Обобщающий урок по алгебре в 9-м классе, посвященный Году учителя, по теме "Решение задач"

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели урока:

  • Образовательные: повторить, закрепить и обобщить материал;
  • Развивающие: развивать навыки творческой, познавательной, мыслительной деятельности, логическое мышление;
  • Воспитательные: повысить интерес к предмету и профессии учителя.

Оборудование: компьютер, карточки с заданиями, плакаты.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент
Звучит отрывок из песни «Учитель» Музыка: А. Долуханяна. Слова: Л. Ошанина

Учитель...
Сколько надо любви и огня,
Чтобы слушали,
Чтобы верили,
Чтобы помнили люди меня....

2. Вступительное слово учителя:

– Здравствуйте, садитесь. Сегодня, ребята, мы повторим, закрепим и обобщим пройденный материал. Заодно поговорим об учительской   профессии. Указом президента РФ 2010 год назван Годом учителя.
Мы гордимся своими великими педагогами (Слайды 2-5)
У вас находятся одинаковые карточки с заданиями, состоящие из одиннадцати комбинаций, которые обозначены римскими цифрами (Приложение 1). По ходу урока, после выполнения заданий, в пустые клетки будете записывать знак или букву, который обозначен верный ответ. Тогда вы сможете прочесть изречение древнего мыслителя и философа Конфуция (слайд № 6).

3. Актуализация знаний

– Выберите графики функций, которые верны и впишите в клетки соответствующие буквы:

img1.gif (1792 bytes)

– Отгадайте кроссворд (все слова пишутся в именительном падеже).

По горизонтали:

  1. График квадратичной функции (парабола);
  2. График обратной пропорциональности (гипербола);
  3. Корнем n-й степени из числа a называется такое число, n-я … которого равна a (степень);
  4. Степень корня, кратная двум (четная);
  5. Действие, посредством которого отыскивают корень (извлечение);
  6. Функция f называется возрастающей (убывающей) на множестве x, если большему значению … соответствует большее (меньшее) значение функции (аргумента);
  7.  – формула нахождения n-го члена … прогрессии (арифметической);
  8. График четной функции … относительно оси ординат (симметричен);
  9. Отношение числа благоприятных для А исходов к числу всех равновозможных исходов называется … события А (вероятность).

Выберите в заданиях 1-5 верный вариант и найдите слово.

А) «белое»; Б) «Новое;  В) «Сильное»

Даны функции:

1) Область определения функции:

2) Область значений функции:

3) Нули функции:

А) нулей нет;        Б) у = 0 при х = + 3;   В) у = 0 при x1= –1 x2 = –5.

4) Функция возрастает на промежутке:

5) Наименьшее значение функции:

А) нельзя определить Б) у = – 9 при х = 0; В) у = – 4 при х = 0.

Определите неправильное соответствие и найдите слово, знак или букву.

img7.gif (3803 bytes)

4. Основная часть урока

– А сейчас вам предстоит выполнить тест и определить слово, букву или знак.

Тест

1) Какое из выражений не имеет смысла при x = 1 и x = 5?

2) На рисунке изображена парабола и три прямые. Укажите систему уравнений, которая не имеет решений.

3) На рисунке изображены графики функций y = – x2 + 2x + 3  и y = 2x – 1  используя графики, решите систему уравнений: .

а) (2;3), (0;–1);  л) (2;3), (–2;–5);  м) (–2;5), (0;3);  p) (0;3), (0;–5).

4) Определите правильные соотношения (уравнение и его корни).

            

5)  Найдите самое большое число среди чисел:

Решая уравнения, найдите правильный ответ (найдите слово).

img14.gif (3351 bytes).
img15.gif (800 bytes)

12) Решая задачу, выберите знак.

Известно, что x и y – положительные числа и x < y. Какое из утверждений неверно?

– Обменявшись тетрадями, проверьте правильность выполнения заданий теста. (Слайды 7-8.)

