Экологию определяют как науку о взаимоотношениях организмов между собой. Кроме того, экология информативная наука, т.к. каждый хочет знать о среде своего обитания, которая представляет собой сложную, но тесную связанную систему. Не составляют исключение и коренные народы нашего округа. Согласно ненецким традициям, знание природы служило главным показателем культурного уровня человека: к примеру, сила шамана определялась глубиной его природоведческих знаний, с учетом этого избирался предводитель охотничьего или рыболовного коллектива, обширные экологические познания стариков были одной из причин всеобщего почтения к ним.
Природная среда нашего края по-своему индивидуальна и своеобразна. Округ расположен в северной части Евразии в большом отдалении от Атлантического и Тихого океанов, что является причиной резкой континентальности климата. Господство континентального климата определяет ярко выраженную зональность: с севера на юг прослеживается тундровая, лесотундровая, лесная зона. Среднегодовая температура воздуха – отрицательная. Зима продолжительная и суровая, длиться около 8 месяцев. Минимальные температуры опускаются до минус шестидесяти градусов, максимальные достигают плюс тридцать пять. Лето теплое, короткое. Большая часть территории округа занята тундрой. Типичная тундра – это царство мхов.
Скудность растительность, ограничила возможность развития в тундре растительноядных животных. Все крупные звери – плотоядные. Лишь северный олень способен прокормиться лишайниками (ягелями) в зимнее время и зеленотравьем летом. Заселение тундры людьми, по-видимому, прежде всего, связано с оленем. За ним, вероятно, и отважились проникнуть люди в тундру.
Экологические традиции народа
Живя в сложнейших природно-климатических условиях, полностью завися от окружающей природы, северные народы научились по-особому ценить и чтить свою природу, жить в тесном контакте с ней. Жизнь человека в тундре, в лесу напрямую зависела от сырьевых и продовольственных ресурсов. Нарушение экологического равновесия, объективно вызываемое существование за счет природы сводилось к минимуму. И как отмечал один из исследователей этносов: “В популярной и даже научной литературе культуру арктических народов любят называть “экологической”, обычно подразумевая под этим особый образ жизни в гармонии с окружающей средой и равновесии с её ресурсами”. Таким образом, природа являлась главным фактором, воздействующим на поведение людей и их образ жизни. Под воздействием этого фактора сложились определённые традиции в отношении окружающей природы, соблюдаемые и сейчас. Например, правила охотничьей этики. Обычай запрещал селиться близ обжитого зверьми леса, громко разговаривать, кричать и свистеть в лесу добывать в непромысловое время, отстреливать особей и беременных самок. Истинное отношение рыбака к своей нерестовой реке: это ревностно следить друг за другом, чтобы во время нереста оставить реку в покое, не шуметь, не волновать лишнюю рыбу. Жадных же, в прежние времена били кормовым веслом. т.е. коренные жители Ямала придерживались принципа: что достаточно, то достаточно. Добывали рыбу, птицу, зверя ровно столько, сколько необходимо было семье.
В то же время, коренное население, живя за счет продуктов природы, к зверям, птицам относилось уважительно. Не разоряли птичьих гнезд, а если брали из гнезда яйца, то часть всегда оставляли.
Природоохранительные функции были заложены частично в запретах на добычу тех или иных животных в определенных социальных коллективах. Так одному роду не разрешалось есть щуку, другому – убивать гагару и т.п. Таким образом, как бы стихийно регулировалось сохранение разных видов животного мира. В мировоззрение коренных северян священные места – это настоящие заказники. В таких местах нельзя было трогать землю, ловить рыбу, пить воду. Даже дрова для священного костра люди приносили с собой. Таким образом оберегалась земля.
Ни одно самое современное научное исследование не способно заменить экологическую мудрость народа, тысячелетиями проживающего в том или ином природном окружении.
Роль презентаций в экологическом воспитании учащихся
Задача школы заключается в том, чтоб донести до сведения ребят вот эту вековую мудрость и заложить в молодые головы ответственность за ранимую природу Севера. С этой целью созданы целый ряд презентаций на тему “Природа Севера”. В презентациях представлены фотографии животных и растений Севера. Данные слайды несут научную информацию и одновременно воспитывают любовь к родной земле, ее живому богатству. Этому способствуют слова песни, музыка которых накладывается на слайды. (Приложение 1.)
Литературное слово – важный фактор экологического воспитания
В практике моей работы так сложилось, что главенствующую роль в экологическом воспитании отводится литературе. Причем стихи, прозаические отрывки с описанием природы выбираются так, чтобы они соответствовали теме или объекту, изучаемому непосредственно на уроке или пейзажу за окном.
Привожу пример из вступительного урока раздела “Животные” в 7 классе. Предварительно, за несколько дней до урока, даю учащимся задание найти отрывки из повестей, рассказов или стихотворений о своих любимых домашних или диких животных. Урок начинается с кратких высказываний учащихся об отношении их зверятам, птицам, с чтения отрывков произведений о них. Дети делятся своими мыслями, чувствами, обосновывают характер своего отношения к животным, свою заботу о них, свою любовь и жалость к ним.
