Школа организует свою деятельность, руководствуясь Законом Российской Федерации “Об образовании”, Положением о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении, Положением об организации получения среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы”, Уставом образовательного учреждения.
Организация обучения определяется спецификой вечерней (сменной) школы закрытого типа. Контингент учащихся – лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, осужденные на различные сроки. В связи с этим, отмечается большое движение учащихся в течение года, что требует дифференциации и индивидуализации обучения.
Принципиальный подход в организации обучения – внутренняя дифференциация, которая предполагает создание условий обучения, соответствующих учебным возможностям обучающихся. Для определения индивидуальных возможностей учащихся проводится следующая работа.
- Психолог определяет уровень развития психических процессов учащихся (память, внимание, мышление и др.), что является основой для определения учебных возможностей учащихся.
- Учителя-предметники определяют уровень обучаемости учащихся, используя методики определения учебных возможностей, наблюдая за деятельностью на уроках, диагностируя общеучебные умения, навыки, уровень самостоятельности, мотивацию.
- Классный руководитель на основе данных учителей-предметников заполняет по своему классу сводный лист "Уровень обучаемости".
Уровень обучаемости (Таблица)
1. Проводится психолого-педагогический консилиум, на котором определяется уровень развития учащихся:
- классный руководитель характеризует каждого ученика, указывая определенные качества, его сильные и слабые стороны, уровень обучаемости;
- психолог доводит до сведения учителей результаты диагностики уровня развития психических процессов, самооценки, мотивации ученика.
В процессе обсуждения представленных выводов и обобщений разрабатывается программа педагогической помощи конкретному ученику
В школе создана система мониторинга качества обучения, что позволяет четко и своевременно корректировать пробелы в знаниях учащихся. Мониторинг обученности по предмету проводится в форме контрольных работ по инициативе администрации, методического объединения, учителя. Заместителем директора по УВР совместно с руководителями методических объединений составляется план-график диагностирования уровня обученности учащихся по каждому предмету и классу.
План-график
диагностирования обученности учащихся
Русский язык, 7 класс
№ п/п |
Тема | Срок | Кто диагностирует |
Стартовая контрольная работа. | III неделя сентября | Самодиагностика | |
Контрольный диктант по теме: “Причастие” | IV неделя октября | Самодиагностика | |
Самостоятельная работа по теме: “Деепричастие”. | IV неделя ноября | Самодиагностика | |
Контрольный диктант за I полугодие | III неделя декабря | Администрация | |
Контрольная работа по теме: “Наречие” | I неделя января | Самодиагностика | |
Контрольная работа по теме: “Предлог” | II неделя марта | МО | |
Контрольная работа по теме: “Союз” | II неделя апреля | Самодиагностика | |
Самостоятельная работа по теме: “Частица” | IV неделя апреля | Самодиагностика | |
Контрольный диктант за год | IV неделя мая | Администрация |
В начале года проводится стартовый контроль, цель которого определить степень устойчивости знаний учащихся, прочность навыков и наметить меры по устранению выявленных пробелов. Исходя из анализа стартовой работы учитель выстраивает для каждого ученика индивидуальную образовательную траекторию. Это позволяет организовать процесс обучения в зоне ближайшего развития ученика.
Уровень усвоения базовых знаний (Таблица)
Таким образом, почти после каждой темы проводится проверка уровня обученности. После проведения каждой контрольной работы учитель делает подробный анализ, делает выводы о том, кто из учащихся выполнил свою работу в соответствии со своими учебными возможностями, ниже своих возможностей, выше своих возможностей, подробно анализирует ошибки, допущенные учащимися, и предлагает коррекционные меры.
В вечерних (сменных) общеобразовательных школах с заочной и индивидуальной формами обучения учет знаний проводится в форме комбинированного зачета, с предварительным выполнением учащимися контрольных, письменных, практических и лабораторных работ.
Количество зачетов по полугодиям по каждому предмету для всех параллелей классов отражается в таблице "Сетка зачетов в заочных и индивидуальных группах", которая утверждается на августовском педагогическом совете.
Для каждого класса оформляется папка с
материалами для проведения зачетов, в которой
находятся:
материалы для проведения зачета, в которых
перечислены контрольные вопросы, требующие
устного ответа, а также задания для письменной
работы;
В классах на стенде вывешивается таблица "Выполнение учебного плана учащимися". (Таблица)
Зачетная работа содержит дифференцированные задания и критерии оценок, состоит из двух или нескольких вариантов. Ученик имеет право пересдать зачет, если получил неудовлетворительную оценку.
Условия, созданные для обучения и развития учеников, дают положительные результаты:
- ежегодно получают аттестат об основном общем образовании не менее 90% учащихся (допущенных к итоговой аттестации);
- о полном среднем образовании – 100% учащихся (допущенных к итоговой аттестации).
Выпускники после окончания нашей школы могут обучаться в высших учебных заведениях. Они выбирают итоговую аттестацию в форме ЕГЭ и успешно сдают.
В настоящее время являются студентами Современной Гуманитарной Академии (филиал на базе колонии № 6) – 8 человека.
Таким образом, вечерняя школа закрытого типа выполняет свое основное назначение – подготовить выпускника, способного к продолжению образования и жизни в социальном мире.