Младший школьный возраст – это чрезвычайно значимый период человеческой жизни, очередной ее старт и одновременно вершина. Именно на этом этапе ребенок осваивает учебную деятельность, включается в деловые, ролевые, функциональные отношения с людьми, начинает осознавать себя как личность. Поэтому роль наставников, педагогов и родителей, здесь чрезвычайно велика. Но наблюдения, собственный педагогический опыт убеждают, что родители, зачастую, недооценивают значимость этого периода жизни человека. Они недостаточно осознают, что это за период, в чем его сила и слабость, какие задачи решаются в это время. А порой просто не знают, как помочь ребенку понять себя, другого человека, выстроить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми людьми. Им кажется, что учеба в школе и выполнение домашнего задания – то главное и единственное, что должно занимать ребенка. Зачастую они перестают играть с детьми в силу своей занятости, мало разговаривают с ними о серьезных жизненных и человеческих проблемах, не вступают в коллегиальные отношения, не организуют коллективную деятельность детей этого возраста. Даже те из них, кто много сил потратил на подготовку ребенка к школе, недостаточно готовит (а порой и вообще не готовит) его к жизни, переходу на II ступень школьного образования.
Эту проблему в воспитании и развитии ученика может взять на себя школа через часы общения, являющиеся той ступенькой, которая помогает ребенку через рефлексивную деятельность, размышления, диалоги, дискуссии и т.д. осознанию своего “Я”, сплочению и воспитанию классного коллектива. Опыт показывает, что эта форма воспитательной работы эффективна и способствует успешной реализации программы развития классного коллектива “Вместе”. В этом состоит практическая ценность разработанных материалов.
Часы общения модифицированы и адаптированы к классу на основе технологии В.И.Максаковой. За основу взято содержание, но изменена структура и технология занятий. Во главу часов общения положены приемы технологии критического мышления, позволяющие осуществлять преемственность с учебным процессом, личностно ориентированный и деятельностный подходы в воспитании и развитии каждого ученика. В этом видится новизна разработанных материалов.
Цель часов общения: создать условия для развития самосознания, самопонимания себя и коллектива.
Задачи:
– способствовать пониманию детьми
самого себя и других людей;
– научить детей жить со сверстниками и
окружающими людьми без лишних ссор и конфликтов,
быть тактичными, толерантными и общительными;
– помочь классу стать дружным коллективом.
Автором модифицированы 12 часов общения, разработано планирование на учебный год (см. прил.1).
Предлагаемая логика занятий ведет младшего школьника от познания себя как индивидуальности к познанию некоторых законов общественной жизни через понимание значимости другого и признание его прав на доброе и справедливое к себе отношение, через сочувствие другому.
Планируемый результат:
Учащиеся получат возможность:
– осознать некоторые понятия
(нравственные, гражданские и др.);
– понять самого себя (вглядеться в свой внешний
облик, задуматься о собственном характере и
поведении, осознать свою значимость для
окружающих);
– понять, что другой человек тоже уникален и
единственен;
– достичь взаимопонимания между окружающими;
– укрепить нравственное и психическое здоровье;
– создать комфортный психологический климат в
классном коллективе.
Часы общения апробированы с учащимися 3 класса. Наблюдения, беседы с детьми показывают, что им такие часы общения нужны. Они с удовольствием работают в группах, парах и ждут новых встреч для очередного общения.
В качестве примера приведу два часа общения.
Тема: Учимся жить вместеЦель и задачи занятия:
– создание условий для общения учащихся в малых группах – мигах.
– заинтересовать учащихся часами общения;
– продолжить работу по созданию коллектива в классе.
Оборудование: рабочие тетради, карандаши, фломастеры, листочки для написания эссе.
