Применение элементов дистанционного обучения в современном образовательном процессе по химии

Разделы: Химия


В наше время стереотипы разрушаются очень быстро и то, что еще недавно казалось единственно верным и правильным, сейчас уже не вызывает столь однозначной оценки. Образовательный процесс относится к числу тех процессов, которые не могут существовать без системного применения новых схем и подходов в образовании. Дистанционное обучение является одним из важных аспектов образования в целом.

Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Согласно приказу 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 “Об использовании дистанционных образовательных технологий”, итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологий) можно проводить как очно, так и дистанционно. Госдума РФ рассматривает проект поправок к закону об образовании, связанных с дистанционным обучением.

Дистанционное обучение для школьников – это прекрасная возможность не только углубить свои знания, но и получить навыки информационно-коммуникативной культуры. Для старшеклассников существует возможность получить профильное изучение выбранных предметов. Абитуриентам предоставлена возможность подготовиться сдаче ЕГЭ по профильным предметам, а также обучаться на подготовительных курсах к выпускным и вступительным экзаменам.

Дистанционное среднее образование – это не дань моде, а требование современного мира, существующего в информационном пространстве. Каждый день на наших детей обрушивается поток информации, который нужно глубоко осмыслить, проанализировать и сделать правильные выводы.

Обучение on-line поможет вашим детям сэкономить много времени и сил и сформировать в себе правильные подходы к получению знаний. Дистанционное среднее образование станет прекрасной возможностью открыть для ребенка новые горизонты в познании окружающего мира и получении нужного объема знаний.

Формы дистанционного обучения разнообразны:

Чат-занятия – учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

Веб-занятия – дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей “Всемирной паутины”.

Телеконференции – проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.

Преимущества дистанционного подхода являются:

  • Гибкий график обучения
  • Вариативная продолжительность
  • Отсутствие необходимости тратить время
  • Возможность занятий в любом удобном для Вас месте
  • Доступ ко многим источникам учебной информации

Недостатки дистанционного обучения:

  • Отсутствие прямого очного общения между обучающимися и преподавателем.
  • Необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет. Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность
  • Высокие требования к постановке задачи на обучение, администрированию процесса, сложность мотивации слушателей.
  • Невозможно сказать, кто на другом конце провода. Отчасти эта проблема решается с установкой видеокамер на стороне обучающего и соответствующего программного обучения.
  • Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.
  • Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий. Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который для российского человека является мощным побудительным стимулом.
  • Высокая стоимость построения системы дистанционного обучения, на начальном этапе создания системы, велики расходы на создание системы дистанционного обучения, самих курсов дистанционного обучения и покупку технического обеспечения.
  • Высокая трудоемкость разработки курсов дистанционного обучения. Создание 1 часа действительно интерактивного мультимедийного взаимодействия занимает более 1000 часов профессионалов.

Отличие заочного и дистанционного обучения

Заочное образование – поточное. Это общий для всех учебный план, общие сроки сдачи контрольных и курсовых работ, сессия зимой и летом в определенные сроки. Преподаватели вузов, честно говоря, заочников “не жалуют”: студентов-заочников у них много, а на глаза они попадаются редко.

Дистанционное образование – это учеба по индивидуальному плану, и в этом главное его отличие от заочного.

Каждый “дистанционный” студент прикрепляется к преподавателю, задача которого – курировать ваше обучение, консультировать по сложным темам и вопросам, проверять контрольные работы и тесты, помогать готовиться к экзаменам. С ним вы и будете постоянно общаться – либо по телефону, либо через Internet, а то и через спутник.

Комплект учебных материалов “дистанционный” студент получает сразу при зачислении на занятия (как правило, сразу после оплаты обучения). Это не обычные учебники. Это и тексты лекций, и задачники, и практикумы, и задания для самостоятельной работы на разных носителях – традиционных бумажных, CD, аудио – и видеоносителях.

Важным отличием дистанционного образования от заочного является тот факт, что вы сами выбираете последовательность изучения предметов и темп работы. Например, за один семестр может пройти курс, который в дневном вузе изучают целый год. Или, наоборот, растянуть его на два года.

 Существуют различные формы дистанционного обучения, причем каждая имеет свои особенности:

  Традиционная система образования
Дисциплинарная модель обучения
Система дистанционного образования Информационная модель обучения
Хранители информации: Книга, пособие, компьютерная программа и т.п. Базы данных базы знаний справочно-информационные системы экспертные системы книги учебные пособия
Координатор учебного процесса Отсутствует преподаватель
Интерпретатор знания Преподаватель Ученик

Жесткая отчетность – на этом держится вся система дистанционного образования. За каждый пройденный раздел курса вы будете отчитываться перед своим преподавателем (тесты, контрольные работы и т.п.). И пока не отчитаетесь, дальше не двинетесь.

Во многих современных школах не всегда приемлем дистанционный метод обучения. Связано это со следующими критериями:

  • Низкая мотивация учащихся
  • Отсутствие жесткой самодисциплины
  • Недостаток времени
  • Низкая техническая оснащенность.

Учитывая данные критерии мной были разработаны и активно применяются следующие учебники по химии:

  • Самостоятельные работы по органической химии
  • Решаем задачи по химии
  • ЕГЭ – это не страшно. Основы общей и неорганической химии

В данных пособиях размещен материал, на который обычно в школе, в базовых классах, проходят вскользь. Изучая материал самостоятельно, учащийся проходит тест, который высылается на электронный адрес педагога и получает за него оценку.

Важнейшим методологическим принципом всех программ дистанционного обучения являются ежедневные, или, по крайней мере, систематические занятия. Такую возможность позволяют организовать системы дистанционного обучения.
Хотя дистанционное обучение – обучение индивидуальное, предполагающее общение только учащегося и преподавателя посредством компьютера, оно также включает элементы коллективного обучения. Большое значение в системах дистанционного обучения придается работе в группе при помощи форумов, чатов и прочих возможностей.
Посредником между учеником и преподавателем при дистанционной форме обучения становится система дистанционного обучения, которая представляет собой целый комплекс модулей, отвечающих за отдельные этапы обучения.

В состав моих дистанционных материалов входят:

1. Подача теоретического материала:

– урок/лекция,
– мультимедиа,
– описание практической/лабораторной работы,

2. Проверка усвоения подачи материала:

– отчет по практической/лабораторной работе,
– вопросы/задачи к уроку/лекции (домашние задания),
– тесты (для самоконтроля, для оценивания знаний),
– контрольная работа (экзамен) – как в тестовой форме, так и в форме вопросов.

3. Общение учащихся с учителем и между собой:

– вопросы по лекции (off-line) – учитель анализирует ответы, оптимизирует подачу материала ученикам-слушателям (создание раздела FAQ),
– форум,
– информация об учениках, обучающихся на том же курсе.
– ICQ, Skype, E-mail, телефон,
– рейтинг учителя.

Естественно, ничто и никогда не заменит живое слово компетентного учителя и возможность прямого, открытого общения с ним.

Но дистанционное обучение через Интернет значительно расширяет образовательные возможности, особенно тех детей, которые проживают в небольших городах или сельской местности. Средняя школа с использованием дистанционного обучения станет прекрасной возможностью для получения всестороннего качественного образования.

Приложение.