Задачи: Актуализация по теме “Животный мир морей и океанов”. Совершенствование грамматического строя речи (употребление простых и сложных предложений). Развитие связной речи. Формирование умения делать простейшие выводы и умозаключения. Развитие творческого воображения, фантазии. Воспитание любви к природе.
Предшествующая работа: Рассматривание глобуса, беседы о морских обитателях, занятие оригами “Рыбка”, рассматривание иллюстраций о подводном мире, чтение художественной литературы.
Оборудование: Письмо от Нептуна, на магнитной доске – картина с подводным миром, на ней – магнитный крабик, макет корабля, ракушки, камешки, морские звезды, раковины, кораллы. Глобус, металлическая пластинка и коробочка, маечки с изображением краба, ската, осетра, бычка. Костюм Нептуна, аквариум с водой, конфеты “Морские камешки”, магнитофон, кассета с записью шума волн, ширма, украшенная водорослями.
Ход занятия
Воспитатель приглашает детей в группу, которая оформлена для сказки. В группе расставлены и развешаны морские звезды, кораллы, морские раковины, камешки. На магнитной доске – картина с изображением морского дна, на ней прикреплен магнитный крабик. Стоит макет корабля.
Воспитатель: Посмотрите, что вы видите вокруг?
Дети: Морскую звезду. Морские камешки. Морские раковины. Кораллы. Водоросли. Ракушки. Красивый корабль.
Воспитатель: Как вы думаете, почему все это оказалось у нас в группе?
Дети: Наверное, мы отправляемся в путешествие по морям и океанам.
Воспитатель: Да, действительно, мы едем в гости. Царь морей и океанов Нептун прислал нам приглашение, зовет нас в свое подводное царство. Хотите отправиться в путешествие?
Дети: Да!
Воспитатель: Это очень хорошо! Но сначала скажите мне, что это такое (показывает на глобус)?
Дети: Это глобус. Это наша планета Земля, только маленькая.
Воспитатель: Если быстро раскрутить глобус, то покажется, будто он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем желтой, белой, зеленой и коричневой. А что изображено на глобусе голубым цветом?
Дети: Голубым цветом изображена вода.
Воспитатель: Да. Вода – это все реки, моря и океаны нашей планеты. Они занимают в 2 раза больше места, чем суша. Скажите мне, на чем можно путешествовать по воде?
Дети: На корабле. Теплоходе. Пароходе. Яхте. Лайнере. Лодке. Паруснике.
Воспитатель: Вот наш корабль, на котором мы поплывем в подводное царство Нептуна. Но путешествие может оказаться опасным, поэтому лучше плыть всем вместе.
Дети: А наш корабль не потонет?
Воспитатель: Нет. Давайте с вами выясним: почему в воде корабли не тонут? Для этого проведем опыты. Возьмем металлическую пластинку и закрытую металлическую коробочку. Все они сделаны из одного материала. Из какого?
Дети: Из металла.
Воспитатель: А пластинка какая?
Дети: Плоская.
Воспитатель: А коробочка какая?
Дети: Объемная.
Воспитатель: Назовите предметы, которые имеют объемную форму?
Дети: Мяч. Шарик. Банка с крышкой из-под кофе. Закрытый пластмассовый стаканчик. Бутылка из-под йогурта.
Воспитатель: Давайте проведем с вами опыт. Воспитатель опускает в воду металлическую пластинку и закрытую металлическую коробочку.
Воспитатель: Что мы видим?
Дети: Пластинка утонула. Коробочка осталась на воде.
Воспитатель:Как вы думаете, почему? А я вам расскажу. В коробочке, внутри, есть воздух. А если в предметах есть воздух – то они не тонут. Нам теперь не страшно плыть в гости к Нептуну. Мы можем спокойно разместиться на корабле, удобно усядемся и проведем гимнастику для ладошек “Рыбка”.
Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть,
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла,
Рыбка хвостиком вильнула,
Рыбка быстро уплыла.
А теперь наши дети расскажут вам о некоторых жителях морей и океанов, которых мы сможем увидеть в нашем путешествии.
Выходят 5 детей. На груди у них маечки с изображением кита, дельфина, медузы, морского конька, морской звезды.
1 ребенок: Самое большое животное, хоть и живет в воде. Русские сказки иногда говорят про “чудо-юдо рыбу-кит”. Такое выражение, конечно, встретишь не только в сказках, ведь кит – совсем не рыба, он дышит не жабрами, а легкими. И, хотя, он может долго находиться под водой, все же ему необходимо подниматься на поверхность, чтобы вдохнуть воздух. Киты- млекопитающие, они кормят детёнышей молоком.
