Урок "Положительные и отрицательные числа". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели:

  • обобщить ранее изученный материал;
  • систематизировать знания, умения и навыки при решении различных задач;
  • подготовить учащихся к контрольной работе по теме “Положительные и отрицательные числа”;
  • способствовать самореализации учащихся;
  • воспитывать уверенность в себе и своих знаниях;
  • осуществлять межпредметные связи,
  • тренировать способность к рефлексии собственной деятельности.

Оборудование. Компьютер, цифровой проектор, документ-камера; магниты; карточки самоанализа; иллюстрация картины П.Н. Логинова и В.Н.Логинова “Знамя Победы”; Свеча; рисунок факела олимпиады 1980 г.; олимпийские кольца; Презентация к уроку.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания

(Учащиеся крепят ответы на карточки с индивидуальным домашним заданием к плакату на доске, находя свой ответ.)

На доске появляется надпись “Положительные и отрицательные числа”. Это и есть тема нашего урока. Цель: подготовиться к контрольной работе. Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Сегодня 9 февраля 2010 года.

2. Учитель: в нашей стране сейчас проходит “Вахта памяти”. Какому событию она посвящена? (Через документ-камеру показать иллюстрацию картины П. Н. Логинова и В.Н.Логинова “Знамя Победы”.) На время проведения, какого события все военные действия в мире прекращаются? На этой неделе 13 февраля начинается зимняя олимпиада в Канадском городе Ванкувере. Где будет проходить зимняя олимпиада в 2014 году? (Показать через документ-камеру карту мира.) Каким числом выражается расположение г. Ванкувера по отношению к Туле? А к г. Сочи? Спортсмены, чтобы принять участие в олимпийских играх долго тренируются. Наш земляк Н.Веденин был двукратным олимпийским чемпионом по лыжным гонкам. Мы сегодня в процессе решения различных задач будем готовиться к контрольной работе, переходя от этапа к этапу. У вас на столах лежат карточки самоанализа, посмотрите их. После каждого задания вы будете ставить знак “+” в соответствующую графу, как мы делали это раньше.

Карта самоанализа:

Этапы урока Усвоил хорошо Сомневаюсь Вызывает затруднения
Словарный диктант      
Теория      
Целые числа      
Устная работа      
№1005 (стр.168)      
Тест      
Координаты на прямой ( )      
Противоположные числа ( )      
Сравнение чисел ( )      
Изменение величин ( )      
Модуль числа ( )      
Оценка за тест ( )      

3. Учитель: На первом этапе у нас “Словарный диктант”. Приложение 1 (Слайд 1) Координатная прямая, начало отсчета, отрицательное число, положительное число, противоположные числа, изменение величин, модуль числа, целые числа.. Проверяем, ставим “+” в соответствующую графу. Нет ошибок – 1 графа, 1–2 ошибки – 2 графа, 3 и более 3-я. Вешаю синее кольцо на доску.

4. Учитель: следующий этап “Теория”. Задаю вопросы, по словам “Словарного диктанта”. Черное кольцо на доску.

5. “Указать числа” (Слайд 2)

6. Учитель: проверяем. (Учащиеся по очереди называют свои решения и заносят результаты в карты самоанализа). Кольцо красное на доску.

7. Учитель: теперь поработаем устно. (По всей доске цветным мелом написаны устные задания, номера по порядку расположены так, чтобы дети, переходя от задания к заданию, переводили взгляд от одного края доски к другому).

Сравнить:

1) -8,6 и 8,1;
2) -5,3 и -5,03;
3) -3\4 и 0
4) Что означает запись на табло: рекорд 12,31 -0,02?
5) Турнирная таблица:

1м. – 25мин. 17 сек.
2 м. – +9 сек.
3 м. – +13 сек.

6) Вычислить: -8,2: (-2).
7) Какие целые числа заключены между числами: -2,8 и 3,4;

Решите уравнение:

8)¦-х¦ = 12;
9)¦ х ¦ = 5;
10)¦ х¦ = -9;
11) –у = -2.

Кольцо желтое на доску.

8. Учитель: мы немного устали, вызываем скорую помощь. Скорая помощь (физкультминутка) (Слайд 3)

Учащиеся встают, называют вслух буквы желтого цвета, одновременно поднимают левую руку в сторону, если под произносимой буквой стоит буква Л, правую, если П, вверх обе руки, если В. (Буквы называют от А до Я и обратно).

