Урок географии "Антарктида. Географическое положение. История открытия. Современные исследования"

Разделы: География


Цели.

Образовательные:

  1. Раскрыть особенности географического положения материка.
  2. Расширить знания о исследователях материка.

Обучающая:

  1. Продолжить развитие мыслительной деятельности.
  2. Совершенствовать методы учебной работы с картами, информационным материалом.

Воспитательная:

  1. Воспитывать чувства гордости за людей науки, прославивших Российское государство.

Оборудование: карты: физическая Антарктиды, физическая карта мира, атласы для 7 кл., кинофрагмент “Открытие Антарктиды”, презентация к уроку, контурные карты.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: объяснительно-иллюстративный.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Сегодня мы продолжаем знакомиться с материками южного полушария.

О каком материке идет речь?

Ученый-полярник Гусев писал: “И лежит этот неведомый край снега и льда за Южным полярным кругом, ослепительно сияя в лучах солнца полярного дня или окутанный облаками и вихрями пурги во тьме полярной ночи. Он по своему красив, этот край. И кто побывал там однажды, тот всегда будет вспоминать великое молчание ледяной пустыни, уютные огоньки зимовок, укрытых сугробами снега”

Сообщение темы.

Название Антарктида происходит от греческого слова “анти” - против, т.е. лежащая против северной полярной области земного шара Арктики. Площадь Антарктиды - 14 млн. км.

Первый вопрос, который мы с вами рассмотрим это географическое положение материка. Работа по картам атласа стр. 2-3,54 план ГП страница в учебнике 311. (Cлайд)

Ответы учащихся: (слайд).

  1. Материк почти целиком находится за Южным полярным кругом.
  2. Южный полюс лежит в центральной части материка.
  3. В Антарктиде все берега только северные.
  4. Большая часть материка расположена к востоку от линии меридиана 0-180 (восточная Антарктида).
  5. Антарктида обособлена от всех материков, кроме Южной Америки.
  6. Крайняя точка одна – Северная на Антарктическом полуострове. 63 с.ш.
  7. Антарктида лежит в пределах холодного теплового пояса.
  8. По площади Антарктида больше Австралии и S - 14 млн. км.
  9. Берега Антарктиды омывает 3 океана.

(Работа в контурной карте стр 16, задание 1,2.3)

Еще в давние времена люди считали, что в южной полярной области лежит большая, никем не изведанная земля. Отважные моряки отправлялись в путь к южному полюсу.

Учащиеся слушают сообщения, заполняют таблицу (слайд).

Годы экспедиций Имена исследователей Результат
1772-1775 Джеймс Кук Отверг существование Южного материка
1819-1820 Ф.Ф. Беллинсгаузен
М.П.Лазарев
Открытие 29 островов, подводного хребта.
28.01.1820 – дата открытия Антарктиды.
14.12.1911 Руаль Амундсен Достиг Южного полюса
18.01.1912 Роберт Скот Достиг Южного полюса месяцем позже

Джеймс Кук в 1775 г. совершил путешествие, чтобы найти неизвестный материк, но и он отступил перед стужей, шквалистым ветром и льдами.

Он писал: “ Риск, связанный с плаванием в этих необследованных и покрытых льдами морях в поисках Южного материка, настолько велик, что я могу взять на себя достаточную смелость, чтобы сказать, что ни один человек никогда не решится на большее, чем сделал я, и что земли, которые могут находиться на юге, никогда не будут исследованы”

И лишь спустя 50 лет на поиски земли отправляется русская экспедиция под командованием Фадея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева на шлюпах “Восток” и “Мирный” (фрагмент фильма “Открытие Антарктиды”).

Сообщение о путешественниках. (Слайд)

Научные выводы, полученные экспедицией, не потеряли своего значения и по настоящее время.

Однако берег Антарктиды до самого конца XIX века, никто не высаживался. Среди первоисследователей Антарктиды совершивших рискованные походы по неизведанной земле в глубь материка были норвежец Руаль Амундсен и Англичанин Роберт Скотт.

Сообщение о экспедиции Р. Амундсена. (Слайд)

Однако летопись арктических экспедиций состоит не только из героических но и трагических страниц.

