Но всех чудес прекрасных на земле
Чудесней слово первое ребенка...
П.Семыкин
Можно ли помочь маленькому человечку в становлении правильной, чистой, свободной речи? Вполне!
По данным современных исследователей (В.А.Гончарова, Е.А.Логинова, Л.Г.Парамонова и др.) наблюдается постоянный рост числа детей с отклонениями в речевом развитии. Сегодня от 60% до 80% детей имеют речевые проблемы.
И действительно, проведенный мной анализ в нашем ДОУ за пять лет, показал, что с 2004–2005 учебного года по 2008–2009 учебный год количество детей с нарушениями речи увеличилось с 50% до 74 %. Практика показала, что к моменту поступления в школу, не все дети за два года обучения на логопункте овладевают правильной речью. За три последних года увеличилось количество детей с дефектами произношения при выпуске в школу с 13% до 26%.
Результаты обследования звукопроизношения у детей при выпуске в школу
2006–2007 учебный год |
2007–2008 учебный год |
2008–2009 учебный год |
|
Произношение в норме | 87% | 86% | 74% |
Нарушение произношения | 13% | 14% | 26% |
На мой взгляд, причины неблагополучного речевого развития надо искать в младшем возрасте, так как чувственный (сензитивный) период для развития речи – это возраст от 1 года до 3 лет. М.М.Кольцова утверждала, что к этому сроку в основном заканчивается созревание речевых областей головного мозга, а Л.С.Выготский писал, что трехлетнему ребенку, не усвоившему речь, гораздо труднее обучаться ей, чем полуторагодовалому.
Все чаще ко мне за помощью обращаются родители детей 3-4 лет, имеющих стойкие системные нарушения всей речевой деятельности. Поэтому в настоящее время для меня актуальна проблема диагностики и коррекции речи детей младшего возраста. Если вовремя не обратить внимания на речевые проблемы малышей, они могут принять необратимый характер и исказить дальнейшее становление речи ребенка.
В 2009 году в журнале “Логопед в детском саду” была опубликована статья учителя-логопеда О.С.Нагавкиной из г. Хабаровска. Основная мысль статьи в том, что младший дошкольный возраст – это возраст чувственного (сенсорного) познания окружающего [1]. Автор утверждает, что, устранив пробелы в сенсомоторном уровне, можно активизировать речь детей.
Ранее мной был изучен опыт работы Н.В.Микляевой, О.А.Полозовой, Ю.Н.Радионовой “Развитие сенсомоторного уровня организации речи и движений”. Направление работы интересно тем, что развитие психомоторных качеств ребенка происходит во всех видах моторной сферы (общей, пальцевой, артикуляционной)[2]. Опыт успешно апробирован мной при работе с детьми старшего возраста.
Опираясь на опыт исследователей в области логопедии, специальной психологии, нейропсихологии (И.Т.Власенко, Л.С.Выготский, А.Ф.Лурия) можно сделать вывод о том, что:
- соединение сенсорного опыта со словом является первой ступенью познания мира [1].
Используя все выше изложенные положения мною разработан проект профилактических мероприятий, который осуществляется в двух направлениях:
- диагностическом;
- коррекционно-развивающем.
1. Диагностическое направление.
В сентябре 2009 года я провела обследование детей младшей группы (Приложение № 1), с целью выявления речевых особенностей.
В ходе обследования использовались следующие методы:
- наблюдение за речевым развитием во время игр, режимных моментов;
- логопедические тесты под редакцией Е.М.Косиновой;
- изучение медицинских карт.
Диагностика показала, что основной процент в группе составляют дети со средним уровнем речевого развития – 54% (13 ч.), 17% (4 ч.) – это дети с уровнем развития выше среднего, 25% (6 ч.) имеют уровень развития ниже среднего, а 4% (1 ч.) находится на низком уровне речевого развития.
Основные проблемы, выявленные в ходе обследования:
- дети затрудняются в выполнении артикуляционных упражнений:
- не могут растянуть губы в улыбку, показать широкий язычок, пощелкать язычком;
- страдают нарушением слухового внимания и фонематического слуха: не могут повторить ряды слогов, определить направление подачи звука, выполнить действия согласно темпу звучания предмета;
- затруднения в понимании лексико-грамматических конструкций, в речи неполноценные фразы, речь подкреплена жестами. Активный словарь беден. Дети в основном используют слова, обозначающие предметы ближайшего окружения.
Таким образом, речь детей с уровнем развития ниже среднего и низким, на начало года соответствует речи детей раннего возраста.