Ход занятия
1. Вызов
(Дети рассаживаются по группам – мигам)
Учитель: Сегодня классный час у нас немного необычный. Мы заменим слово “классный” на слово “общение”. Что же у нас получится? (час общения)
– Зачем он нам? (чтобы учиться правильному общению, соблюдать законы, правила)
– А относится ли к часу общения “жить вместе”? Это и будет темой нашего сегодняшнего разговора. Обозначьте проблему, над которой мы будем работать (что это значит, жить вместе?)
Прием “Кластер”: учитель пишет на доске ключевое слово “жить вместе”, дети, работая в группах, прописывают, как они это понимают. Работа в течение 5 минут. Выступает представитель каждой группы.
Учитель: Систематизируем набранную вами информацию в виде модели. Как нам это сделать?
(Предлагаются разные варианты, останавливаемся на этой:
2. Осмысление
Учитель: Можно ли сказать, что в школе, в классе люди живут вместе? (да)
Какие вопросы можно поставить для обсуждения сегодня? (Всегда ли нам хорошо вместе? Всегда ли довольны друг другом? Дружны ли мы? Не надо ли нам чему-нибудь поучиться, чтобы наша жизнь стала еще лучше?)
Обсудите в группах эти вопросы (вопросы записываются на доске, ответы выслушиваются, делается общий вывод).
Учитель: Ребята, как вы думаете, какие маленькие слова составляют понятие “жить вместе”? (я, ты, мы)
Учитель: Давайте подумаем, что они означают (Я каждый человек называет себя; ТЫ – маму, брата, ребенка и т.д.; МЫ – это много людей. Дети добавляют слова в кластер, который имеет следующий вид:
Учитель: Спасибо, ребята. Вы понимаете смысл этих слов, они вам хорошо знакомы. А эти слова не так просты, как нам кажутся. Многое ли каждый из вас может рассказать про себя, про свое Я? Хорошо ли знаете вы тех людей, к которым обращаетесь на “ты”? Что происходит с нами, когда Я и ТЫ становимся МЫ? Это и многое другое станет обсуждением на наших часах общения. Нам будут помогать художественные произведения, ваши собственные рассуждения и размышления, рабочие тетради, цветные карандаши, фломастеры, краски, кассеты с записью музыки.
Работа с тетрадью
Учитель: Рассмотрите свои тетради. Расскажите о них (дети рассказывают). Да, сейчас они пустые и одинаковые. Как вы думаете, что произойдет с ними через месяц, год? (они будут одинаковые, т.к. мы будем выполнять одинаковые задания; они будут разные, потому что каждый будет выполнять задания по-своему, рисовать разные рисунки, делать разные записи).
Учитель: Пожалуй, вы правы. Я думаю, что когда каждый из вас сможет в своей тетради написать то, что он думает, нарисовать то, что захочет, каждая тетрадь будет чем-то отличаться. Так, может быть, и названия у них будут разными? Подумайте, как бы вы назвали свою тетрадь?
(Учитель выслушивает и комментирует разные предложения)
Напишите название тетради, которое больше всего нравиться.
Учитель: А теперь в своей тетради на первой странице напишите тему сегодняшнего часа общения и перенесите в тетрадь кластер, составленный нами.
(Дети работают в тетради)
Учитель: У нас с вами большая семья, в ней 24 человека. Мы вместе живем в большом светлом доме, который называется “3Б класс”. Нарисуйте такой дом у себя в тетради. Подумайте, сколько этажей там будет, где будете жить вы, а где ваши друзья.
(Дети рисуют дом, в окошках лица одноклассников)
Напишите пожелание жильцам дома.
(Дети пишут пожелание, зачитывают вслух)
Учитель: Пусть жильцам вашего дома будет в нем уютно и комфортно. Пусть царит дружба и взаимопомощь, душевная доброта и теплота, радостное настроение и желание жить в таком доме.
3. Рефлексия
Учитель: Мне показалось, что вам было сегодня интересно. Хотите ли вы, чтобы такие занятия продолжались? Что вам понравилось? Что не понравилось?
