Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Углубить знания о функциях мягкого знака, как показателя женского рода имен существительных.
  • Создать организационные и содержательные условия для развития у детей критического мышления.
  • Способствовать развитию интереса к урокам русского языка и воспитанию умения слушать и слышать друг друга.

Оборудование: учебник, карточки с текстом.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Ну-ка, юный мой дружок,
Ты готов начать урок?
Все в порядке на столе?
Есть порядок в голове?
Чтобы иметь знания,
Понадобятся терпение и старание.

2. Мотивация

– О чем пойдет речь на уроке, вы узнаете, если прочитаете предложение?

Просит знаний настоящих
Мягкий знак после шипящих.

(Мы будем изучать тему: «Мягкий знак после шипящих».)
– Тема и цели урока.
– Для чего будем изучать эту тему? (Учиться грамотно писать слова, развивать речь и расширять словарный запас.)

3. Актуализация

а) На доске слова: тетрадь, пальто, воробьи, морковь.

– Прочитайте слова и найдите сходство между ними. (Это словарные слова, во всех словах пишется мягкий знак, все слова имена существительные.)
– В чем различие данных слов? (Есть слова с разделительным мягким знаком и мягким знаком, показатель мягкости, слова стоят в единственном числе и во множественном числе.)
– Цепочку для чистописания вы составите самостоятельно. Используйте для этого согласную букву с мягким знаком и первую букву имен существительных.
– Какая цепочка получилась?

Дьт льп бьв вьм

– Для чего прописывали? (Для того, чтобы красиво и правильно писать.)

б) Словарная работа

– Я предлагаю вам шифр, разгадайте слова.

На доске:

1 2 3 4 5 6
1 о т к м в б
2 е р л ь а

1 вариант: 1–3, 2–2, 1–1, 1–5, 2–5, 1–2, 2–4.
2 вариант: 1–4, 2–1, 1–6, 2–1, 2–3, 2–4.

– Что их объединяет? В чем различие? (Это словарные слова. Отличаются непроверяемой безударной гласной.)
– Составьте предложение, запишите. (В детскую комнату купили железную кровать. В магазин завезли мягкую мебель.)

4. Новая тема

– Что вы знаете о правописании мягкого знака?
(Мягкий знак пишется в середине слова и на конце слова. Он – показатель мягкости согласных. Мягкий знак разделяет согласную от гласной и пишется в корне слова перед гласными е ё ю я и).
– Обменяйтесь информацией в паре, обсудите и подберите слова с мягким знаком.

а) Работа в паре

– Какие слова подобрали? (Декабрь коньки корабль зверьки календарь вьюга лисья)
– По вашей информации мы с вами составим схему

– Все ли случаи правописания ь мы указали?

б) Физминутка

На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Вправо, влево наклонялись,
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям физкульт-привет!

в) Чтение с пометкой

– Чтобы узнать новое о мягком знаке, вы прочитаете текст.
– У каждого из вас лежит карточка с текстом. В тексте будет для вас новая информация.  Вы можете сделать пометки над словами с ь. Знаком «+» – уже знакомо. Знаком «?» – это для меня новое.

У дедушки был удивительный карандаш. Он мог нарисовать лунную ночь, солнечный луч, золотую рожь, нежный белый ландыш. А какой зимний день! За окном поёт вьюга, бушует метель. Дедушка мой художник.

– Над какими словами поставили «+»? (День вьюга метель)
– Что для вас было новым? (Правописание слов с мягким знаком: ночь, рожь. Правописание слов без мягкого знака: луч, ландыш, карандаш)
– Вы узнали, что есть группа слов, в которых на конце пишется мягкий знак. А о чем вы хотели еще узнать? (Когда пишется мягкий знак в словах, а когда не пишется.)
– А где мы можем об этом узнать? (В учебнике, прочитав правило.)
– Я прочитаю вам стихотворение и вы сможете сделать вывод самостоятельно:

Чтобы знать, как писать,
Надо род определять.
Если женский род, то надо
Мягкий знак употреблять.
И тогда мы пишем рожь,
Мышь, печь, сушь и молодежь.
Если род мужской у слова-
Нет тут знака никакого!
И тогда пиши: калач,
Врач, малыш, гараж: и грач!

– Какой вывод можете сделать? (На конце слова женского рода пишется мягкий знак, а мужского рода не пишется мягкий знак.)

5. Работа с учебником

– Читаем правило на стр. 41-42.

На конце существительных женского рода в единственном числе после шипящих пишется мягкий знак.

– Выполним упр. 450 (устно).
– В тетрадях упр. 453 с объяснением.
– В каких словах будем писать ь?
– Какую новую информацию узнали? (На конце существительных женского рода в единственном числе после шипящих пишется мягкий знак.)
– Что вы добавите в схеме? (Мягкий знак после шипящих)

Проверка. Вывод

6. Домашнее задание.

– Учить правило на стр. 41–42, упр. 451, 454 по выбору. Найти пословицы, где встречаются слова на новую информацию.

7. Итог урока. Рефлексия

– Что нового узнали на уроке? (Когда пишется мягкий знак после шипящих?)
– Что было самым интересным?
– Оцените свою работу (кружки: красный – отлично, желтый – хорошо, зеленый – неплохо).