Цели:
- Углубить знания о функциях мягкого знака, как показателя женского рода имен существительных.
- Создать организационные и содержательные условия для развития у детей критического мышления.
- Способствовать развитию интереса к урокам русского языка и воспитанию умения слушать и слышать друг друга.
Оборудование: учебник, карточки с текстом.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Ну-ка, юный мой дружок,
Ты готов начать урок?
Все в порядке на столе?
Есть порядок в голове?
Чтобы иметь знания,
Понадобятся терпение и старание.
2. Мотивация
– О чем пойдет речь на уроке, вы узнаете, если прочитаете предложение?
Просит знаний настоящих
Мягкий знак после шипящих.
(Мы будем изучать тему: «Мягкий знак после
шипящих».)
– Тема и цели урока.
– Для чего будем изучать эту тему? (Учиться
грамотно писать слова, развивать речь и
расширять словарный запас.)
3. Актуализация
а) На доске слова: тетрадь, пальто, воробьи, морковь.
– Прочитайте слова и найдите сходство между
ними. (Это словарные слова, во всех словах
пишется мягкий знак, все слова имена
существительные.)
– В чем различие данных слов? (Есть слова с
разделительным мягким знаком и мягким знаком,
показатель мягкости, слова стоят в единственном
числе и во множественном числе.)
– Цепочку для чистописания вы составите
самостоятельно. Используйте для этого согласную
букву с мягким знаком и первую букву имен
существительных.
– Какая цепочка получилась?
Дьт льп бьв вьм
– Для чего прописывали? (Для того, чтобы красиво и правильно писать.)
б) Словарная работа
– Я предлагаю вам шифр, разгадайте слова.
На доске:
1 2 3 4 5 6
1 о т к м в б
2 е р л ь а
1 вариант: 1–3, 2–2, 1–1, 1–5, 2–5, 1–2, 2–4.
2 вариант: 1–4, 2–1, 1–6, 2–1, 2–3, 2–4.
– Что их объединяет? В чем различие? (Это
словарные слова. Отличаются непроверяемой
безударной гласной.)
– Составьте предложение, запишите. (В детскую
комнату купили железную кровать. В магазин
завезли мягкую мебель.)
4. Новая тема
– Что вы знаете о правописании мягкого знака?
(Мягкий знак пишется в середине слова и на
конце слова. Он – показатель мягкости согласных.
Мягкий знак разделяет согласную от гласной и
пишется в корне слова перед гласными е ё ю я и).
– Обменяйтесь информацией в паре, обсудите и
подберите слова с мягким знаком.
а) Работа в паре
– Какие слова подобрали? (Декабрь коньки
корабль зверьки календарь вьюга лисья)
– По вашей информации мы с вами составим схему
– Все ли случаи правописания ь мы указали?
б) Физминутка
На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Вправо, влево наклонялись,
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям физкульт-привет!
в) Чтение с пометкой
– Чтобы узнать новое о мягком знаке, вы
прочитаете текст.
– У каждого из вас лежит карточка с текстом. В
тексте будет для вас новая информация. Вы
можете сделать пометки над словами с ь.
Знаком «+» – уже знакомо. Знаком «?» – это для
меня новое.
У дедушки был удивительный карандаш. Он мог нарисовать лунную ночь, солнечный луч, золотую рожь, нежный белый ландыш. А какой зимний день! За окном поёт вьюга, бушует метель. Дедушка мой художник.
– Над какими словами поставили «+»? (День
вьюга метель)
– Что для вас было новым? (Правописание слов с
мягким знаком: ночь, рожь. Правописание слов без
мягкого знака: луч, ландыш, карандаш)
– Вы узнали, что есть группа слов, в которых на
конце пишется мягкий знак. А о чем вы хотели еще
узнать? (Когда пишется мягкий знак в словах, а
когда не пишется.)
– А где мы можем об этом узнать? (В учебнике,
прочитав правило.)
– Я прочитаю вам стихотворение и вы сможете
сделать вывод самостоятельно:
Чтобы знать, как писать,
Надо род определять.
Если женский род, то надо
Мягкий знак употреблять.
И тогда мы пишем рожь,
Мышь, печь, сушь и молодежь.
Если род мужской у слова-
Нет тут знака никакого!
И тогда пиши: калач,
Врач, малыш, гараж: и грач!
– Какой вывод можете сделать? (На конце слова женского рода пишется мягкий знак, а мужского рода не пишется мягкий знак.)
5. Работа с учебником
– Читаем правило на стр. 41-42.
На конце существительных женского рода в единственном числе после шипящих пишется мягкий знак.
– Выполним упр. 450 (устно).
– В тетрадях упр. 453 с объяснением.
– В каких словах будем писать ь?
– Какую новую информацию узнали? (На конце
существительных женского рода в единственном
числе после шипящих пишется мягкий знак.)
– Что вы добавите в схеме? (Мягкий знак после
шипящих)
Проверка. Вывод
6. Домашнее задание.
– Учить правило на стр. 41–42, упр. 451, 454 по выбору. Найти пословицы, где встречаются слова на новую информацию.
7. Итог урока. Рефлексия
– Что нового узнали на уроке? (Когда пишется
мягкий знак после шипящих?)
– Что было самым интересным?
– Оцените свою работу (кружки: красный – отлично,
желтый – хорошо, зеленый – неплохо).