(Выслушиваются мнение детей)
Напишите эссе на тему “Что я узнал и хотел бы узнать еще на часах общения”
(Желающие зачитывают написанные эссе)
Спасибо за советы. Я думаю, что наши занятия мы будем разрабатывать вместе. И пусть они научат вас понимать себя и других людей, дружить, быть внимательными к окружающим вас людям, к их настроению.
Тема: Кто яЦели занятия:
– создание условий для познания ребенком
самого себяж
– помочь осознанию ребенком своих социальных
ролей;
– учить работать самостоятельно;
– развивать креативность.
Оборудование: кирпичики с качествами, лист тонкой бумаги, цветные карандаши, ножницы, клей, толковый словарик, анкета, лист для разрезания и наклеивания.
Ход занятия
1. Вызов
Учитель: Вернемся к нашим нарисованным домам. Чтобы они простояли долго и не развалились на кирпичики, мы все должны дружить.
Если б капли не дружили,
Как тогда бы лужи жили?
Как бы реки потекли?
Где бы плыли корабли?
Если б ноты не дружили,
Как бы песню мы сложили?
Как бы птицам распевать?
Как бы солнышку вставать?
Если б люди не дружили,
Как бы мы на свете жили?
Ведь без дружбы с давних лет
Ничего на свете нет!
Мы знаем, что у любого дома должен быть фундамент, на котором дом держится. Чтобы дом нашего класса был прочнее, надо и ему сделать фундамент из кирпичиков.
(На доске “кирпичики” с качествами:
“дружба”, “понимание”, “злость”, “любовь”, “грусть”, “помощь”, “доброта”).
Выберите слова и постройте фундамент.
(Дети выполняют работу самостоятельно, проверяется, какой фундамент построили)
Я думаю, с таким фундаментом наш дом простоит до 11-го класса.
Представьте себе, что этот лист бумаги – наш дом. Каждый кусочек это вы. Оторвите от него кусочек, кто какой хочет. Сложите его пополам и снова оторвите кусочек.
(Дети проделывают эту операцию три-четыре раза, в зависимости от плотности бумаги)
Учитель: Теперь разверните листочек. Посмотрите сами и покажите друг другу, что получилось. Вглядитесь, есть ли у вас одинаковые листочки. Почему они такие разные?
(Дети объясняют)
Я думаю, вы замечали, что в жизни, в природе очень редко встречаются два абсолютно одинаковых предмета, цветка, камня. Даже дома, построенные по одному проекту, отличаются друг от друга. И ваши дома, которые вы рисовали на том уроке, отличаются. Тем более не похожи друг на друга люди. Вот, например, вы все, хоть и называетесь одинаково – “школьники”, “третьеклассники”, все же не похожи в чем-то друг на друга. Вы все разные. Как вы думаете, чем люди отличаются друг от друга? (цветом волос, глаз, ростом, именем, характером, адресом)
Да, все люди разные, но каждый называет себя Я. Попробуйте обозначить тему нашего часа общения.
(Дети предлагают, приходят к одному мнению “Кто Я?”)
Прием таблица “З-У-Х”.
Что я знаю по теме |
Что хочу узнать |
Что узнал |
Чтобы осознать “кто вы?” заполните первый столбец таблицы.
(Дети заполняют, зачитывается вслух. Заполняется второй столбец, зачитывается.)
2. Осознание
Учитель: Попробуем разобраться вместе. Откройте, пожалуйста, ваши тетради и нарисуйте большую, во весь лист букву Я. А теперь распишите ее маленькими буковками Я или просто раскрасьте.
(Раскрашивая букву, ребенок демонстрирует свое настроение в этот момент. Наблюдая за работой других, он осваивает идею: у каждого человека, который находится рядом с тобой, может быть свое, не совпадающее с твоим настроение. Размещение разных по величине и форме букв внутри одной подводит к пониманию того, что внутри каждого человека много разных Я.)
Учитель: Что такое Я? (это не только буква, но и слово).
Пока пишете, подумайте, что оно обозначает.
