Урок "Путешествие в геральдику". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: познакомить детей с историей герба города Воронежа, с разнообразием гербов, правилами составления и историей возникновения их на Руси; научить детей читать и понимать символику гербов; воспитывать чувство гордости за свою страну.

Оборудование: эскизы гербов (по форме и цвету); слайды “Гербы”; карточки с цифрами 1, 2, 3, 4; гербы городов Костромы, Ярославля, Казани, Москвы, Санкт- Петербурга; гербы России; гербы города Воронежа.

Ход урока

I. Объявление темы и целей урока

Учитель. Прочитайте, что записано на доске.

На доске.

Память о наших предках “живет” в нашей памяти и в их символах

– Сегодня на уроке мы поговорим о разнообразии символов. Этими символами являются гербы. Главное, мы познакомимся с историей герба города Воронежа, рассмотрим гербы других городов. В ходе урока мы узнаем о тех, кто составлял и следил за правилами составления гербов.
Кто знает, что такое геральдика?

Дети. Геральдика – это наука о гербах.

II Однажды в старом замке

Учитель. А сейчас давайте перенесемся на несколько веков назад в старый замок, где происходит разговор старого французского графа с сыном. Слушайте внимательно и запоминайте то, о чем они говорят.

Входят Граф и Сын.

Сын. Отец, на прошлом турнире граф де Ори, когда я спросил его о том, как должен вести себя настоящий рыцарь, сказал, что вы лучше других можете рассказать мне, каких правил следует придерживаться, так как наш род обладает наидостойнейшим гербом. А разве гербы не равно достойны? И кто их придумал?

Отец. Да, сын мой, ты уже вырос. И нужно немного рассказать тебе о гербах. Все правила составления гербов знают только герольды. Но разбираться в гербах должен каждый человек. Без этого он глуп и слеп. Герб-это наша история. Вспомни наш семейный герб. Какого он цвета?

Сын. Он золотой.

Отец. Верно. По цвету герба можно судить о древности рода. Никогда старинный герб не бывает сиреневого или оранжевого цвета. Только молодой, неопытный рыцарь может позволить себе такие яркие цвета.

Сын. Отец! Но на гербе нашей семьи есть еще и красные полосы. О чем они говорят?

Отец. Издревле считалось, что твой прапрадед имел в гербе только золотой цвет. В жарком сражении он был тяжело ранен, но не отступил. И тогда король после битвы смочил в его крови пальцы и провел по золотому щиту четыре полосы в знак признания его доблести.

Сын. Отец! А я знаю, что на гербах бывают изображения животных . Что они обозначают?

Отец. Лев – это отвага, сила и гнев. Журавль – осторожность. Единорог -непобедимость. Гриф – свирепость. Но помни, сын, кто бы ни был изображен на твоем гербе, опозоривший себя дворянин может утратить свой герб.

Граф и сын уходят.

У. Что же такое герб?

Д. Герб – отличительный знак.

У. Кем создавались гербы?

Д. Герольдами.

У Что отражал герб? Каких цветов могли быть гербы? Что изображалось на гербах?

Ответы детей.

III. Правила и законы

У. А теперь давайте послушаем наших классных герольдов.

Выходят два ученика- герольда.

Герольд 1. Гербы имели различную форму: треугольную – нормандский, овальную – итальянский, прямоугольную – испанский, прямоугольную с заострением внизу – французский, неправильную резную – немецкий.

Герольд 2. Существовало и определенное число цветов; каждый цвет имел свое значение: красный- страсть, синий – верность и честь, зеленый – свободу, пурпурный – храбрость, черный- смелость, золотой- знатность, серебряный – благородство.

Герольд 1. Но были случаи, когда герб невозможно было изобразить красками. Тогда пользовались специальной штриховкой: красный – вертикальные линии, синий – горизонтальные линии, пурпурный- диагональные линии слева, зеленый – диагональные линии справа, черный- горизонтальные и вертикальные линии крест-накрест.

Герольд 2. Слово “герб” в переводе с латинского означает “трава”, “зелень”. И действительно первоначально на многих гербах присутствовали изображения листьев, цветов, ветвей растений. Позднее на гербах появляются башни, животные, небесные светила.

Герольды садятся на свои места.

У. А кто знает, где помещались гербы?

