В наше время стереотипы разрушаются очень быстро и то, что еще недавно казалось единственно верным и правильным, сейчас уже не вызывает столь однозначной оценки. Образовательный процесс относится к числу тех процессов, которые не могут существовать без системного применения новых схем и подходов в образовании. Дистанционное обучение является одним из важных аспектов образования в целом.
Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Согласно приказу 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 “Об использовании дистанционных образовательных технологий”, итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологий) можно проводить как очно, так и дистанционно. Госдума РФ рассматривает проект поправок к закону об образовании, связанных с дистанционным обучением.
Дистанционное обучение для школьников – это прекрасная возможность не только углубить свои знания, но и получить навыки информационно-коммуникативной культуры. Для старшеклассников существует возможность получить профильное изучение выбранных предметов. Абитуриентам предоставлена возможность подготовиться сдаче ЕГЭ по профильным предметам, а также обучаться на подготовительных курсах к выпускным и вступительным экзаменам.
Дистанционное среднее образование – это не дань моде, а требование современного мира, существующего в информационном пространстве. Каждый день на наших детей обрушивается поток информации, который нужно глубоко осмыслить, проанализировать и сделать правильные выводы.
Обучение on-line поможет вашим детям сэкономить много времени и сил и сформировать в себе правильные подходы к получению знаний. Дистанционное среднее образование станет прекрасной возможностью открыть для ребенка новые горизонты в познании окружающего мира и получении нужного объема знаний.
Формы дистанционного обучения разнообразны:
Чат-занятия – учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.
Веб-занятия – дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей “Всемирной паутины”.
Телеконференции – проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.
Преимущества дистанционного подхода являются:
- Гибкий график обучения
- Вариативная продолжительность
- Отсутствие необходимости тратить время
- Возможность занятий в любом удобном для Вас месте
- Доступ ко многим источникам учебной информации
Недостатки дистанционного обучения:
- Отсутствие прямого очного общения между обучающимися и преподавателем.
- Необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет. Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность
- Высокие требования к постановке задачи на обучение, администрированию процесса, сложность мотивации слушателей.
- Невозможно сказать, кто на другом конце провода. Отчасти эта проблема решается с установкой видеокамер на стороне обучающего и соответствующего программного обучения.
- Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.
- Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий. Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который для российского человека является мощным побудительным стимулом.
- Высокая стоимость построения системы дистанционного обучения, на начальном этапе создания системы, велики расходы на создание системы дистанционного обучения, самих курсов дистанционного обучения и покупку технического обеспечения.
- Высокая трудоемкость разработки курсов дистанционного обучения. Создание 1 часа действительно интерактивного мультимедийного взаимодействия занимает более 1000 часов профессионалов.
Отличие заочного и дистанционного обучения
Заочное образование – поточное. Это общий для всех учебный план, общие сроки сдачи контрольных и курсовых работ, сессия зимой и летом в определенные сроки. Преподаватели вузов, честно говоря, заочников “не жалуют”: студентов-заочников у них много, а на глаза они попадаются редко.
Дистанционное образование – это учеба по индивидуальному плану, и в этом главное его отличие от заочного.
Каждый “дистанционный” студент прикрепляется к преподавателю, задача которого – курировать ваше обучение, консультировать по сложным темам и вопросам, проверять контрольные работы и тесты, помогать готовиться к экзаменам. С ним вы и будете постоянно общаться – либо по телефону, либо через Internet, а то и через спутник.
Комплект учебных материалов “дистанционный” студент получает сразу при зачислении на занятия (как правило, сразу после оплаты обучения). Это не обычные учебники. Это и тексты лекций, и задачники, и практикумы, и задания для самостоятельной работы на разных носителях – традиционных бумажных, CD, аудио – и видеоносителях.
Важным отличием дистанционного образования от заочного является тот факт, что вы сами выбираете последовательность изучения предметов и темп работы. Например, за один семестр может пройти курс, который в дневном вузе изучают целый год. Или, наоборот, растянуть его на два года.
Существуют различные формы дистанционного обучения, причем каждая имеет свои особенности:
Традиционная система образования Дисциплинарная модель обучения |
Система дистанционного образования Информационная модель обучения | |
Хранители информации: | Книга, пособие, компьютерная программа и т.п. | Базы данных базы знаний справочно-информационные системы экспертные системы книги учебные пособия |
Координатор учебного процесса | Отсутствует | преподаватель |
Интерпретатор знания | Преподаватель | Ученик |
Жесткая отчетность – на этом держится вся система дистанционного образования. За каждый пройденный раздел курса вы будете отчитываться перед своим преподавателем (тесты, контрольные работы и т.п.). И пока не отчитаетесь, дальше не двинетесь.
Во многих современных школах не всегда приемлем дистанционный метод обучения. Связано это со следующими критериями:
- Низкая мотивация учащихся
- Отсутствие жесткой самодисциплины
- Недостаток времени
- Низкая техническая оснащенность.
Учитывая данные критерии мной были разработаны и активно применяются следующие учебники по химии:
- Самостоятельные работы по органической химии
- Решаем задачи по химии
- ЕГЭ – это не страшно. Основы общей и неорганической химии
В данных пособиях размещен материал, на который обычно в школе, в базовых классах, проходят вскользь. Изучая материал самостоятельно, учащийся проходит тест, который высылается на электронный адрес педагога и получает за него оценку.
Важнейшим методологическим принципом всех программ дистанционного обучения
являются ежедневные, или, по крайней мере, систематические занятия. Такую
возможность позволяют организовать системы дистанционного обучения.
Хотя дистанционное обучение – обучение индивидуальное, предполагающее общение
только учащегося и преподавателя посредством компьютера, оно также включает
элементы коллективного обучения. Большое значение в системах дистанционного
обучения придается работе в группе при помощи форумов, чатов и прочих
возможностей.
Посредником между учеником и преподавателем при дистанционной форме обучения
становится система дистанционного обучения, которая представляет собой целый
комплекс модулей, отвечающих за отдельные этапы обучения.
В состав моих дистанционных материалов входят:
1. Подача теоретического материала:
– урок/лекция,
– мультимедиа,
– описание практической/лабораторной работы,
2. Проверка усвоения подачи материала:
– отчет по практической/лабораторной работе,
– вопросы/задачи к уроку/лекции (домашние задания),
– тесты (для самоконтроля, для оценивания знаний),
– контрольная работа (экзамен) – как в тестовой форме, так и в форме вопросов.
3. Общение учащихся с учителем и между собой:
– вопросы по лекции (off-line) – учитель анализирует ответы, оптимизирует
подачу материала ученикам-слушателям (создание раздела FAQ),
– форум,
– информация об учениках, обучающихся на том же курсе.
– ICQ, Skype, E-mail, телефон,
– рейтинг учителя.
Естественно, ничто и никогда не заменит живое слово компетентного учителя и возможность прямого, открытого общения с ним.
Но дистанционное обучение через Интернет значительно расширяет образовательные возможности, особенно тех детей, которые проживают в небольших городах или сельской местности. Средняя школа с использованием дистанционного обучения станет прекрасной возможностью для получения всестороннего качественного образования.