Урок окружающего мира "Вещество, необходимое для жизни"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

Учащиеся должны:

– получить представление о том, почему воздух необходим для жизни на Земле; о его значении для жизни; о составе воздуха;
– уметь использовать условные знаки и обозначения для моделирования состава воздуха; проводить несложные исследования; уметь формулировать учебную задачу и отвечать на поставленные вопросы;
–  развивать коммуникативные умения, творческие способности через исследовательскую деятельность;
–  воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование: проектор, мультимедио, компьютер, план на доске, модели “Состав воздуха”; карточки со словами, магниты, тексты, свеча, стеклянная колба, жетоны, простые карандаши, указка, часы. Приложение 1.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности.

–  Начинается урок. Вам, ребята, пойдет он впрок.

Постарайтесь все понять. Учитесь тайны открывать,

Чтобы экологами стать.

– Как вы понимаете смысл слова “эколог”? (Эколог – это ученый, который защищает природу). (Слайд 1)
– Какими качествами нужно обладать юному экологу, чтобы узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие?
– За право называть себя лучшим экологом может побороться каждый из вас. Поэтому активно участвуйте в уроке.
– А, что означает слово “экология”? (Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, Земле). (Слайд 1)

2. Постановка учебной задачи.

– А без какого вещества не может быть жизни?
– Давайте разгадаем кроссворд, и вы узнаете тему сегодняшнего урока.

1. Наука о веществах (Химия) (Слайд 2)
2. С его помощью можно обнаружить крахмал. (Йод)
3. Лимонная, муравьиная, щавелевая, молочная … (Кислота)
4. Кислота, используемая для приготовления консервов. (Уксус)
5. Овощ, из которого получают сахар. (Свёкла)
6. Разновидность сахара. (Глюкоза)

– Какое слово получилось по вертикали? (Воздух)
– Какова же тема нашего урока? (Воздух)
– Да, речь будет идти о воздухе. Но тема урока может звучать иначе. Прочитайте: “Вещество, необходимое для жизни”. (Слайд 3)
– Как вы думаете, на какой вопрос мы должны будем ответить? (Почему воздух необходим для жизни?) (Слайд 4)

3. “Открытие” нового знания.

1. Знакомство с планом.

– Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю поработать по следующему плану и провести небольшое исследование.
– Прочитайте план. (Слайд 5)

  1. Для чего нужен воздух на Земле?
  2. Состав чистого воздуха.
  3. Может ли меняться состав воздуха?
  4. Источники загрязнения воздуха.
  5. Природные фильтры очистки воздуха.

– Начнем с первого пункта.
– Давайте проведем небольшое исследование, уточним, для чего нужен воздух. Вся наша планета окутана прозрачным покрывалом . Это воздушная оболочка Земли – атмосфера Земли. (Слайд 6)
– Атмосфера окружает Землю, защищает ее от холода и излишнего тепла, от космических тел – метеоритов и от невидимого солнечного излучения – ультрафиолетовых лучей. Мы не замечаем воздух, но жить без него не смогли бы. Но если воздух исчезнет, мгновенно закипит на Земле вода, все другие жидкости, а лучи Солнца сожгут все живое.

2. Самостоятельное чтение текста.

– Перед вами лежат листы с текстом.
– Прочитайте 1 абзац текста и подчеркните ответы на вопрос: “Для чего нужен воздух?” (Слайд 7)
– Зачитайте то, что подчеркнули. (Воздухом дышат животные, растения, люди. Благодаря воздуху мы слышим, говорим, извлекаем звуки в музыкальных инструментах. Воздух нужен насекомым и птицам для полета). (Слайд 8) Ведь дыхание – одно из условий существования живых организмов.
– А знаете ли вы, сколько литров кислорода нужно человеку? Взрослый человек потребляет 20 литров кислорода в час.
– Какую информацию о значении воздуха мы можем получить из этой схемы? (Слайд 9)

3. Работа над 2 пунктом плана

– Какой следующий пункт плана?
– Из чего состоит столь важный для нашей жизни воздух, вы узнаете из текста, прочитав 2 абзац.
– Что входит в состав чистого воздуха? (Азот, кислород, углекислый газ.)
– Если весь воздух поместить в огромный шар, то его состав будет выглядеть так: (Слайд 10).
– Азот занимает большую часть воздуха – 78% и не поддерживает горение, кислород – 21%, он поддерживает горение. Углекислый газ – 1%, не горит и не пригоден для дыхания.
– Продолжим знакомство с воздухом. Читаем дальше – 3 абзац текста.
– Что же еще может находиться в воздухе? (Частицы сажи, разные ядовитые газы от машин и заводов, ядовитые пары от свалок.) (Слад 11)

4. Работа с моделями “Состав воздуха”.