2 ребенок: Это самое умное морское животное. Питается оно рыбой. Дельфины на редкость дружелюбны. Они не обижают слабых, раненому или больному помогают плыть. Случалось, что дельфины спасали и людей. Дельфины - умные животные, они выступают в морских цирках, они легко поддаются дрессировке.
3 ребенок: Если вытащить медузу из воды, положить на камень, она исчезнет, высохнет, потому что почти целиком состоит из воды. Питается она мелкими рыбками. Заденет медуза рыбку – из медузы вытекает ядовитая жидкость – и рыбка погибает.
4 ребенок: Живет он недалеко от берега, в морских зарослях. Очень хорошо прячется от врагов – зацепится хвостом за водоросли и меняет цвет. Хищники проплывают мимо. Морской конек – хороший папа – у папы на животе сумочка, как у кенгуру. Чуть опасность – мальки раз – и в них спрятались.
5 ребенок: Похожа на цветок. Шевелит морская звезда своими лучами и медленно ползет по дну за добычей. У нее нет глаз, а рот – снизу. Найдет ракушку, обхватит лучами, прикроет створки – и съест все, что внутри.
Воспитатель: Впрочем, на морском дне, и правда, столько всего интересного, удивительного, что лучше про это посмотреть сказку “Как крабик свой дом искал”. Усаживайтесь поудобнее на палубе нашего корабля, сказка начинается.
Дети и воспитатель встают из-за столов и усаживаются на ковер.
Воспитатель: Жил в море… краб не краб, так себе – крабик маленький. Сам с пятачок, ноги, как спички, клешни, как щипчики.
Из-за ширмы выходит ребенок в маечке с изображением краба, ходит, делает вид, будто что-то ищет.
Воспитатель: Пока крабик был маленьким – жил, где придется, а подрос – стал себе дом искать. Вылез крабик на мелководье, видит – камень, в камне – щель. Залез в щель, ерзает, ерзает, никак не устроится.
Крабик залезает между двумя стульями, покрытыми темной тканью.
Воспитатель: Плывет мимо бычок.
Бычок:
Я – бычок-старичок,
Голова с кулачок.
Славный у тебя дом крабик! Будто для тебя построен.
Крабик: Много ты понимаешь! Плохой дом – жесткий, темный, тесный.
Бычок: А тебе какой нужен?
Крабик: Нужен светлые, просторный и мягкий.
Бычок: Глупый! Дом должен быть безопасным!
Крабик: Хватит меня учить! Плыви отсюда, пока никто не съел.
Бычок убегает за ширму.
Крабик: Поищу-ка я себе дом там, где глубже. Вот здесь, в рассыпчатом песке, и мягко и светло. Тут я буду жить.
Ложится на поролоновый мат.
Осетр:
Осетром меня зовут,
Ждет меня добыча тут.
Славная добыча, молодой и глупый краб. Сейчас я пообедаю им.
Крабик: Надо уносить ноги!
Крабик убегает за ширму, осетр – за ним.
Крабик вновь появляется из-за ширмы и залезает под стол.
Крабик: Какая просторная и светлая пещерка, спрячусь – ка я здесь.
Скат:
Не зря меня зовут морской лисицей,
Никто не сможет от меня укрыться.
Кажется, в пещере кто-то спрятался, сейчас я его вытащу.
Скат пытается вытащить крабика, крабик убегает, скат – за ним. Крабик вновь появляется из-за ширмы.
Крабик: Не найти мен лучше жилища, чем в камнях на мелководье. Вот где хорошо! И жестко! И темно! И тесно! Как будто для меня, крабика, построен.
Бычок: Ну, что, прав я был?
Крабик: Прав, дедушка. Дом должен быть безопасным.
Бычок: То-то же, слушайся старших!
Идет обсуждение сказки. Воспитатель задает вопросы, дети отвечают.
Вопросы.
- Как называется сказка, которую показали наши ребята?
- Какой дом крабик искал сначала?
- Какой дом он нашел себе в конце концов?
- Почему крабик понял, что дом должен быть безопасным ?
Воспитатель подводит итог обсуждения сказки: Да, дом должен быть безопасным, потому что у маленького краба много врагов: осетр, скат и другие морские животные.
Подвижная игра “На дне”
Воспитатель: Вставайте в круг, вспомним игру.
Улитки ползут Свои домики везут. |
Передвигаются по кругу в полуприсяде, сложив руки за спину. |
Рогами шевелят, На рыбок глядят. |
Делают “рожки” из пальчиков, ритмично наклоняют голову влево-вправо. |
Рыбки плывут, Плавничками гребут. |
Передвигаются мелкими шажками, опустив руки, двигая только ладонями. |
Влево, вправо, поворот, А теперь наоборот. |
Плавные повороты туловища влево, вправо и наоборот. |
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отгадать загадки на морскую тему.
