Особую значимость экологическое образование приобрело в период с 2005 года, когда на заседании ООН, после доклада комиссии по вопросам окружающей среды и (экономического) развития “Наше новое будущее” впервые прозвучал термин – устойчивое развитие, было объявлено о десятилетии внедрения в образование программ, формирующих экологическую грамотность школьников.
Ведущую роль приобретает экологическое образование при работе с детьми-сиротами, как форме воспитывающей, развивающей и гармонизирующей среды, способствующей формированию социально-адаптированной личности.
Специфика нашего заведения предполагает узкие временные рамки основных курсов естественно-научного цикла в целом, затрудненную восприимчивость и разный уровень подготовленности и восприятия нового материала в частности. Отягощенный психолого-социальный фон, предполагает уделять большое значение системе дополнительного образования.
Основная проблема этих детей – их прошлое. Негативные, асоциальные, трагические ситуации довлеют над этими детьми. Зачастую, они не знают позитивных схем поведения. Единственная возможность изменить ситуацию – заменить их “–” на “+”, совместными усилиями педагогов, воспитателей и психологов (работа с прошлым, настоящим и будущим), и комплексная подготовка к их будущей самостоятельной жизни.
Городская целевая программа развития образования “Столичное образование – 5” на 2009–2011 годы и Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа” ставит перед нами ряд задач, основные из них – социализация учащихся через урочную и внеурочную деятельность, и как следствие, комфортная адаптация во взрослой жизни.
Говоря о конечной цели экологического образования в условиях интернатного обучения, то она видится нам в двуединстве социальной адаптации и формировании личности учащегося с четкими ценностными ориентирами, ответственности за мир. В целевые установки образовательного программы входит, прежде всего, направленность на решение социальных и гражданско-этических задач. В школе-интернате №55 работает два года экологический кружок “Пять шагов по чистой Планете”, по авторской адаптированной программе. Усиливает программу возможность проведения ряда занятий в природных условиях: природоохранных зонах, например, парке Кузьминки, Битцевский, Воробьевы горы; возможность сотрудничества с рядом природоохранных институтов, экологическим центром.
Мастер-классы по выживанию в дикой природе пользуются у детей большой популярностью. Ребята строят убежища и укрытия, учатся ориентироваться на местности, определять съедобные и несъедобные растения, оказывать первую медицинскую помощь, разжигать костры, готовить пищу и многое, многое другое. Полученные знания и умения они показывают на зачете, который проходит в форме командных соревнований в лесу. В программу включено большое количество мастер-классов: животный мир Подмосковья в батике, изготовление национальных кукол и оберегов и др.
Одна из главных особенностей курса – изучение биологического и географического многообразия, определение его роли в содержательном аспекте экологического образования, становится существенно ощутимей благодаря включению в программу разнообразных экскурсий, лабораторных и практических.
За основу программы взяты курсы: “Экология Москвы”, “Общая экология”, “Теория устойчивого развития” и страноведение.
Новизна данной программы заключается в том, что ее особенностью является логическая связь занятий в группах дополнительного образования с тематическим планированием программы московского регионального учебного плана, практическая составляющая связана с экологией Московского региона, изучением охраняемых видов животных и растений Московской области, изучением их на местности.
На занятиях мы пытаемся все проверить самостоятельно, понять и применить итоги работы в жизнь, чтобы наша Планета, наш город, наш район и наш островок Детства стали лучше. На первом занятии нашего кружка у ребят сразу же возник вопрос: “Мы живем в красивом и зеленом районе, а такой ли он экологически чистый?”. Так ключевой темой на ближайшие три года стала тема “Экология района Кузьминки” – вместе с детьми мы провели мониторинг почв на территории интерната, воды на территории парка “Кузьминки” и интернате, проверили уровень загазованности воздуха в нашем районе. Для себя мы поставили следующие задачи:
- изучить: общее положение дел, пообщаться со специалистами САНПиНа, написать рекомендательные письма в управу района;
- апробировать: рассмотреть возможность устройства артезианского колодца на территории интерната;
- внедрить: озеленить территорию интерната и соседствующего с нами бульвара.
Мы сразу разделились на три рабочие группы: 1- вода, 2- воздух, 3- почвы. К нашей научно – исследовательской деятельности мы подключили социальные институты района, округа и города.
- Специалисты Государственного биологического музея им. Тимирязева (работаем в их лаборатории, зимнем саду, экспозициях);
- Экоцентра культурно-исторического парка “Кузьминки-Влахернское” (участвуем в акциях, природно-познавательных экскурсиях, практикумах);
- Геологического музея им. Вернадского (совместные практические сессии);
- Заочная школа “Юный эколог”;
- Московский зоопарк;
- Фонд развития экотуризма “Дерсу Узала” (работа в лагерях).
В стенах нашего интерната, после мониторинга почв мы подобрали цветы и саженцы, которые будут радовать наши глаза, разбили дополнительную клумбу.