(В процессе работы и по окончании ее учитель хвалит детей за старание)
Учитель: Так что же такое Я?
(Выслушивает ответы детей)
Посмотрите, оказывается, у этого слова несколько значений. Так бывает довольно часто. Все значения слов представлены в специальных книгах, которые называются толковыми словарями.
(Учитель показывает один или несколько толковых словарей русского языка)
У каждого из вас на парте тоже лежит небольшой толковый словарик. В нем представлены те слова, которые пригодятся нам на наших занятиях и особенно важны для того, чтобы научиться жить вместе. Давайте посмотрим, как там объясняется, толкуется слово Я.
(Дети отыскивают слово, зачитывают его толкование. Учитель обращает внимание школьников на определение “обозначение себя как личности”)
Учитель: А что такое личность?
(Выслушивает ответы)
Это слово тоже есть в нашем словаре. Давайте и его найдем.
(Дети находят, прочитывают, коллективно осмысливают, комментируют определение понятия “личность”, а затем – однокоренных слов “отличный”, “лицо”. Толковый словарик приклеивается на страницу тетради.)
Учитель: Понятия “Я” и “ЛИЧНОСТЬ” – серьезные научные понятия. Давайте запишем их.
(Дети выписывают определения в свои тетради)
Учитель: Итак, с помощью слова Я каждый из нас обозначает себя как человека. Посмотрите на букву Я в своей тетради, которую вы сделали такой красивой. Почему в ней так много разных букв Я?
(Выслушивает варианты ответов.)
А может быть, еще и потому, что внутри каждого из нас много разных Я?
(Возможно, дети и сами выскажут такую мысль)
Я, например, учительница, дочь, мама, женщина, тетя для своих племянников...
А вы? Как каждый из вас мог бы продолжить: “Я – это...”
(Выслушиваются несколько вариантов ответов)
Ребята, вы сегодня молодцы! Потрудились над серьезными словами, поняли про себя и других людей что-то новое. Спасибо вам! Запишите в свои таблицы, что вы узнали нового на часе общения.
(Записывают в третий столбец таблицы. Желающие зачитывают тексты. Учитель раздает детям лист для разрезания и наклеивания (см. прил. 2).
Прием “Кластер”
Учитель: Подумайте, как составить модель на тему “Кто я”. Выберите и вырежьте из списка те слова, которые объясняют ваше Я и вклейте их в тетрадь. Но не просто подряд или рядом, а поместите на лепестки какого-нибудь цветка, в кадрах кинопленки, в каком-либо рисунке или как-то еще. Главное, чтобы было видно, что все эти разные слова объединяются одним понятием Я.
(Дети работают самостоятельно, обсуждают получившиеся кластеры в паре)
3. Рефлексия
Учитель: Чтобы лучше узнать себя, я хочу предложить вам заполнить анкету. В первой строке запишите свое имя. Во второй – Мое имя – мой характер. Разложите свое имя по буквам и попробуйте на каждую букву придумать личностную характеристику.
(По желанию ученики зачитывают свои составленные характеристики)
На остальные вопросы вы ответите дома. И еще одно задание я даю вам сегодня. На следующем уроке нам понадобится зеркальце; пожалуйста, попросите его у родителей и принесите в школу.
Используемая литература
1. Власов И. Школа общения. //Начальная школа №15,
2009.
2. Волкова Т.В. Познаем мир. Волгоград, Учитель, 2007.
3. Гальцова Е.А. Нравственное воспитание в
начальной школе. Волгоград, Учитель, 2007.
4. Герасимова В.А. Классный час играючи. М.,
Творческий центр, 2004.
5. Максакова В.И. Организация воспитания младших
школьников. М., Просвещение, 2003.
6. Максимочкина В.Н. Шаги к мудрости. Волгоград,
Учитель, 2007.
7. Неклюдова С. В мире эмоций. //Начальная школа №24,
2009.
8. Методическая копилка. www.cerm.ru