Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. Поэтому поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизни ребенка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, в семье. Основной ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания.
Каждый учитель знает, что в первый класс поступают разные дети: по подготовленности к школьным нагрузкам, по уровню своего развития, по своему характеру. Есть среди них ребята, которые легко входят в школьную жизнь, учатся словно играя. Другим же требуются определенные усилия, но при поддержке взрослых и достаточном усердии со стороны детей они так же благополучно привыкают к школе. Именно этот процесс “вхождения” ребенка в школу, приспособление его к новым условиям жизни, новому виду деятельности, новым нагрузкам и называют адаптацией.
В развивающей системе Л.В. Занкова адаптационному периоду отводится особая роль[1]. Для того чтобы, правильно выстраивать образовательную программу класса, а также индивидуальную программу каждого ребенка, следует провести диагностику стартовых возможностей детей.
Цель диагностики:
- Обнаружить стартовые возможности первоклассников в сформированности предпосылок к продуктивной учебной деятельности.
- Выявить индивидуальные различия между детьми.
К предпосылкам продуктивной учебной деятельности относятся :
- состояние здоровья ребенка;
- его готовность к социальной роли ученика;
- сформированность психофизиологических функций;
- интеллектуальная готовность;
- владение основными компонентами деятельности;
- кругозор;
- владение устной связной речью.
Знание учителем индивидуальных особенностей детей своего класса, подкрепленное рекомендациями психолога, позволяет построить обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности. Только при преодолении трудностей, по мнению Л.В. Занкова, возможно развитие ребенка.
В журнале “Практика образования” № 3, 2005 год в статье “Знакомься, школа, – твой ученик” представлены десять различных методик, которые я использовала при изучении стартового уровня первоклассников.
- “Рисование бус” методика И.И. Аргинской.
- “Продолжи узор” методика Г.Ф. Кумариной.
- “Раскрашивание фигур” методика Н.Я.Чутко.
- “Заселение дома” методика И.И. Аргинской.
- “Разметка” методика Н.А. Цирулик.
- “Диктант” методика Н.В. Нечаевой.
- “Чтение схем слов” методика Н.В. Нечаевой.
- “Упорядочивание” методика И.И. Аргинской.
- “Математический диктант” методика И.И. Аргинской.
- “Развитие устной речи” методика Н.В. Нечаевой.
Без изучения стартовых возможностей нельзя говорить о реализации одного из главных принципов системы Занкова – работе над развитием каждого, в том числе и слабого ребенка. Каждый ученик, в непростой школьной жизни, должен иметь возможность реализовывать свои индивидуальные потенциальные способности в обучении, причем обучении, которое укрепляет веру в свои силы, стимулирует интерес растущего человека к знаниям, умственному труду и творчеству.
Приложение 1. Список сюжетных дней.
Приложение 2. Сюжетный день “Щедрая осень”.
Литература.
- “Практика образования” № 3, 2005 год.
- “Обучение первоклассников в период адаптации”, Волгоград, Учитель, 2009.