Диагностика "Адаптационный период. Изучение готовности детей к обучению в школе"

Разделы: Начальная школа


Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. Поэтому поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизни ребенка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, в семье. Основной ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания.

Каждый учитель знает, что в первый класс поступают разные дети: по подготовленности к школьным нагрузкам, по уровню своего развития, по своему характеру. Есть среди них ребята, которые легко входят в школьную жизнь, учатся словно играя. Другим же требуются определенные усилия, но при поддержке взрослых и достаточном усердии со стороны детей они так же благополучно привыкают к школе. Именно этот процесс “вхождения” ребенка в школу, приспособление его к новым условиям жизни, новому виду деятельности, новым нагрузкам и называют адаптацией.

В развивающей системе Л.В. Занкова адаптационному периоду отводится особая роль[1]. Для того чтобы, правильно выстраивать образовательную программу класса, а также индивидуальную программу каждого ребенка, следует провести диагностику стартовых возможностей детей.

Цель диагностики:

  1. Обнаружить стартовые возможности первоклассников в сформированности предпосылок к продуктивной учебной деятельности.
  2. Выявить индивидуальные различия между детьми.

К предпосылкам продуктивной учебной деятельности относятся :

  • состояние здоровья ребенка;
  • его готовность к социальной роли ученика;
  • сформированность психофизиологических функций;
  • интеллектуальная готовность;
  • владение основными компонентами деятельности;
  • кругозор;
  • владение устной связной речью.

Знание учителем индивидуальных особенностей детей своего класса, подкрепленное рекомендациями психолога, позволяет построить обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности. Только при преодолении трудностей, по мнению Л.В. Занкова, возможно развитие ребенка.

В журнале “Практика образования” № 3, 2005 год в статье “Знакомься, школа, – твой ученик” представлены десять различных методик, которые я использовала при изучении стартового уровня первоклассников.

  1. “Рисование бус” методика И.И. Аргинской.
  2. “Продолжи узор” методика Г.Ф. Кумариной.
  3. “Раскрашивание фигур” методика Н.Я.Чутко.
  4. “Заселение дома” методика И.И. Аргинской.
  5. “Разметка” методика Н.А. Цирулик.
  6. “Диктант” методика Н.В. Нечаевой.
  7. “Чтение схем слов” методика Н.В. Нечаевой.
  8. “Упорядочивание” методика И.И. Аргинской.
  9. “Математический диктант” методика И.И. Аргинской.
  10. “Развитие устной речи” методика Н.В. Нечаевой.

Без изучения стартовых возможностей нельзя говорить о реализации одного из главных принципов системы Занкова – работе над развитием каждого, в том числе и слабого ребенка. Каждый ученик, в непростой школьной жизни, должен иметь возможность реализовывать свои индивидуальные потенциальные способности в обучении, причем обучении, которое укрепляет веру в свои силы, стимулирует интерес растущего человека к знаниям, умственному труду и творчеству.

Приложение 1. Список сюжетных дней.

Приложение 2. Сюжетный день “Щедрая осень”.

Литература.

  1. “Практика образования” № 3, 2005 год.
  2. “Обучение первоклассников в период адаптации”, Волгоград, Учитель, 2009.