Д. Гербы помещались на городских воротах, на главных зданиях, на аверсе (лицевой стороне) монет.

Учитель показывает слайды с изображением гербов.

IV. Говорят легенды

В 1722 году Петр I создает Герольдмейстерскую контору, руководить которой назначает итальянского графа Франциска Санти. Для составления городских гербов Санти рассылал анкеты с вопросами о том, что в этом городе или его окрестностях находится примечательного или чем город знаменит.

Настало и вам время подумать над символами, изображениями на гербах российских городов.

Каждой группе я раздам по одному гербу какого-либо города России. Через 3-5 мин, посовещавшись, вы должны будете выдвинуть свою версию расшифровки гербов. А затем мы проверим, правильно ли вы разгадали. Учитель раздает гербы Ярославля, Костромы, Санкт – Петербурга, Казани, Москвы.

После высказанных предположений учитель рассказывает об истории каждого герба.

Герб Ярославля

На гербе Ярославля изображен медведь.

Его появление связано с легендой. Русский князь Ярослав Мудрый путешествовал с дружиной, обозревая свои земли. Дорога была глухой, пустынной, заросшей лесом. Князь отстал от дружины, и вдруг из оврага появилась медведица и бросилась на него. Не растерявшись, он успел ударить ее топором. В память об этом случае Ярослав построил на этом месте церковь. А вскоре здесь заложили новый город – Ярославль, символом которого стал медведь.

Костроме герб пожаловала сама императрица Екатерина II. Путешествуя по Волге, она остановилась в городе, где ее ожидал пышный прием. Так как город еще не имел своего герба, императрица собственноручно пожаловала герб, отражающий это событие. На гербовом щите изображена галера, похожая на ту, на которой приплыла императрица.

Герб Костромы

Герб Казани

На гербе Казани изображен крылатый змей. Казань построена на месте, где раньше водилось много змей. Татарский колдун зажег костер и сотворил заклинание. Змеи погибли, а змеиный царь Зилант улетел на гору Джилантау, что в переводе означает Змеиная гора.
На гербе Москвы изображен Георгий Победоносец верхом на коне, поражающий копьем змея. Это изображение символизирует победу русских дружин над Золотой Ордой

Герб Санкт-Петербурга

Герб Санкт-Петербурга – на красном полезолотой скипетр с государственным орлом. Крест- накрест два серебряных якоря: один – морской, другой – речной. Это говорит о том, что город является речным и морским портом России, который связывает его с севера -западными странами.

На протяжении всех веков существования неоднократно менялись его гербы. Внимательно рассмотрите этот ряд, посовещайтесь и решите, не закралась ли какая-либо ошибка.

Гербовый ряд: лев, желтый орел на красном поле, сноп с серпом и молотом, черный орел.
После совещания учащиеся показывают карточками, куда закралась ошибка.

– Первым зафиксированным гербом России является совсем не всадник на коне, а... стоящий на задних лапах лев. Изображение этого льва было родовым знаком Юрия Долгорукого. Известен гербовой лев начиная с XII века.

img12.gif (7315 bytes)

Герб России

С XVII века Российский герб состоит из двух изображений: всадника на коне с копьем, поражающего змея, и двуглавого орла.

После революции 1917 года у России сменился герб. На нем стали изображать серп и молот, перевязанный сноп пшеницы, красную Звезду' и восходящее солнце. Но и этот герб стал историей государства. В настоящее время Россия возвращается к своим прежним символам. “Все проходит”, – говорил мудрец. Но при этом все повторяется.

Разница между гербами царской России и России настоящей заключается в цвете орла. До 1917 года он был черным, а сейчас – желтый.

V. Знай свой край

У. А знаете ли вы, какой герб у города Воронежа? (Ответы детей.)

А как же возник герб в нашем г. Воронеже? (Ответы детей.)
– Хочется на этом вопросе остановиться очень подробно. Слушайте внимательно.

Звучит рассказ учителя и двух учеников-герольдов.

Учитель. Первый символ города Воронежа описывался в гербовнике 1730 года так: “В золотом щите на красном поле две медные пушки на стенах из которых на одной сидит белый одноглавый орел. Под пушками земля зеленая”. Такое изображение очень символично. Орел – воин победитель. Зеленое поле говорило о тогда уже известных плодородных черноземных почвах нашего края. Двуствольная пушка стала прообразом российской славы с 1699 года, когда в Воронеже был основан первый в России литейно – пушечный завод. img1.gif (6759 bytes)

Герб Воронежа 1730 года

Герольд 1. После смерти Петра I вопрос о городском символе перестал существовать. Работа над гербами остановилась.