С учетом результатов обследования я наметила основные задачи коррекционно-развивающей работы.
2. Коррекционно-развивающее направление.
Цель: развитие речи детей средствами сенсомоторной деятельности.
Задачи:
1. Развитие общей и мелкой моторики.
2 Развитие лицевой мускулатуры и артикуляторных мышц.
3. Развитие дыхания.
4. Развитие фонематического слуха.
5. Развитие психической сферы.
Для решения поставленных задач я составила тематический план логопедических занятий, подобрала соответствующие коррекционно-развивающие мероприятия. (Приложение № 2). При планировании опиралась на учебно-методическое пособие по развитию речи “Учимся говорить правильно” под редакцией Н.Г.Комратовой, пособие М.Ф.Фомичевой “Воспитание у детей правильного произношения”, опиралась на опыт работы Е.Н.Краузе “Практическая логопедия”.
Рассмотрим подробнее перечисленные задачи.
1 задача. Развитие общей и мелкой моторики
Приемы, способствующие развитию общей и мелкой моторики:
*самомассаж кистей рук;
*игры-шнуровки;
*разрезные картинки;
*игры с природным материалом;
*игры в “сухом бассейне”;
*песочная терапия;
*пальчиковые упражнения;
*кинезиологические упражнения (“гимнастика мозга”)
*логоритмика.
Работу по решению первой задачи строю на основе предметно-игровой деятельности. То, что ребенок узнает в игре, надолго сохраняется в его памяти.
Формирование чувственной базы речи у детей идет путем накопления представлений об отдельных признаках предметов (форма, величина, цвет, фактура, звучание). Поэтому в качестве наглядных пособий я использую натуральные предметы и муляжи, с которыми дети активно действуют.
Каждое занятие для малышей становится сюрпризом. Сегодня к нам в гости пришли три медведя. Дети накрывают стол для гостей. Из набора посуды выбирают чашку, ложку и тарелку для медведя, медведицы и мишутки. Комментируют свои действия, употребляя прилагательные “большая”, “средняя”, “маленькая”. А сколько удовольствия доставляет помыть посуду теплой водичкой. В ходе такой деятельности, дети знакомятся с цветом, формой, назначением посуды.
С увлечением дети изучают тему “Дом”. Ведь они - настоящие строители. Из кубиков дети строят дом для кошки, показывают и называют, где высокий дом, низкий, закрепляют названия геометрических фигур. В речи закрепляется понимание предлогов: кошка залезла на крышу, вошла в дом, спряталась за дом. А в конце занятия получилась целая разноцветная улица.
Наблюдая за детьми младшего возраста, я заметила, что пальчики у них мало подвижны, дети держат ложку в кулачке, с трудом правильно берут карандаш. Исследованиями многих крупнейших ученых (И.П.Павлов, А.Р.Лурия, А.А.Леонтьев) подтверждена взаимосвязь мелкой и речевой моторики. Ученые института физиологии детей и подростков Санкт-Петербургской академии психологических наук (М.М.Кольцова, Е.И.Исенина, Л.В.Антонова-Фомина) доказали связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. В.А.Сухомлинский справедливо утверждал: “Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”. Мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, отвечающих за формирование многих сложнейших психических функций [3].
На занятиях дети помогают Петрушке собрать фрукты в корзину, сравнивая форму и цвет предметов. При этом развивается не только мелкая моторика и тактильные ощущения, но и идет закрепление формы и цвета предметов.
Пробки от пластиковых бутылок служат “башмачками” для пальцев рук.
На занятиях обучаю детей элементам самомассажа кистей рук (Приложение № 3):
- бельевой прищепкой “кусаем ногтевые фаланги”;
- покатать между ладонями сосновую шишку, орех и т.д.;
- растирать ладони движениями вверх-вниз до появления теплоты;
- растирать ладонями шестигранный карандаш.
Самомассаж кистей рук оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей, активизирует биологически активные точки [4].
Игры–шнуровки развивают сенсомоторную координацию, пространственное ориентирование [5]. Способствуют пониманию понятий “вверху”, “внизу”, “справа”, “слева”. В играх со шнуровками развивается глазомер.
Положительно сказывается на развитие мелкой моторики рисование пальцем. Дети рисуют на манной крупе, лежащей на ярком листе бумаги
Работа с разрезными картинками не только развивает мелкую моторику, но и способствует развитию логического мышления.
Любят дети заниматься с природным материалом. Они активизируют мыслительную деятельность детей. В игре “Все перемешалось” показываю детям блюдо с горохом и фасолью. Предлагаю переложить в одну миску горох, а в другую фасоль. Выкладывание из круп, семечек, орехов и т.д. разных фигур служит дополнительным массажным средством.