Физкультминутка

– Ребята, совсем скоро вы окончите школу, и может быть, вам пригодятся сведения о педагогических колледжах и вузах по РБ. (Слайды 9-10)
– Сейчас, ребята, мы решим  несколько заданий из сборников задач для подготовки к итоговой аттестации.
Решив №1-3 найдите слово.

1. Решите неравенство и найдите верный вариант

.

2. Найдите множество значений х, при которых не определено выражение

img20.gif (1065 bytes)

3. При каких значениях b и c вершиной параболы является точка (6; –12)?

б) b = – 12; c = 12; c) b = 2; c = 24; т) b = – 12; c = 24; к) b = – 12; c = 0.

Устно решая №1-5, узнайте слово.

1. Студент получил стипендию 1000 рублей купюрами достоинством 100 рублей и 50 рублей. Всего оказалось 13 купюр. Сколько было выдано студенту сторублевых и пятидесятирублевых купюр в отдельности?

Решение.

Пусть х – количество сторублевых и у – пятидесятирублевых купюр, выданных студенту. Какая система соответствует условию задачи?

2. Последовательность задана формулой . Сколько членов этой последовательности меньше 1? 

а) 8;    б) 10;    о) 9;    т) 11.

3. Вычислите A23.

а) 5;     з) 4;    ю) 7;    ж) 6;    н) 8.

4. Окружность является графиком уравнения:

е) x2 + y2 = 3;    т)  x + xy = 6;    п)  x2y + 2 = 0;    о)  y = 1,5.

5. Сократите дробь: .

а) n;    с) 2n;    т) n + 1;    р) 2n + 1. 

– Продолжим письменные выполнения заданий. Правильно ответив на задания № 1-4 найдите слово.

1. В прошлом году на два самых популярных факультета БГПУ им. М. Акмуллы было подано 1100 заявлений. В этом году число заявлений на один из факультетов уменьшилось на 20%, а на другой увеличилось на 30% и стало равным 1130. Сколько заявлений было подано на каждый из двух факультетов в этом году?

а) 450 и 680;    б) 480 и 650;     в) 400 и 730;    г) 900 и 230.

2. Айрат рассчитал, что он сможет хорошо подготовиться к экзамену, если будет решать по 12 задач в день. Однако ежедневно он перевыполнил свою норму на 8 задач и уже за 5 дней до экзаменов решил 20 задач больше, чем планировал первоначально. Сколько задач решил Айрат?

к) 100;    б) 300;    ы) 200;    т) 250.

3. При каких значениях, а корни уравнения x2 – 2ax + (a + 1)(a – 1) = 0 принадлежат промежутку [– 5; 5]?

т) – 4 < a < 4;    к)  – 4 < a < 4;    з) 0 < a < 4;    е) – 4 < a < 4.

4. Парабола y = ax2bx + c проходит через точки К (0; 4), Л (1; – 1) М (2; – 4). Найдите координаты ее вершины.

а) (3; 5);    ы) (5; 3);    ь) (3; – 5);    л) (– 3; – 5).

5. Уровневая дифференциация

Построить графики.

  • Низкий уровень: № 2, № 3, № 4, № 5, № 7.
  • Средний уровень: № 1, № 6.
  • Высокий уровень: № 8.

Задания:

6. Проверка выполненных работ (Слайды 11-18)

7. Подведение итогов

– Ребята, вы замечательно поработали на уроке. Мы с вами за урок успели все повторить, закрепить и обобщить. Каждому я поставила оценки в индивидуальную таблицу (Приложение 2).
– Итак, мы можем прочесть изречение древнего мыслителя и философа Конфуция.
«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».
– Надеюсь, ваши знания, образование, которое вы получите, будет соответствовать времени, в котором мы живем. Оно поможет вам выбрать профессию, может быть профессию учителя, которая очень трудна, но благородна! (Слайды 19-20.)

8. Домашнее задание

  • Выполнить упражнения №  6.38, 8.25, 6.14 (Алгебра. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе).
  • Творческое задание: по желанию подготовить сообщение о педагогических колледжах республики.