9. Учитель: открываем учебники на странице 168, №1005. Ученик читает задание вслух. Поднимите руку, кто не знает, как выполнять это задание. Есть желающие сделать его на доске? Один ученик решает задачу за доской. Проверяем. Кольцо зеленое на доску.

10. Учитель: мы собрали символ олимпиады. Кто-нибудь знает, что означают цвета колец?

До этого момента вы сами оценивали свои знания. Теперь переходим к тесту. Он покажет, в какой степени вы готовы к контрольной работе. На его решение вам дается 6 минут. (Тесты лежат на столах учащихся.) Посмотрите на часы.

1 вариант.

1. Сколько целых чисел расположено на координатной прямой между числами -16 и 19?

а) 35;
б) 36;
в) 34;
г) другой ответ.

2. Найдите число противоположное числу 1, 2.

а) 2,1;
б) 1,2;
в) -1,2;
г) другой ответ.

3. Из данных неравенств выберите неверное:

а) -4,1 > -6,09;
б) 1,9 > -3,1;
в) 4,1 > 4,09
г) -2 > -1,6

4. Температура воздуха утром была 130С. В течение дня она изменилась на -60С. Найдите температуру воздуха вечером.

а) -190С;
б) -70С;
в) 190С;
г) другой ответ.

5.Найдите сумму модулей наибольшего отрицательного и наименьшего положительного из данных чисел: -4,8; -7,1; 6; 8,92.

а)15,92;
б) 13,1;
в) 10,8;
г) другой ответ.

2 вариант.

1. Сколько целых чисел расположено на координатной прямой между числами -18 и 23?

а) 39;
б) 40;
в) 42;
г) другой ответ.

2. Найдите число противоположное числу -4,7.

а) -4,7;
б) -7,4;
в) 4,7;
г) другой ответ.

3. Из данных неравенств выберите неверное:

а) 3,2 > 3,19;
б) -4,39 > -4,4;
в) -2,2 > – 2
г) 8,1 > -9,3.

4. Температура воздуха в полдень была 180С, а вечером 100 С. Как изменилась температура воздуха в течение дня?

а) на 80С;
б) на -80С;
в) на -280С;
г) другой ответ.

5.Найдите разность модулей наибольшего положительного и наименьшего отрицательного из данных чисел: -5; 9,13; -5,3; 8,5.

а)3,83;
б) 4,13;
в) 4,17;
г) другой ответ

Кто справится с тестом раньше, решает задачу из ЕГЭ-2010 (дать задачу на карточке).

Учитель: проверяем тесты, меняясь карточкой с соседом по парте.

(Слайд 4)

Учитель: кто написал тест на “5” берет на столе красную карточку и крепит ее к доске, на “4” – зеленую, на “3” – синюю. Кто не справился с тестом – желтую карточку. Что вы видите? (На доске составляется из карточек разного цвета факел олимпиады 1980 года, проходившей в Москве). Поставьте оценки за тест в дневники, я пройду, распишусь. А вы в это время решаете задачу из ЕГЭ-2010.

Текст задачи в приложении, слайд 5.

11. Учитель: разбираем решение задачи из ЕГЭ-2010.

Первому решившему правильно задачу поручается зажечь олимпийский огонь. В 2014 году вы будете учиться в 10 классе, так пусть эта свеча освещает вам путь к знаниям.

12. Учитель: запишите домашнее задание. Составить тест из трех заданий. По желанию можно сделать 5. Карточки самоанализа вы возьмете себе, чтобы еще раз повторить тот материал, который вызывает у вас затруднения. Оказать консультативную помощь я смогу вам сегодня на уроке “Домашних заданий”.

13. Учитель: сейчас прошу вас ответить на вопросы анкеты.

(Слайд 6)

14. Учитель: мы хорошо с вами поработали, устали. Пришло время отдохнуть.

Ковер-самолет
Кладем руки на стол, опускаем на них голову, закрываем глаза. Мы садимся на волшебный ковер-самолет, ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивая; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают…. Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера …. Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей комнате.… Потягиваемся, делаем глубокий вдох, отрываем глаза.

– Ребята, спасибо вам за урок!