Сообщения учеников обобщаются: “Человек – самое сильное, умелое, самое разумное существо в мире живых существ. Это положение сильного, умного и обязывает его любить, ценить и оберегать всех животных. Человек должен заботиться о них, беречь и спасать их в случае необходимости. Жизнь природы не может оставить равнодушным внимательного, отзывчивого человека. Он обязательно услышит разноголосое пение птиц, увидит юркнувшего через дорогу зверька, заметит оригинальное гнездышко, но не притронется к нему. И тем более не останется глухим к стону, крику раненного, пойманного, попавшего в беду зверька, птицы …
Об одном из подобных случаев и рассказал ненецкий писатель Леонид Лапцуй. Он увидел отчаянное усилие гагары вырваться из смертельной петли, услышал горький, почти человеческий крик ее друга самца, пытавшегося спасти свою подружку. Эта драматическая сцена вызвала боль в сердце лирического героя стихотворения, он выпустил птицу на волю.
Природу Северяне считают своим общим домом, своей великой матерью, перед которой они ощущают себя в вечном неоплатном долгу. Заботой о ней проникнуты каждая мысль, каждый шаг человека Севера. (Приложение 2)
Природоведческие экскурсии
Особое место в быту северян занимают птицы. Их роль в природе и хозяйственной деятельности трудно переоценить. Велико их значение, особенно в условиях Севера, в охотничьем промысле. Еще более важна роль птиц как части природы: разнообразие, красота их оперения радуют глаз; их голоса – свист, карканье и кукование – это величественный хор природы. Без птиц невозможно представить природу, все лицо земли. Дети, подростки, как правило, любят птиц, но нередки случаи негативного, потребительского, а иной раз и жестокого отношения к пернатым, когда они без надобности ловят птиц, стреляют по ним из рогаток , разоряют птичьи гнезда, уничтожают кладки яиц. Порой совершают эти поступки не по злому умыслу, а по незнанию, по легкомыслию, так как иногда дети не придают значения своему поведению, последствиям своих поступков. Поэтому большое значение в экологическом обучении и воспитании имеют экскурсии в природу. Природоведческие экскурсии призваны развивать нравственные качества личности: общение с природой пробуждает у школьников чувство прекрасного, развивает эстетическое восприятие мира природы, формирует правила поведения в природе. В зависимости от темы экскурсии “Тундровая ягода”, “В гости к зеленому другу”, “ На свидание с тундрой” проводится предварительное самостоятельной чтение литературы, потом эти произведения зачитываются вслух, обсуждаются. Остановимся на следующих строчках В. Ледкова:
Тундра – белый простор
Без предела, без края,
Чум семи голубых
Бестелесных ветров.Тундра – нарта моя,
Где в порыве едином
Явь с легендой слилось
В наш стремительный век!
Потом ставятся вопросы:
– Почему природа тундры нуждается в особо бережном отношении?
– Что обязан делать каждый человек для сохранения ее богатства?
– А что вы можете сделать для охраны, сбережения растений, животных, самой почвы тундры?
Звучат ответы ребят:
– Надо изучать растения, травы, цветы, ягодники, кустарники, бережно относится к ним, не вырывать, не топтать без необходимости. Знать животных, обитающих в тундре, оказывать помощь, попавшим в беду. Быть внимательными, замечать какие мероприятия наносят вред оленьим пастбищам, ягелю, и требовать бережного, заботливого отношения к земле Крайнего Севера.
Делается вывод, что только осторожное и умное поведение каждого человека в тундре спасет природу Севера. Надо жить в гармонии с природой.
Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте мы навек объединимся.
Давайте наши души сохраним.
Тогда мы на Земле и сами сохранимся.
(Н. Старшинов)
Задания экологического содержания
Изучение экологических знаний учащихся происходит более активно и осознанно, если используются задания экологического содержания. В процессе их решения школьники учатся понимать взаимосвязи живых организмов и окружающей среды, объяснять явления природы с позиции целостности биологических систем, устанавливать связи между их компонентами, а также объяснять результаты деятельности человека в природе. (Приложение 3).
Организация исследовательской работы учащихся
Большую роль по решению проблем окружающей среды локального значения имеет практическая направленность – пропаганда экологических знаний путем организации исследовательской работы учащихся. (Приложение 4)
Лучшие работы учащихся заслушиваются на предметных конференциях во время прохождения предметных недель и предоставляются на научно – исследовательские конференции школы, района, округа, выходят на Международный уровень. В сентябре 2008 года на Тринадцатой международной конференции по охране окружающей среды и Биос – олимпиаде в городе Санкт – Петербурге школа была награждена дипломом первой степени за активное участие учащихся в пропаганде экологических знаний. (Приложение 5).