В 1755 г. правительственный указ о начале реформы местного управления сделал городской герб обязательным для каждого города. Эмблема Воронежа была изменена герольдмейстером А. А. Волковым. Предположительной причиной этого изменения послужило сходство Воронежского и Смоленского гербов. На обоих символах была изображена птица, сидящая на пушке. При нечетком или мелком изображении, это могло привести к путанице. Новый официальный герб был утвержден Российским сенатом и 29 декабря 1781 год его описание и эскиз были получены в Воронеже.

img2.gif (7150 bytes)

Герб Воронежа 1781 года

В качестве нового символа выступало изображение щита, разделенного надвое. В верхней части оного, в золотом поле был изображен двуглавый орел, а в нижней части, в красном поле – опрокинутый на косогоре кувшин из которого льется вода. В дальнейшем на старых печатях орел плохо просматривался и, в созвучии с именем города, нередко считали, что это ворон. Ворон птица для герба неподходящая и Герб Воронежа поэтому изображать стали только кувшин с серебряной водой, символизирующей реку Воронеж.
Герольд 2. В 1857 году были утверждены новые правила оформлении городских гербов. Эти правила были разработаны герольдмейстером Кёне. В 1881 году Воронежский герб был переделан и 23 сентября1881годабыла утверждена новая версия герба: “В червленом щите золотая гора, исходящая с правого бока, на которой серебряный кувшин, изливающий таковую же воду”. Щит был увенчан золотой трехзубцовой башенной короной, что свидетельствовало о том, что город является губернским центром, и обрамлен колосьями пшеницы, перевязанными Александровской лентой. img3.gif (13256 bytes)

Герб Воронежа 1881 года

Эмблема Воронежа 1965 г.

Учитель. В советское время в1965 год, в качестве символа города, была введена эмблема с изображением колосьев, орбит электронов и парусного кораблика.
Герольд 1. Позже эти элементы вошли в официальный герб города, утвержденного 24 марта 1969 года. Автором проекта выступил В.П. Диденко. В основу герба была взята форма щита, что соответствует традициям русской геральдики. В верхней части щита, в его “шапке”, помещен государственный флаг РСФСР. В центре на золотисто – желтом поле символично изображены основные направления воронежской промышленности. Зубцы крепостной стены в нижней части герба напоминают о городе – крепости. В эту стену коричневого цвета вписан красный квадрат с белым трехмачтовым парусником, обращая внимание к городу, как к колыбели русского морского флота. В нижней части щита голубое поле с волнистыми линиями символизирующими реку Воронеж и водохранилище – “Воронежское море”.

Советский герб Воронежа 1965г.

Современный герб Воронежа

Герольд 2. Современный герб Воронежа утвержден 19 июля 1994 года. В качестве символа города был восстановлен исторический городской герб образца 1881 года. Настоящий герб описан в Уставе города: “Герб города Воронежа представляет собой французский щит, на червленом поле которого изображена золотая гора, исходящая с правой стороны (для наблюдателя с левой). На горе изображен серебряный кувшин, изливающий таковую же воду. Щит увенчан золотой башенной короной с тремя зубцами и окружен двумя золотыми колосьями, соединенными Александровской лентой”.

У. Вот такая длинная история герба нашего города Воронежа, который должен знать каждый воронежец.

  1. В каком году и кем была учреждена Герольдмейская контора? ( В 1722 г., Петром I).
  2. Какие герольдмейстеры работали над гербом г. Воронежа? (Франциск Санти, А.А.Волков, Кене, В.П. Диденко).
  3. Что представляет собой современный герб г. Воронежа? (ответы детей).

VI. Итог урока

У. Наш урок подошел к концу. О чем на уроке мы вели разговор? Что такое геральдика? Что такое герб? Что нового вы сегодня узнали?

Чему вы сегодня научились? Что понравилось? (Ответы детей.)
И в память о нашем уроке каждый из вас получит герб г. Воронежа.
Спасибо, урок окончен.