Урок окружающего мира по теме "Дерево в жизни человека"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Продолжить знакомство с разнообразием пород деревьев, с их свойствами и отличительными признаками, с видами разных деревьев. Показать важность дерева в жизни человека, познакомить учащихся с тем, что изготавливает человек из дерева для своих нужд.
  2. Развивать познавательные умения: умение наблюдать, сравнивать, классифицировать, анализировать, синтезировать и обобщать. Развивать психические процессы ребёнка: память, мышление, внимание и воображение.
  3. Воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки. Воспитывать человека культуры.

План урока:

Содержание этапов урока Виды и формы работы
1. Оргмомент. Приветствие.

Релаксационная игра “Дерево”.

2. Мотивационное начало урока.

Выход на тему урока.

Работа с загадками.

Самооценка собственного уровня знаний о дереве.

3. Изучение новой темы. Технология групповой работы.

1. Деление на группы.

2. Проверка домашнего задания.

  • доклады и сообщения;
  • инсценировка;

3. Работа по карточкам:

  • знакомство с заданием (1 мин.);
  • время выполнения заданий (3-5 мин.);
  • анализ заданий и ответы участников группы (2 мин/группа);
  • взаимооценка (30 с/группа).
4. Этап обобщения и систематизации знаний. Моделирование. Модель “Значение дерева”.
5. Этап закрепления изученного. Решение алгоритма.

Разгадывание кроссворда “Деревья”

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Поощрение.

7. Домашнее задание. Опиши любимое дерево.

Ход урока

1. Оргмомент.

Релаксационная игра “Дерево”

Цель: Данная игра используется для снятия волнения, напряжённости, она придаёт чувство уверенности в себе и собственных силах.

Технология проведения.

Учитель даёт детям инструкцию:

- Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опусти вдоль тела, глаза закройте.

Представьте, что вы дерево.

Представьте себя сильным могучим дубом, стройной тонкой берёзкой или прекрасной ивой, склонившейся над рекой.

Ноги-корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно.

Ствол-тело – ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается.

Ветви-руки – свободно “колышутся” вдоль ствола, листья-пальцы – легко “шелестят”, слегка задевая друг друга.

Крона-голова – чиста и свежа.

Вы – прекрасное могучее дерево, вы уверены в себе и спокойны.

Вы добры, спокойны и успешны. У вас всё получается.

2. Мотивационное начало урока.

Учитель загадывает детям загадку: “Чем больше колец, тем старше жилец”.

- О ком или о чём это я?

Ученики:

- Это дерево.

Учитель:

- Докажите.

Ученики:

- Обычно каждый год дерево даёт одно кольцо прироста.

Учитель:

- А знаете ли вы, что по годичным кольцам деревьев-долгожителей можно судить не только о возрасте деревьев, но и прочесть “книгу погоды” в давние времена и узнать о каких-нибудь знаменательных событиях. Например, по годовым кольцам многолетнего японского кедра узнали, что среднегодовая температура воздуха на японских островах понизилась за время жизни кедра примерно на полтора градуса. По годичным кольцам американской секвойи учёные установили, когда были извержения знаменитых вулканов (после сильного извержения Солнце закрывают тучи пепла, света становится недостаточно для роста и кольцо прироста очень узкое).

- А всё ли вы знаете о деревьях? Перед вами “волшебные линеечки”, отметьте на них, пожалуйста, где вы сейчас находитесь:

Начало урока Конец урока
! !
!-знаю всё !-знаю всё
! !
!-знаю, но не всё !-знаний о дереве стало больше
! !
! !-знаю, но не всё
! !
! -не знаю ! -не знаю

3. Изучение новой темы.

Учитель:

- О чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

Ученики:

- Мы продолжим работать над изучением дерева. Продолжим знакомство с разнообразием пород деревьев, с их свойствами и отличительными признаками, с видами разных деревьев. Попробуем исследовать важность дерева в жизни человека.

Учитель:

- А начнём мы работу с проверки домашнего задания, которое вы выполняли по подгруппам.

Проверка домашнего задания:

1 группа

- Мы хотим рассказать вам о дубе-богатыре. Это дерево прославляется в народных сказаниях и песнях у многих народов. Перуновым деревом его называли славяне в честь языческого бога грома и молнии Перуна. За красоту древние греки посвящали его Апполону, богу красоты, древние римляне – Юпитеру, а жёлуди считались у них божественными плодами. И в нашей стране дуб – это не только одно из самых ценных, но и одно из самых красивых деревьев. В песнях и сказаниях многих народов нашей страны прославляют его могущество. Воины после боёв отдыхали под ним и набирались сил. В память о великом событии народ сажал молоденький дубок, чтобы века хранил он память о нём. Живёт дуб-богатырь 300-400 лет, но некоторые дубы доживают и до 1000 лет. Высотой некоторые великаны достигают до 50 метров (18-этажный дом) и в обхвате до метра. Не боится дуб сухих и солёных почв. Поэтому и сейчас его сажают в степях для защиты полей от ветров. Не только за красоту во все времена ценили дуб. Его кора применяется в кожевенной промышленности и в медицине; дубовые листья – хороший корм для дубового шелкопряда, производителя натурального шёлка; из желудей получается заменитель кофе, и к тому же это хороший корм для скота. Но самое главное – это его древесина. По прочности и твёрдости древесины дуб стоит на одном из первых мест. Делают из его бочки, корпуса речных и морских судов, паркетные полы, долговечную и красивую мебель.

