Жил когда-то в нижегородских лесах чудо-мастер. Построил он дом на берегу реки и начал делать да красить деревянную посуду. Его узорные чашечки и ложки были похожи на золотые. Слава об этой посуде и до Москвы дошла, и дальше по всему миру пошла. И тогда передал мастер секреты “золотой” посуды жителям села Хохлома, а сам исчез... |
Необходимым условием воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в работе с детьми.
Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себя исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, эмоциональном отражении мира оказывают сильное воздействие на ребенка, который мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.
Развить творчество детей старшего дошкольного возраста по средством народного декоративно – прикладного искусства.
Цель: Расширить представления детей о многообразии предметов народного декоративно – прикладного искусства.
Задачи:
- Научить замечать и выделять основные средства, выразительность изделий разных народных промыслов.
- Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа,
- Формировать эстетический вкус, развивать творчество, фантазию,
- любознательность, наблюдательность и воображение.
- Закрепить умение рисовать декоративные элементы – точки, кружки, полоски, волнистые линии и т.д.
- Знакомить детей с особенностями построения геометрических и растительных орнаментов, учить придумывать узоры для бумажных силуэтов.
Участники проекта
- Дети подготовительной группы.
- Родители воспитанников.
- Педагоги.
- Спонсоры.
- Администрация детского сада.
Условия реализации проекта
В групповой комнате созданы условия для самостоятельной художественно-творческой деятельности – изоуголок (Приложение 1, Приложение 1а).
В кружке изобразительного искусства имеются образцы изделий народных мастеров, открытки, альбомы, таблицы, книги и методические пособия, ТСО, атрибуты к играм, декорации для театрализованной деятельности (Приложение 2).
Сроки реализации проекта: 2010–2011 гг.
Этапы реализации проекта
Исходя из вышеизложенного, намечены следующие этапы работы:
- Провести анализ знаний, умений, навыков по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на начало проекта (Приложение 3).
- Продолжить знакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством (Приложение 4).
- Изучить литературу (О.А Соломенникова “Радость творчества, ознакомление детей 5–7 лет с народным искусством. – 2-е изд.).
- Подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей детей.
- Конкретно обозначить занятия, посредством которых будет проводиться целенаправленная работа педагога (дидактические игры, способствующие усвоению материала).
- В течение всего проекта наблюдать за особенностями формирования навыков изобразительного искусства у каждого конкретного ребенка.
- Подбор методического и дидактического материала.
- Проведение консультации для родителей и педагогов.
Формы взаимодействия организатора проекта с его участниками
По результатам диагностики на начало года выяснилось, что некоторые дети значительно опережают своих сверстников – они любопытны, проявляют большой интерес к новому, при этом обладают неплохим запасом знаний. В ходе анкетирования (приложение №8) было выявлено, что родители мало уделяют времени изодеятельности, но прислушиваются к рекомендациям педагога и готовы в дальнейшем оказать нужную помощь детям в развитии их способностей.
Предполагаемый результат
- Широкие знания детей народного декоративно-прикладного искусства.
- Развитый эстетический вкус.
- Умение различать и называть виды народных промыслов: “Гжель”, “Хохлома”, “Филимоновские игрушки”, “Дымковские игрушки”, “Русская матрешка”.