чего применяются складки?
  • Перечислите виды складок?
  • В каких местах делают закрепки при застрачивании складки?
  • Откуда начинают застрачивать вытачки? В каком месте делают закрепки?
  • Куда заутюживаются вытачки?
  • Что значит слово “сутюжить”?

VI. Анализ урока и подведение итогов

Проанализировать урок, сделать необходимые замечания, проверить выполненную работу, оформить в альбоме, выставить оценки.

Сообщить домашнее задание: в рабочей тетради описать последовательность обработки вытачек и складки; принести ткань, швейные принадлежности.

Рекомендуемая литература

  1. Крупская Ю.В., Кизеева Н.И., Кожина О.А., Симоненко В.Д., Синицина Н.В. Технология: учебник для учащихся 6 класса (вариант для девочек) общеобразовательной школы. / Под ред. В. Д. Симоненко. – М.: “Вентана-Графф”, 2000.
  2. Технология. 6 класс: Поурочные планы по учебнику “Технология 6 класс” под ред. В.Д. Симоненко. В 2 частях / Сост. О. И. Макридина – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004.
  3. Технология. 6 класс (вариант для девочек): поурочные планы по учебнику под ред. В.Д. Симоненко / авт. – сост. О. В. Павлова, Г. П. Попова – Волгоград: Учитель, 2008.
  4. Махмутова Х. И. Конструируем, моделируем, шьём. Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1994.