2 группа

- Догадайтесь, о каком дереве сейчас пойдёт речь?

В белоствольном зале
Срезали, связали
И пустили бороду
По пыльному городу (берёзовая метла).

- Нет у русского народа краше и милее дерева, чем белоствольная берёзонька. Вокруг неё в старину водили хороводы, праздновали приход лета.

Дети водят хоровод “Во поле берёза стояла”.

- Много стихотворений и песен сложил про неё русский народ.

Сергей Есенин “Белая берёза”.

Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

3 группа

Всегда нужны людскому роду
Бревно, доска, тетрадь, весло.
Спасибо, щедрая природа,
За то, что дерево росло!

- Сколько человеку нужно древесины? Подсчёты, сделанные учёными, показали, что в среднем на одного человека за всю его жизнь расходуется около 400 деревьев. Эта древесина идёт на строительство домов, на топливо, на изготовление мебели, на бумагу, спички, лекарства, смолу, дёготь и прочее.

В. Солоухин “Деревья”.

У каждого дома
Вдоль нашей деревни
Раскинули ветви
Большие деревья.

Их деды сажали
Своими руками
Себе на утеху
И внукам на память.

Сажали, растили
В родимом краю.
Характеры дедов
По ним узнаю.

Вот этот путями
Несложными шёл:
Воткнул под окном
Неотёсанный кол

И хочешь, не хочешь,
Мила не мила,
Но вот под окном
Зашумела ветла,
С неё ни оглобли
И ни помела.

Другой похитрее,
Он знал наперёд:
От липы и лапти,
От липы и мёд.

И пчёлы летают
И мёд собирают,
И дети добром
Старика поминают.

А третий дубов
Насадил по оврагу:
Дубовые бочки
Годятся на славу.

Высокая ёлка –
Для тонкой слеги.
Кленовые гвозди –
Тачать сапоги.

Обрубок берёзы
На ложку к обеду…
Про всё разумели
Премудрые деды.

Могучи деревья
В родимом краю,
Характеры дедов
По ним узнаю.

4 группа

Инсценировка произведения К. Д. Ушинского “Спор деревьев”.

Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше?

Вот дуб говорит:

- Я всем деревам царь! Корень мой глубоко ушёл, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.

Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:

- Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни жёлуди, свиньям на потеху; а моё-то румяное яблочко и на царском столе бывает

Слушает сосёнка, иглистой верхушкой качает:

- Погодите, - говорит, - похваляться; вот придёт зима, и будите вы обе стоять голёшеньки, а на мне останутся мои зелёные колючки, без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю, и избы строю.

- Кто из деревьев прав? Докажите.

Ученики обсуждают произведение, делают вывод.

4. Этап обобщения и систематизации знаний.

Моделирование на доске.

Ученики обобщают:

- Что значит дерево для человека? Какое значение оно имеет?

Работа в группах по карточкам

Каждой группе предлагается на обсуждение поговорки о деревьях, а также приметы. Необходимо выбрать поговорку и объяснить значение.

  • Даже дуб в одиночестве засыхает, а в лесу живёт целые века. Если в осень лист с берёзы и дуба не чисто – жди суровой зимы.
  • Не все сосны в лесу корабельные. Много желудей на дубу – к тёплой зиме и плодородному лету.
  • Велик дуб, да дуплист, а мал дубок, да здоров. У дуба и осины самый поздний листопад.
  • Кривого дерева не выправишь. Осенью листопад прошёл скоро – жди суровой зимы.

5. Закрепление изученного (работа в группах).

  • Следуя алгоритму, поставь номера лесных деревьев: ель, сосна, кедр, лиственница, липа, берёза, дуб, ольха.
да Хвоя опадает?

Нет

Лесные деревья

Да Хвоя есть? Нет

Кора белая?

Нет

да
нет Хвоинки длинные?

Да

  Семена тяжёлые?

Нет

да
да Семена крупные?

Нет

  Цветки пахучие?

Нет

да
  • Разгадай загадки и собери в кроссворд (кроссворд о деревьях).

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель:

- Вернёмся к нашим “Волшебным линеечкам”. Отметьте, пожалуйста, где вы находитесь.

Ученики анализируют и оценивают свою работу.

Учитель дарит детям гороскоп Друидов (описание характеристики дерева по дате рождения).

7. Домашнее задание.

Учитель:

- Опишите любимое дерево (страница 46 №4 учебника О. Поглазовой “Окружающий мир”).