- По морю плывет трехэтажный… (пароход).
- Белокрылые хозяйки, над водой летают… (чайки).
- Большому судну не страшна… (океанская волна).
- Что за звезды в глубине лежат на дне?
На вопрос ответить просто.
На песке … (морские звезды.
- Ну что это за рыбы?
По морю ходят толки –
Не рыбы – а булавки,
Не рыбы – а иголки? (Рыба - игла).
- Через океан плывет великан
И выпускает фонтан (кит).
- У родителей и деток вся одежда из монеток (рыбы).
- Закаляют нас всегда солнце, воздух и … (вода).
Воспитатель: Ну вот, наше морское путешествие подходит к концу. Давайте вспомним, каких обитателей, живущих в воде, вы знаете?
Дети: Кит, осьминог, дельфин, морской конек, акула, медуза, краб, морская звезда, осетр, бычок, скат, рыба-пила, рыба-игла, рыба-еж, рыба-меч и др.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы многое узнали во время путешествия, я очень довольна вами. Вот только одно огорчает – мы так и не встретились с Нептуном, который хотел показать нам свое подводное царство.
Неожиданно вбегает Нептун.
Нептун: Здравствуйте, дорогие мои гости. Я очень хотел вас увидеть, но у меня в море столько дел, что я опоздал, не успел показать мой подводный мир. Ох, ох, ох, как же я устал!
Воспитатель: Это к нам Царь морей и океанов пожаловал. Дорогой, Нептун, мы очень рады Вас видеть. Не волнуйтесь, пока мы путешествовали – мы сами очень много узнали. Мы собираемся домой, тоже очень устали и хотим отдохнуть. Присоединяйтесь, пожалуйста, к нам.
Дети и Нептун ложатся на ковер.
Звучит шум волн.
Воспитатель тихим голосом читает стихотворение М.Рысакова “Радуга”.
Радуга повисла разноцветным коромыслом,
Опустив один конец в зеленый океан.
Чуть пофантазируй и представь,
Что ветер свистнул, -
Словно над моей мечтой он разогнал туман.
Положу в карман себе я солнечный фонарик,
Выкрою из неба голубые паруса,
А из облаков себе я сделаю кораблик
И умчусь куда-нибудь, куда глядят глаза.
Над мостом, сияющим, кораблик раскачаю,
А потом, как с горки, вниз по радуге скачусь,
Заберусь повыше звезд, луну толкну плечами.
А когда захочется, на землю возвращусь.
А когда глаза свои немного приоткрою,
Не поверю никому, что это – только сон.
Улыбнусь мечте своей, ладошкой прикоснусь.
И увижу радугу я из своих окон.
Воспитатель: Вот мы и приплыли к берегу.
Нептун: Как, понравилось вам мое подводное царство?
Дети: Очень!
Нептун: Скажите, а чем вы занимались без меня во время путешествия?
Дети: Мы смотрели сказку. Отгадывали загадки. Наши ребята рассказывали нам об обитателях твоего царства. Делали пальчиковую гимнастику. Играли в подвижную игру. Ставили опыты. Слушали музыку.
Нептун: Молодцы. Вы справились и без меня. Вот только хочу вас спросить: Почему на вашей картине нет ни одной рыбки, а только крабик. Ему, наверное, скучно и грустно?
Дети: А мы на занятии аппликацией сделали много рыбок из бумаги, и можем украсить картину.
Нептун: Ну вот, теперь совсем другое дело. А мне пора в море, не могу я долго на берегу находиться. До свидания, ребята! Жду вас в следующий раз!
Нептун убегает.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Надеюсь, оно вам понравилось?
Дети: Да!
Воспитатель: Все вы очень хорошо занимались сегодня. Дома расскажите сказку своим близким, а потом постарайтесь ее изобразить в рисунке. А теперь посмотрите, какой сюрприз ждет вас в самой большой морской раковине. Это подарок Нептуна.
Дети подходят к морской раковине, в которую насыпаны конфеты “Морские камешки”.
Моют руки и угощаются.
Используемая литература
1. Нищева Н.В., Развивающие сказки: Учебно-методическое пособие-конспект., 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: “Детство-пресс, 2004. – 48 с. +цв. вкл.
2. Рунова М.А., Бутилова А.В., Ознакомление с природой через движение: Интегрированные занятия. Для работы с детьми 5–7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 112 с.
3. Рыжова Н.А., Экологическое образование в детском саду. – М.: Карапуз, 2001.
4. Сахарнов С., Морские сказки – Л., Художник РСФСР, 1989.
5. Кондратьева Н.Н., Шиленок Т.А., Маркова Т.А., Мы – программы экологического образования детей. – СПб.: Детство-пресс, 2001.