Цели урока:
- обобщить знания по теме «Параллельность»;
- формировать умение выбирать правильный ответ при выполнении задания из теста;
- повысить интерес к предмету;
- воспитывать чувство ответственности;
- воспитывать культуру речи;
- воспитывать чувство сплоченности.
Правила игры:
Можно воспользоваться тремя подсказками по 1 разу:
- 50 : 50 – убираются два неверных ответа.
- «Звонок другу» – возможность проконсультироваться с одноклассником (только с одним, другие ребята подсказывать не могут).
- Обращение к классу – голосованием выбирается правильный ответ.
Первые пять вопросов теоретические, на них
отвечают по желанию учащиеся, поднявшие руку.
Следующие пять вопросов – полу устные задачи.
Отвечают тоже желающие.
Последние пять вопросов требуют решения у доски.
Их решают те учащиеся, кого учитель вызвал к
доске.
Особенно активным учащимся, работавшим устно, и
тем, кто решал задачи у доски, учитель выставляет
отметки в журнал.
Если будут вопросы, на которые дан неверный
ответ, игра продолжается, а из итоговой отметки
отнимаются 0,2 балла за каждый неправильный ответ.
Поэтому в игре отсутствует несгораемый уровень
(если вы уверены в ответах своих учеников, то
можете отметки «3» и «4» сделать несгораемыми).
Перед уроком ребятам выдается шаблон к задачам (Приложение 2), чтобы на
уроке они не тратили время на выполнение
рисунков.
Как пользоваться презентацией (Приложение 1)
Содержание игры:
№1 (на 1)
Две прямые на плоскости называются параллельными, если они…
А) перпендикулярны;
Б) не пересекаются;
В) пересекаются;
Г) не лежат в одной плоскости.
Ответ: Б
№2 (на 1,5)
Через точку, не лежащую на данной прямой, проходит только одна прямая, параллельная данной.
А) свойство параллельных прямых;
Б) признак параллельных прямых;
В) определение параллельных прямых;
Г) постулат Евклида.
Ответ: Г
№3 (на 2)
Если две параллельные прямые пересечены секущей, то накрест лежащие углы равны.
А) теорема, обратная признаку параллельности;
Б) признак параллельности;
В) определение параллельных прямых;
Г) постулат Евклида.
Ответ: А
№4 (на 2,5)
Если при пересечении двух прямых секущей сумма односторонних углов равна 1800, то прямые параллельны.
А) теорема, обратная признаку параллельности;
Б) постулат Евклида.
В) определение параллельных прямых;
Г) признак параллельности.
Ответ: Г
№5 (на 3)
Если прямая пересекает одну из параллельных, то она…
А) параллельна другой;
Б) совпадает с другой;
В) пересекает и другую;
Г) ничего не делает с другой прямой.
Ответ: В
№6 (на 3,2)
Параллельны ли прямые а и b? (Рис. 1)
Рис. 1
А) нет, т. к. сумма односторонних углов не равна 180о;
Б) да, т. к. сумма односторонних углов равна 180о;
В) нет, т. к. накрест лежащие углы не равны;
Г) да, т. к. накрест лежащие углы равны.
Ответ: А
№7 (на 3,4)
Параллельны ли прямые а и b? (Рис. 2)
Рис. 2
А) да, т. к. сумма односторонних углов равна 180о;
Б) нет, т. к. сумма односторонних углов не равна 180о;
В) да, т. к. накрест лежащие углы равны;
Г) нет, т. к. накрест лежащие углы не равны.
Ответ: В
№8 (на 3,6)
a || b. <1 + <2 = 96о Найдите <3. (Рис. 3)
Рис. 3
А) 84о;
Б) 132о;
В) 122о;
Г) 48о.
Ответ: Б
№9 (на 3,8)
Чтобы прямые m и n пересекались, угол 2 не должен быть равен… (рис.4)
Рис. 4
А) 108о;
Б) 62о;
В) 180о;
Г) 72о.
Ответ: Г
№10 (на 4)
Найдите угол 1. (Рис. 5)
Рис. 5
А) 110о;
Б) 145о;
В) 170о;
Г) 70о.
Ответ: А
№11 (на 4,2)
Параллельны ли прямые а и b? (Рис. 6)
Рис. 6
А) да, т. к. сумма односторонних углов равна 180о;
Б) нет, т. к. сумма односторонних углов не равна 180о;
В) да, т. к. накрест лежащие углы равны;
Г) нет, т. к. накрест лежащие углы не равны.
Ответ: В
№12 (на 4,4)
BC || AD, BC = AD Доказать: треугольники АВС и ADC равны. (Рис. 7)
Рис. 7
А) треугольники равны по 3 сторонам;
Б) треугольники равны по стороне и 2 прилежащим углам;
В) треугольники равны по 2 сторонам и углу между ними;
Г) треугольники не равны.
Ответ: В
№13 (на 4,6)
AB = CD, BC = AD Доказать: AB || CD. (Рис. 8)
Рис. 8
А) прямые параллельны, т. к. соответственные углы равны;
Б) прямые параллельны, т. к. накрест лежащие углы равны;
В) прямые параллельны, т. к. сумма односторонних углов равна 1800;
Г) прямые не параллельны.
Ответ: Б
№14 (на 4,8)
Найдите угол 1. (Рис. 9)
Рис. 9
А) 102о;
Б) 68о;
В) 112о;
Г) 39о.
Ответ: Г
№15 (на 5)
a || b Найти: угол МОЕ. (Рис.10)
Рис. 10
А) нельзя найти;
Б) 180о;
В) 90о;
Г) 45о.
Ответ: В
Используемая литература:
- Рабинович Е.М. Задачи и упражнения по готовым чертежам. Геометрия 7-9 классы. Москва. «Илекса». 2008 г.
- Ковалева Г.И., Мазурова Н.И. Тесты для текущего и обобщающего контроля. Геометрия 7-9 классы. Волгоград. Издательство «Учитель». 2008 г.
- Зив Б.Г., Мейлер В.М., Баханский А.Г. Задачи по геометрии. Москва. «Просвещение». 2001 г.
- Зив Б. Г. Задачи к урокам геометрии 7-11 классы. Санкт-Петербург. НПО «Мир и семья-95». 1995 г.