Особый интерес вызывают у детей “сухие бассейны” - это небольшие тазы, наполненные сыпучим материалом с необычной текстурой. Я использую фасоль, рис, бусы, горох и т.д. Опустив кисти рук в “сухой бассейн”, дети помешивают горох, одновременно сжимают и разжимают пальцы рук, приговаривая:
“В миску насыпали горох
И пальцы запустили,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили”.
Для формирования тактильной (мышечной) памяти использую игру “Угадай, какой, какая?”: в бассейн помещаю игрушки из различного материала (по одной), разложив такие же на столе. Опуская руку в бассейн, ребенок ощупывает игрушку, затем находит такую же на столе и называет ее (какая она по форме, величине). Дети зачерпывают рукой (“ковшом экскаватора”) крупу и пересыпают ее в лежащие рядом тарелочки.
Благотворное влияние на развитие мелкой моторики оказывает песочная терапия. Предлагаю детям “пройтись” ладошками, оставляя свои следы. Отпечатками кулачков, ладошек дети создают узоры на песке (солнышко, домик и т.д.), “шагают” каждым пальчиком поочередно. Дети “скользят” по песку, как змейка, машина и т.д. Эти незатейливые упражнения стабилизируют эмоциональное состояние.
В ходе занятий “конструируем” из пальцев различные предметы и объекты в этом нам помогают упражнения пальчиковой гимнастики. Дети изображают зайцев, кошек, дома и т.д.
Упражнение “Домик”
И.п. пальцы сжать в кулачок, поочередно разгибать и сжимать пальцы в кулачок.
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять -
В домик спрятались опять.
А кинезиологические упражнения улучшают мыслительную деятельность, способствуют развитию мозолистого тела [3].
- “Колечко”. Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
- “Кулак – ладонь”. Ребенку показываю два положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь, сжатая в кулак, распрямленная ладонь.
В систему коррекционных занятий с детьми младшей группы я включила элементы логоритмики. Изучив концепцию Н.Н.Беляковской, Л.Н.Засориной, Н.Ш.Макаровой “Здоровьесберегающие технологии”, адаптировав опыт работы Н.В.Микляевой, О.А.Полозовой, Ю.Н.Родионовой “Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ” я подобрала упражнения для занятий (Приложение № 4). В ходе занятий по логоритмике развивается мышечная активность, активизируется словарный запас, закрепляется грамматический материал. Двигательная активность игрового характера улучшает работу всех органов и систем. Движение помогает осмыслить слово [6]. Упражнения содержат какой-либо воображаемый образ, перевоплощение. Например, предлагаю детям превратиться в маленьких медвежат. Дети выполняют упражнение в соответствии с темпом речи.
Такие игры, как “Паровоз”, “Карусели” развивают умение соотносить темп речи и движений. Упражнения “кивки”, “качание головой” - синхронизируют работу полушарий, способствуют развитию памяти [7]. Противоположные по характеру упражнения я чередую: быстрые и медленные, напряженные и расслабляющие, резкие и плавные. Дети ориентируются на общий ритм движения.
2 задача. Развитие лицевой мускулатуры и артикуляторных мышц
Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, голоса. Именно эти органы формируют речь [8]. Выработать движения артикуляционного аппарата у детей мне помогает гимнастика для губ и язычка. При подборе упражнений опиралась на опыт работы Е.Г.Карельской “Сказочные истории из жизни Язычка”, Т.А.Куликовской “Артикуляционная азбука”, Н.В.Новоторцевой “Сказка о Веселом Язычке” и т.д. Упражнения провожу в игровой форме (“Запасливая белочка”, “Язычок наводит порядок”, “Зоопарк” и т.д.). А.Л.Сиротюк справедливо утверждала, что развитие речи начинается только после того, как пройдет полноценное становление функций стволовых отделов головного мозга, правого полушария и мозолистого тела [9]. Изучив ее “Программу формирования нейропсихологического пространства проблемного ребенка” я подобрала адаптированные варианты артикуляционных упражнений:
- движения языком вправо-влево, вверх-вниз;
- прокатывание “орешков” за щеками и т.д.
На занятиях обучаю детей элементам самомассажа, который активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшает тонус мышц. Большую помощь при подборе упражнений оказали пособия Т.А.Куликовской “Массаж лицевых мышц для малышей”, О.И.Крупенчук, Т.А.Воробьевой “Исправляем произношение”.
