Цели урока:
Учащиеся должны:
– получить представление о том, почему воздух необходим для жизни на Земле; о
его значении для жизни; о составе воздуха;
– уметь использовать условные знаки и обозначения для моделирования состава
воздуха; проводить несложные исследования; уметь формулировать учебную задачу и
отвечать на поставленные вопросы;
– развивать коммуникативные умения, творческие способности через
исследовательскую деятельность;
– воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование: проектор, мультимедио, компьютер, план на доске, модели “Состав воздуха”; карточки со словами, магниты, тексты, свеча, стеклянная колба, жетоны, простые карандаши, указка, часы. Приложение 1.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности.
– Начинается урок. Вам, ребята, пойдет он впрок.
Постарайтесь все понять. Учитесь тайны открывать,
Чтобы экологами стать.
– Как вы понимаете смысл слова “эколог”? (Эколог – это ученый, который
защищает природу). (Слайд 1)
– Какими качествами нужно обладать юному экологу, чтобы узнать что-то новое,
сделать свое маленькое открытие?
– За право называть себя лучшим экологом может побороться каждый из вас. Поэтому
активно участвуйте в уроке.
– А, что означает слово “экология”? (Экология – наука, которая учит нас
бережно относиться к окружающему миру, Земле). (Слайд 1)
2. Постановка учебной задачи.
– А без какого вещества не может быть жизни?
– Давайте разгадаем кроссворд, и вы узнаете тему сегодняшнего урока.
1. Наука о веществах (Химия) (Слайд 2)
2. С его помощью можно обнаружить крахмал. (Йод)
3. Лимонная, муравьиная, щавелевая, молочная … (Кислота)
4. Кислота, используемая для приготовления консервов. (Уксус)
5. Овощ, из которого получают сахар. (Свёкла)
6. Разновидность сахара. (Глюкоза)
– Какое слово получилось по вертикали? (Воздух)
– Какова же тема нашего урока? (Воздух)
– Да, речь будет идти о воздухе. Но тема урока может звучать иначе. Прочитайте:
“Вещество, необходимое для жизни”. (Слайд 3)
– Как вы думаете, на какой вопрос мы должны будем ответить? (Почему воздух
необходим для жизни?) (Слайд 4)
3. “Открытие” нового знания.
1. Знакомство с планом.
– Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю поработать по следующему плану и
провести небольшое исследование.
– Прочитайте план. (Слайд 5)
- Для чего нужен воздух на Земле?
- Состав чистого воздуха.
- Может ли меняться состав воздуха?
- Источники загрязнения воздуха.
- Природные фильтры очистки воздуха.
– Начнем с первого пункта.
– Давайте проведем небольшое исследование, уточним, для чего нужен воздух. Вся
наша планета окутана прозрачным покрывалом . Это воздушная оболочка Земли –
атмосфера Земли. (Слайд 6)
– Атмосфера окружает Землю, защищает ее от холода и излишнего тепла, от
космических тел – метеоритов и от невидимого солнечного излучения –
ультрафиолетовых лучей. Мы не замечаем воздух, но жить без него не смогли бы. Но
если воздух исчезнет, мгновенно закипит на Земле вода, все другие жидкости, а
лучи Солнца сожгут все живое.
2. Самостоятельное чтение текста.
– Перед вами лежат листы с текстом.
– Прочитайте 1 абзац текста и подчеркните ответы на вопрос: “Для чего нужен
воздух?” (Слайд 7)
– Зачитайте то, что подчеркнули. (Воздухом дышат животные, растения, люди.
Благодаря воздуху мы слышим, говорим, извлекаем звуки в музыкальных
инструментах. Воздух нужен насекомым и птицам для полета). (Слайд 8)
Ведь дыхание – одно из условий существования живых организмов.
– А знаете ли вы, сколько литров кислорода нужно человеку? Взрослый человек
потребляет 20 литров кислорода в час.
– Какую информацию о значении воздуха мы можем получить из этой схемы? (Слайд
9)
3. Работа над 2 пунктом плана
– Какой следующий пункт плана?
– Из чего состоит столь важный для нашей жизни воздух, вы узнаете из текста,
прочитав 2 абзац.
– Что входит в состав чистого воздуха? (Азот, кислород, углекислый газ.)
– Если весь воздух поместить в огромный шар, то его состав будет выглядеть так:
(Слайд 10).
– Азот занимает большую часть воздуха – 78% и не поддерживает горение, кислород
– 21%, он поддерживает горение. Углекислый газ – 1%, не горит и не пригоден для
дыхания.