Сообщение о экспедиции Р. Скотта. (Слайд).

Поражает мужество исследователей Антарктиды. (Хрестоматия по материкам и странам Книга для чтения Просвещение, М., 1981 . стр. 180-181).

Скотт: “Бороться искать найти и не сдаваться”.

За первую половину XX века в Антарктиде побывало более 100 экспедиций различных стран.

Всестороннее изучение Антарктиды началось в период Международного геофизического года. (МГГ 1957-1958)

Важное место в этой работе принадлежит советским исследователям.

Работа с текстом учебника стр 194-195.

Кто был первым построившим научную полярную станцию в Антарктиде? (Слайд)

(Атлас. Работа в контурной карте. Нанести Российские арктические станции стр 16, задание 5)

Где больше всего сосредоточено станций?

Какие страны представлены?

Учитель: Первая научная станция Мирный была основана в 1956 г. точно на Южном полярном круге, а первая континентальная станция Восток – в 1957 г. Уже в первую зиму все дома Мирного были занесены снегом Сначала их пытались откапывать, а потом сделали выходы через крышу. Здания станции Молодежная установили на сваях, американская станция Брэд строилась сразу под снегом: в траншее на глубине 6 метров ставились дома, сверху делались арочные перекрытия и образовывались тоннели.

Условия работы очень суровые, сколько мужества, знаний и сил требуется от полярников. Большие трудности в работе возникают вследствие очень низких температур до 70 градусов и выше и кислородного голодания.

“Дышать тяжело, откинешь 2-3 десятка лопат снега или ударишь десяток раз другой кувалдой – и начинаешь задыхаться, перед глазами плывут зеленые круги”. А. Куница.

А. многие, наверное, скажут:

“А нужно ли исследовать этот неуютный континент?”

Чем объяснить огромный интерес к изучению ледяного материка?

(Учащиеся высказывают свое мнение)

Вывод: Интерес объясняется стремление людей к знанию.

Земля наш дом, и людям важно знать, что делать в нем.

Антарктида - самый мирный материк. Действительно ли так?

(Сообщение учащегося , 1959 г. – договор о мирных научных исследованиях)

Кому принадлежит шестой континент?

Вывод: Антарктида стала всемирным природным заповедником “страной науки”. Здесь работают только ученые и исследователи из 67 стран на сорока научных станциях. Их труд поможет лучше узнать и понять нашу планету.

Вы хотели бы быть полярником, исследователем Антарктиды? Почему? (Ответы учащихся)

Русская экспедиция в 2003 г. с участием новокузнечанина, альпиниста Александра Фойгта (сообщение из газеты). (Слайд)

3. Закрепление и обобщение знаний полученных на уроке.

(Вопросы на столе у учащихся)

1. Условная линия, внутри которой полностью лежит Антарктида?

2. Точка в центре материка, в которой сходятся все меридианы.

3. Самый большой океан, омывающий Антарктиду.

4. Море, названное в честь первооткрывателя материка.

5. Единственная крайняя точка Антарктиды?

6. Ближайший к Антарктиде материк.

7. Первым покорил Южный полюс.

8. Объекты, на которых ведется изучение Антарктиды.

9. Антарктида была открыта …

10. Основной вид транспорта Р. Амундсена.

11. Какая экспедиция достигла в 1772 г. южных широт?

12. Кто пришел на Южный полюс месяцем позже его открытия?

13. Кто из первооткрывателей Южного полюса погиб на обратном пути?

14. Когда начался МГГ по планомерному исследованию Антарктиды?

15. Какие вы знаете российские арктические станции?

16. Советский полярник первый создавший научную полярную станцию.

17. Назовите географические объекты названные именами путешественников у берегов материка.

18. Пролив, отделяющий материк Антарктиду от Ю. Америки.

4. Синквейн. Итоговая рефлексия.

Правила написания синквейна.

  1. В первой строчке тема называется одним словом (сущ.).
  2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (прилаг.).
  3. Третья строчка – это описание действий в рамках этой темы.
  4. Четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывающее отношение к теме.
  5. Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Полярник  Антарктида

Домашнее задание:

1. §48, стр 192-195

2. Составить вопросы к данной теме.