3 задача. Развитие дыхания
Известно, что органы дыхания наряду с основной биологической функцией газообмена, осуществляют также голосообразовательную и артикуляторную функции. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов, фраз. Дети младшего возраста в речи нередко задерживают дыхание. Поэтому на своих занятиях я большое внимание уделяю дыхательным упражнениям. (Приложение № 5). Дыхательные упражнения активизируют работу стволовых отделов мозга [9]. В связи с этим я учу детей дышать сначала только через левую, потом через правую ноздрю. Дыхание через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует развитию логического мышления.
4 задача. Развитие фонематического слуха и восприятия
Для того чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом, он должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки [10]. Многие исследователи (Р.Е.Левина, Г.А.Никишина, Г.А.Каше и другие) ведущее место в коррекции речевых нарушений отводят формированию фонематического слуха и восприятия. Поэтому, уже с младшей группы, я работаю над развитием фонематических процессов (Приложение № 6). Начинаю с самого легкого – с привлечения внимания детей к различным неречевым звукам (звучащие игрушки, звучащие коробочки, заполненные различными материалами и т.д.). Спрашиваю у детей: “Что шумит? что гудит? где стучит?”. Предлагаю послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, из помещения соседней группы и т.д. (Приложение № 7)
После того, как ухо ребенка научится прислушиваться к окружающим звукам и выделять наиболее характерные их признаки, приступаю к более сложным упражнениям по различению учатся произносить один и тот же звук с изменением тембра и эмоциональной окраски (А – плачет девочка, мама укачивает малыша и т.д.). Предлагаю детям научить попугая говорить, произнося слоговые сочетания (па – по; па – по – пы).
5 задача. Развитие психических процессов
Речь – это результат согласованной деятельности, как речевых, так и неречевых областей головного мозга [1]. Л.С.Выготский отмечал, что речевая деятельность формируется в тесной связи с психикой ребенка. Поэтому коррекционное обучение я направила на развитие внимания, памяти, мышления, восприятия.
Не спорю, трудно говорить о результатах коррекционной работы за столь короткий период времени, но все же положительные изменения есть.
В апреле 2010 года мною проводилось диагностическое обследование речевого развития детей с целью определения эффективности коррекционных мероприятий. Произошла положительная динамика речевого развития детей.
Если анализировать данные в целом по группе, то увидим, что по сравнению с началом года увеличилось количество детей с уровнем развития выше среднего с 17% (4ч.) до 50% (12ч.), 8% детей (2 чел.) имеют высокий уровень речевого развития. Уменьшилось количество детей с уровнем развития ниже среднего с 25% до 17%. К концу года не стало детей с низким уровнем развития речи.
Таким образом, реализуемые мной мероприятия по профилактике речевых нарушений эффективны и необходимы. Положительные результаты в конце года – это ещё и итог совместной работы с педагогами группы.
Работая с детьми в данном направлении, я подтвердила свою гипотезу: соединение сенсорного опыта со словом, является первой ступенью познания мира. Речевая недостаточность имеет мозаичный вид и сопряжена с обилием сопутствующих нарушений в двигательной, когнитивной, вербальной и других сферах психической деятельности ребенка. Коррекция сенсорной сферы ребенка младшего дошкольного возраста способствует активизации речи и развивает психические процессы в целом.
Литература
- Нагавкина О.С. Активизация словаря детей 3-4 лет с общим недоразвитием речи средствами сенсомоторной деятельности.//Логопед в детском саду. 2009. № 4.
- Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. Пособие для воспитателей и логопедов. М.: АЙРИС ПРЕСС, 2004.
- Сиротюк А.Л.Обучение без стресса: психофизиологическая подготовка.//Дошкольное воспитание. 2005. № 1.
- Киселёва В. Развитие тонкой моторики.// Дошкольное воспитание. 2006. №1.
- Власова Ж.А. Развитие пальцевой моторики в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста. // Логопед в детском саду. 2009. № 6.
- Беляковская Н.Н., Засорина Л.Н., Макарова Н.Ш. Учим ребенка говорить правильно: Здоровьесберегающие технологии. Методические рекомендации. М.: Сфера, 2009.
- Гамова С.Н. Некоторые подходы к оздоровлению дошкольников в логопедической группе.//Логопед в детском саду. 2008. № 9.
- Сиротюк А.Л. Плоды просвещения.// Дошкольное воспитание. 2006. № 1.
- Сиротюк А.Л. Программа формирования нейропсихологического пространства проблемного ребенка.
- Галанова Т.В. Развивающие игры до трех лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997.