– Продолжим знакомство с воздухом. Читаем дальше – 3 абзац текста.
– Что же еще может находиться в воздухе? (Частицы сажи, разные ядовитые газы
от машин и заводов, ядовитые пары от свалок.) (Слад 11)
4. Работа с моделями “Состав воздуха”.
– Состав воздуха можно условно показать с помощью условных знаков. (Слайд
12)
– У вас на партах лежит конверт. Достаньте оттуда условные знаки и
смоделируйте “Состав воздуха”, работая в парах.
– У вас получились модели, не похожие друг на друга, потому, что молекулы
воздуха постоянно находятся в движении.
– Отложите модели. Чуть позже мы вернемся к ним.
5. Физкультминутка.
6. Работа с 3 пунктом плана “Может ли меняться состав воздуха”.
– А вы как думаете? Как вы считаете, может ли исчезнуть кислород из воздуха.
Прочитаем 4 абзац текста. Ответьте на поставленный ранее вопрос.
– Хотя азота и кислорода в воздухе больше, но даже маленькое количество ядовитых
газов или болезнетворных бактерий могут делать воздух опасным для здоровья.
Особенно опасен угарный газ. Он выделяется от машин и при пожарах. Если он
попадает в организм человека, то занимает место кислорода, т.к. сильнее его,
заполняет все клетки организма ядом. Человек погибает.
– Продолжим наше исследование. Проведем опыт. (Учитель зажигает свечу).
(Слайд 13).
– Почему горит свеча? (В воздухе много кислорода, он поддерживает горение.)
(Учитель накрывает свечу стеклянной колбой.)
– Почему свеча погасла? (Потому что под колбой закончился кислород.)
– Представьте: свеча – человек, который дышит в помещении, стеклянная колба –
комната с плотно закрытыми окнами и дверью.
– Каким будет воздух в этой закрытой комнате?
– Что показало нам исследование: – Состав каких газов менялся?
– Теперь вы можете сказать, почему мы постоянно проветриваем нашу классную
комнату?
– Думаю, вы хорошо разобрались в этом вопросе и сможете представить с помощью
модели состав воздуха в комнате, где много людей, а окна и двери закрыты.
Помните, количество азота не меняется. В работе вы можете использовать
содержимое дополнительного конверта.
– Давайте проверим, как вы выполнили задание.
– Внимание на экран. (Слайд 14).
7. Работа над 4 пунктом плана “Источники загрязнения воздуха”.
– Что же загрязняет наш воздух?
– Где вы можете найти ответ на этот вопрос? (Надо выйти на улицу.)
– Продолжим наше исследование и совершим небольшую экскурсию. (Слайд 15).
– В воздухе растет количество углекислого газа, которые выбрасывают заводы.
Автомобили сжигают за час работы 20000 литров кислорода. Один реактивный самолет
только на старте “съедает” 120 млн. кислорода.
– Зачем надо об этом знать? (Чтобы не навредить своему здоровью, гулять
подальше от таких мест).
8. Работа над 5 пунктом плана “Природные фильтры”.
– Какой пункт плана остался нерассмотренным? (Природные фильтры.)
– Как вы понимаете значение слова “Фильтр”? (Очистные сооружения.)
– Что в природе может очищать воздух? (Растения.)
– Внимание на экран. (Слайд 16)
– Тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 4 сосны, 7 елей.
– 1 дуб выбрасывает за год столько кислорода, что его достаточно для поддержания
жизни 10 людей.
– Более активно “спасает” нас от вредных веществ, трава, поэтому газоны не надо
вытаптывать, не бросать мусор!
– Сделайте вывод: Для чего нужны природные фильтры?
4. Рефлексия деятельности.
– Подведем итог нашего экологического исследования “Вещество, необходимое для жизни”. (Слайд 17)
- Какой газ необходим для дыхания?
- Назовите источники загрязнения воздуха.
- Что надо делать для охраны воздуха?
– Как главный эксперт экологического исследования, хочу отметить ваше трудолюбие, усердие, старание, умение строить грамотные ответы на поставленные вопросы, благодаря которым мы вместе сделали “открытие”. А теперь узнаем, кто же из вас был самым активным. Подсчитайте жетоны.
(Дети подсчитывают жетоны, тем самым происходит выставление оценок за работу на уроке).
“………” жетонов – 5
“………” жетонов – 4
“………” жетонов - 3
(Слайд 18)
Давайте будем беречь планету!
Во всей Вселенной, похожей нету:
Во всей Вселенной совсем одна,
Что будет делать без нас она?
(Слайд 19) – Молодцы. Спасибо за урок!