Цели урока:
- Образовательные: повторить, закрепить и обобщить материал;
- Развивающие: развивать навыки творческой, познавательной, мыслительной деятельности, логическое мышление;
- Воспитательные: повысить интерес к предмету и профессии учителя.
Оборудование: компьютер, карточки с заданиями, плакаты.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Звучит отрывок из песни «Учитель» Музыка: А.
Долуханяна. Слова: Л. Ошанина
Учитель...
Сколько надо любви и огня,
Чтобы слушали,
Чтобы верили,
Чтобы помнили люди меня....
2. Вступительное слово учителя:
– Здравствуйте, садитесь. Сегодня,
ребята, мы повторим, закрепим и обобщим
пройденный материал. Заодно поговорим об
учительской профессии. Указом президента
РФ 2010 год назван Годом учителя.
Мы гордимся своими великими педагогами (Слайды
2-5)
У вас находятся одинаковые карточки с заданиями,
состоящие из одиннадцати комбинаций, которые
обозначены римскими цифрами (Приложение
1). По ходу урока, после выполнения
заданий, в пустые клетки будете записывать знак
или букву, который обозначен верный ответ. Тогда
вы сможете прочесть изречение древнего
мыслителя и философа Конфуция (слайд № 6).
3. Актуализация знаний
– Выберите графики функций, которые верны и впишите в клетки соответствующие буквы:
– Отгадайте кроссворд (все слова пишутся в именительном падеже).
По горизонтали:
- График квадратичной функции (парабола);
- График обратной пропорциональности (гипербола);
- Корнем n-й степени из числа a называется такое число, n-я … которого равна a (степень);
- Степень корня, кратная двум (четная);
- Действие, посредством которого отыскивают корень (извлечение);
- Функция f называется возрастающей (убывающей) на множестве x, если большему значению … соответствует большее (меньшее) значение функции (аргумента);
- – формула нахождения n-го члена … прогрессии (арифметической);
- График четной функции … относительно оси ординат (симметричен);
- Отношение числа благоприятных для А исходов к числу всех равновозможных исходов называется … события А (вероятность).
Выберите в заданиях 1-5 верный вариант и найдите слово.
А) «белое»; Б) «Новое; В) «Сильное»
Даны функции:
1) Область определения функции:
2) Область значений функции:
3) Нули функции:
А) нулей нет; Б) у = 0 при х = + 3; В) у = 0 при x1= –1 x2 = –5.
4) Функция возрастает на промежутке:
5) Наименьшее значение функции:
А) нельзя определить Б) у = – 9 при х = 0; В) у = – 4 при х = 0.
Определите неправильное соответствие и найдите слово, знак или букву.
4. Основная часть урока
– А сейчас вам предстоит выполнить тест и определить слово, букву или знак.
Тест
1) Какое из выражений не имеет смысла при x = 1 и x = 5?
2) На рисунке изображена парабола и три прямые. Укажите систему уравнений, которая не имеет решений.
3) На рисунке изображены графики функций y = – x2 + 2x + 3 и y = 2x – 1 используя графики, решите систему уравнений: .
а) (2;3), (0;–1); л) (2;3), (–2;–5); м) (–2;5), (0;3); p) (0;3), (0;–5).
4) Определите правильные соотношения (уравнение и его корни).
5) Найдите самое большое число среди чисел:
Решая уравнения, найдите правильный ответ (найдите слово).
.
12) Решая задачу, выберите знак.
Известно, что x и y – положительные числа и x < y. Какое из утверждений неверно?
– Обменявшись тетрадями, проверьте правильность выполнения заданий теста. (Слайды 7-8.)
Физкультминутка
– Ребята, совсем скоро вы окончите школу, и
может быть, вам пригодятся сведения о
педагогических колледжах и вузах по РБ. (Слайды
9-10)
– Сейчас, ребята, мы решим несколько заданий
из сборников задач для подготовки к итоговой
аттестации.
Решив №1-3 найдите слово.
1. Решите неравенство и найдите верный вариант
.
2. Найдите множество значений х, при которых не определено выражение
3. При каких значениях b и c вершиной параболы является точка (6; –12)?
б) b = – 12; c = 12; c) b = 2; c = 24; т) b = – 12; c = 24; к) b = – 12; c = 0.
Устно решая №1-5, узнайте слово.
1. Студент получил стипендию 1000 рублей купюрами достоинством 100 рублей и 50 рублей. Всего оказалось 13 купюр. Сколько было выдано студенту сторублевых и пятидесятирублевых купюр в отдельности?
Решение.
Пусть х – количество сторублевых и у – пятидесятирублевых купюр, выданных студенту. Какая система соответствует условию задачи?
2. Последовательность задана формулой . Сколько членов этой последовательности меньше 1?
а) 8; б) 10; о) 9; т) 11.
3. Вычислите A23.
а) 5; з) 4; ю) 7; ж) 6; н) 8.
4. Окружность является графиком уравнения:
е) x2 + y2 = 3; т) x + xy = 6; п) x2 – y + 2 = 0; о) y = 1,5.
5. Сократите дробь: .
а) n; с) 2n; т) n + 1; р) 2n + 1.
– Продолжим письменные выполнения заданий. Правильно ответив на задания № 1-4 найдите слово.
1. В прошлом году на два самых популярных факультета БГПУ им. М. Акмуллы было подано 1100 заявлений. В этом году число заявлений на один из факультетов уменьшилось на 20%, а на другой увеличилось на 30% и стало равным 1130. Сколько заявлений было подано на каждый из двух факультетов в этом году?
а) 450 и 680; б) 480 и 650; в) 400 и 730; г) 900 и 230.
2. Айрат рассчитал, что он сможет хорошо подготовиться к экзамену, если будет решать по 12 задач в день. Однако ежедневно он перевыполнил свою норму на 8 задач и уже за 5 дней до экзаменов решил 20 задач больше, чем планировал первоначально. Сколько задач решил Айрат?
к) 100; б) 300; ы) 200; т) 250.
3. При каких значениях, а корни уравнения x2 – 2ax + (a + 1)(a – 1) = 0 принадлежат промежутку [– 5; 5]?
т) – 4 < a < 4; к) – 4 < a < 4; з) 0 < a < 4; е) – 4 < a < 4.
4. Парабола y = ax2 – bx + c проходит через точки К (0; 4), Л (1; – 1) М (2; – 4). Найдите координаты ее вершины.
а) (3; 5); ы) (5; 3); ь) (3; – 5); л) (– 3; – 5).
5. Уровневая дифференциация
Построить графики.
- Низкий уровень: № 2, № 3, № 4, № 5, № 7.
- Средний уровень: № 1, № 6.
- Высокий уровень: № 8.
Задания:
6. Проверка выполненных работ (Слайды 11-18)
7. Подведение итогов
– Ребята, вы замечательно поработали на уроке.
Мы с вами за урок успели все повторить, закрепить
и обобщить. Каждому я поставила оценки в
индивидуальную таблицу (Приложение
2).
– Итак, мы можем прочесть изречение древнего
мыслителя и философа Конфуция.
«Кто постигает новое, лелея старое, тот может
быть учителем».
– Надеюсь, ваши знания, образование, которое вы
получите, будет соответствовать времени, в
котором мы живем. Оно поможет вам выбрать
профессию, может быть профессию учителя, которая
очень трудна, но благородна! (Слайды 19-20.)
8. Домашнее задание
- Выполнить упражнения № 6.38, 8.25, 6.14 (Алгебра. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе).
- Творческое задание: по желанию подготовить сообщение о педагогических колледжах республики.