– Состав воздуха можно условно показать с помощью условных знаков. (Слайд 12)
– У вас на партах лежит конверт. Достаньте оттуда условные знаки и смоделируйте “Состав воздуха”, работая в парах.
– У вас получились модели, не похожие друг на друга, потому, что молекулы воздуха постоянно находятся в движении.
– Отложите модели. Чуть позже мы вернемся к ним.

5. Физкультминутка.

6. Работа с 3 пунктом плана “Может ли меняться состав воздуха”.

– А вы как думаете? Как вы считаете, может ли исчезнуть кислород из воздуха. Прочитаем 4 абзац текста. Ответьте на поставленный ранее вопрос.
– Хотя азота и кислорода в воздухе больше, но даже маленькое количество ядовитых газов или болезнетворных бактерий могут делать воздух опасным для здоровья. Особенно опасен угарный газ. Он выделяется от машин и при пожарах. Если он попадает в организм человека, то занимает место кислорода, т.к. сильнее его, заполняет все клетки организма ядом. Человек погибает.
– Продолжим наше исследование. Проведем опыт. (Учитель зажигает свечу). (Слайд 13).
– Почему горит свеча? (В воздухе много кислорода, он поддерживает горение.) (Учитель накрывает свечу стеклянной колбой.)
– Почему свеча погасла? (Потому что под колбой закончился кислород.)
– Представьте: свеча – человек, который дышит в помещении, стеклянная колба – комната с плотно закрытыми окнами и дверью.
– Каким будет воздух в этой закрытой комнате?
– Что показало нам исследование: – Состав каких газов менялся?
– Теперь вы можете сказать, почему мы постоянно проветриваем нашу классную комнату?
– Думаю, вы хорошо разобрались в этом вопросе и сможете представить с помощью модели состав воздуха в комнате, где много людей, а окна и двери закрыты. Помните, количество азота не меняется. В работе вы можете использовать содержимое дополнительного конверта.
– Давайте проверим, как вы выполнили задание.
– Внимание на экран. (Слайд 14).

7. Работа над 4 пунктом плана “Источники загрязнения воздуха”.

– Что же загрязняет наш воздух?
– Где вы можете найти ответ на этот вопрос? (Надо выйти на улицу.)
– Продолжим наше исследование и совершим небольшую экскурсию. (Слайд 15).
– В воздухе растет количество углекислого газа, которые выбрасывают заводы. Автомобили сжигают за час работы 20000 литров кислорода. Один реактивный самолет только на старте “съедает” 120 млн. кислорода.
– Зачем надо об этом знать? (Чтобы не навредить своему здоровью, гулять подальше от таких мест).

8. Работа над 5 пунктом плана “Природные фильтры”.

– Какой пункт плана остался нерассмотренным? (Природные фильтры.)
– Как вы понимаете значение слова “Фильтр”? (Очистные сооружения.)
– Что в природе может очищать воздух? (Растения.)
– Внимание на экран. (Слайд 16)
– Тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 4 сосны, 7 елей.
– 1 дуб выбрасывает за год столько кислорода, что его достаточно для поддержания жизни 10 людей.
– Более активно “спасает” нас от вредных веществ, трава, поэтому газоны не надо вытаптывать, не бросать мусор!
– Сделайте вывод: Для чего нужны природные фильтры?

4. Рефлексия деятельности.

– Подведем итог нашего экологического исследования “Вещество, необходимое для жизни”. (Слайд 17)

  • Какой газ необходим для дыхания?
  • Назовите источники загрязнения воздуха.
  • Что надо делать для охраны воздуха?

– Как главный эксперт экологического исследования, хочу отметить ваше трудолюбие, усердие, старание, умение строить грамотные ответы на поставленные вопросы, благодаря которым мы вместе сделали “открытие”. А теперь узнаем, кто же из вас был самым активным. Подсчитайте жетоны.

(Дети подсчитывают жетоны, тем самым происходит выставление оценок за работу на уроке).

“………” жетонов – 5
“………” жетонов – 4
“………” жетонов - 3

(Слайд 18)

Давайте будем беречь планету!
Во всей Вселенной, похожей нету:
Во всей Вселенной совсем одна,
Что будет делать без нас она?

(Слайд 19) – Молодцы. Спасибо за урок!