Урок "Имя существительное как часть речи". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • образовательные: ввести определение имени существительного как части речи; уточнить смысл понятия “ предмет” в науке о языке, как главное значение всех имён существительных; показать роль имён существительных в речи; обогатить словарный запас детей именами существительными разных тематических групп;
  • развивающие: развивать орфографическую зоркость на основе целенаправленной работы над составом слова, умение видеть орфограммы в слове, обосновывать выбор написания; развивать мыслительную деятельность; формировать функционально грамотную личность;
  • воспитательные: воспитывать интерес к родному языку; способствовать культуре общения.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Ход урока

1. Подготовка к восприятию

Проверьте, всё ли необходимое есть на партах. Повернитесь к своему соседу и подарите ему свою улыбку. Начинаем работать.

2. Чистописание. Речевая разминка

Слайд 1. Пословица. (см. Приложение 1)

Красна птица оперением, а человек умением.

Прочитай и объясни смысл пословицы.
Какие умения мы приобретаем на уроке русского языка?

3. Проверка домашнего задания. Повторение трёх правил корня

а) Что было задано? (Записать на листочке для своего товарища 7 слов с пропуском изученных орфограмм.)

Стоило ли задавать такое задание? Было ли интересно? (Преодоление трудностей всегда интересно.)

Какие возникали трудности? Почему?

Что необходимо знать, чтобы выполнить задание, которое приготовил для тебя товарищ? Повторение трёх правил корня:

– безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением;
– звонкая и глухая согласная;
– непроизносимая согласная.

б) Поменяйтесь листочками и вставьте в слова пропущенные орфограммы.
в) Взаимопроверка и обмен мнениями.

– Над какими словами пришлось подумать?
– Кто нашёл ошибку у товарища? Объясни. Рассуждай.

4. Актуализация знаний

а) Вчитайтесь в свои слова, какие части речи вы можете выделить?

– Какое задание предлагаете? (Сгруппировать по частям речи.)
– Какая часть речи преобладает? (Имена существительные.)

б) Прочитав дома упражнение 147, ответьте на вопрос:

– Почему слова этой части речи получили такое название?

5. Постановка темы, целей

– Какую тему урока мы обозначим? Слайд 2 с темой урока.

На доске тема урока: Имя существительное как часть речи.

– Что мы уже знаем о существительном?

6. Работа над новым материалом

а) Давайте запишем на доске слова, которые я подобрала для вас.

– Какое задание мы сразу будем выполнять? (выделять орфограммы).
– Зачем необходимо выполнять это задание? (развивать орфографическую зоркость, умение видеть орфограммы).

Доброта, снегопад, у Кирилла, голова, дельфин, заморозки, предмет, ввинтил.

Проверка со слайда 3. Слова со всеми выделенными орфограммами.

б) Вчитайтесь внимательно в эти слова. Ваши мысли? Игра “Исключи слово”.

(Лишнее слово ввинтил – глагол, а остальные существительные).

– Какое задание ещё предлагаете? (Группировка по орфограммам: буквенные и не буквенные.)

в) Соотнеси слово и схему. Слайд 4 со схемой слова.

Разбор по составу слова – заморозки.

– Что необходимо знать? Алгоритм разбора слова по составу.

г)

– Какое задание можно предложить на пополнение своего словарного запаса? (Подобрать родственные слова.) Устно.
– Какие части слова помогают нам образовывать новые слова? (Суффикс и приставка.)
– Что общего у всех записанных слов? (Они все существительные.)

Докажи, поставь вопросы.

д) Постановка проблемной ситуации и формулировка нового правила.

– Что же обозначают все те слова, к которым подходит вопрос “Кто?” или “Что?” Доброта? Заморозки? Снегопад?

Рассуждения учащихся.

Упр. 212 (2 абзац) – главное значение этих слов: значение предмета.

Попробуем с вами вывести правило, предварительно ответив на вопросы упр. 212.

– Работаем в паре. Какая пара попробует ответить на вопросы?
– Кто может вывести правило по ключевым словам кто? что?

Продолжи: Имя существительное… Проверим по учебнику на странице 148. Правильно у нас получилось? Ваше мнение.

7. Первичное закрепление

а) Расскажи правило своему соседу. Приведи примеры существительных.

– Что же могут обозначать предметы?

Стр. 149. Люди, животные, явления природы, состояние человека, чувства, черты характера и т. д.

8. Самостоятельная работа

Упр. 214. Выпиши, обозначь орфограммы.

1-й ряд – качества человека (доброта, ум, совесть);
2-й ряд – состояние человека (болезнь, радость, печаль);
3-й ряд – явления природы (гроза, землетрясение).

Проверка: индивидуальный опрос.

9. Подведение итогов

– О какой части речи мы сегодня говорили?
– Что нового узнали?
– Каково главное значение имён существительных?

Обращение к пословице в начале урока.

– Какие новые умения приобрели?
– Что получилось? Что порадовало?
– Над чем ещё надо поработать?

10. Задание на дом

Подобрать и записать тематическую группу имён существительных по выбору.