К проекту по озеленению территории нашего интерната “Создадим красоту своими руками”, в реализацию которого включились все наши воспитанники, подключились и сотрудники GREENPEACE. Они провели презентацию о деятельности организации и снабдили нас саженцами.
В 2010 году мы участвовали в проекте WWF/международный фонд дикой природы, “Зеленые классы” Мултон по водосбережению.
Наши дети участвуют в ежегодных городских акциях: “День воды”, “день Земли”, “праздник цветов”, “день птиц”, подсчет птиц, посадка деревьев в парковой зоне и многих, многих других. Еженедельные занятия в “зеленой” зоне, регулярное общение с “братьями меньшими”, являются мощным релаксантом и делает ребят добрее, коммуникабельнее.
На территории экоцентра “Кузьминки-Влахернское” в питомнике живет несколько “наших домашних животных” – это коза Машка и овца Дашка, переданные в дар усадьбы Мэром столицы Ю.М. Лужковым. Воспитанники нашего интерната взяли шефство над ними, дети регулярно навещают, ухаживают, подкармливают и, общаются не только с нашими, но и другими обитателями минизоопарка.
Внеурочная работа предполагает не только полевые практики, но и экологические лагеря, где мы отрабатываем огромный комплекс навыков: ориентирование и составление топографических планов, “школа выживания”, мастерские народных промыслов, психотренинги и ролевые игры. Казалось бы, что может сделать короткий двухнедельный экологический лагерь в сложном процессе воспитания экологической культуры? Оказывается очень многое, уходят в прошлое пионерские лагеря, а на их месте появляются новые подходы, новые взгляды на содержание, стиль и методы работы с детьми. Идея сотрудничества с заповедниками и национальными парками возникла не случайно, а на основе сотрудничества с фондом экотуризма “Дерсу Узала”.
В 2010 году экологический лагерь проходил в Смоленской области. В нем приняло участие 20 наших воспитанников. В походных условиях дети жили в первый раз. Им все было интересно – рубить дрова, помогать готовить еду на костре, вырезать ложки из дерева и делать амулеты на счастье. И, конечно, общение. Постоянное, ненавязчивое. Третий этап программы проводился в национальном парке “Смоленское Поозерье” на базе “Бакланово”. Сотрудники национального парка проводили для ребят занятия по ихтиологии, зоологии, ботанике, археологии и краеведению. Ребята ходили с преподавателями в лес на ознакомительные натуралистические экскурсии, в том числе и ночные экскурсии по орнитологии, на фотоохоту. Для детей проводили школу выживания в дикой природе, мастер-классы по психологии, оригами и сценическому мастерству и, конечно, были праздники, спектакли и пение песен у костра.
Один из эколагерей проходил на территории природно-исторического парка “Кузьминки-Люблино” “По следам Маугли” в Москве.
Трехдневная программа включала множество игр и тренингов, направленных на командное взаимодействие, изучение внутреннего мира самого себя и окружающих людей, рассказы путешественника об Индии и индийские танцы, экскурсии и игры, посвященные изучению животного и растительного мира города, чаепития с индийскими сладостями и веселое общение.
Итак, что такое экологические лагеря? Прежде всего – это жизнь в волшебном мире природы, а пребывание на территории заповедников и национальных парков учит, воспитывает, формирует экологическое мировоззрение. Дети – сироты сразу попадают в иную реальность – в мир, где природа – полноправная хозяйка. И у них есть редкая возможность испытать вдохновение исследователя, почувствовать красоту и хрупкость мира природы, понять свою причастность и личную ответственность за его сохранение.
Программа лагеря включает обязательные занятия по гидробиологии и ихтиологии, ландшафтоведению и ботанике, краеведению и зоологии. В вечернее время можно выбрать мастер-класс. Большой популярностью пользуются ролевые игры, можно превратиться в Гарри Поттера, или поиграть в индейцев – игра “Четыре тотема”, или догадаться, кто же твой “Тайный друг”… Наиболее увлечённые, получают навыки исследовательской работы, вместе с преподавателями они определяют научную проблему, собирают материал, анализируют и обрабатывают его, готовят доклады. Итоговая конференция – событие, позволяющее продемонстрировать результаты научных и творческих поисков детей за смену. Дети готовят научные презентации результатов своих исследовательских работ по экологическим дисциплинам. Две недели физического и интеллектуального тренинга, природа и комфортная психологическая атмосфера, создаваемая всеми взрослыми, заметно меняют душевное состояние детей. “Ребёнок стал спокойнее, самостоятельнее, взрослее”, говорят впоследствии взрослые. Экологические лагеря позволяют сплотить и объединить детей
Со своими проектами мы выступили:
- на первой общешкольной конференции “От знаний учителя к знаниям ученика”;
- конкурсе проектов по географии и экологии НМЦ ЮВАО, где работа была отмечена грамотой “Юный исследователь”;
- 1-м всероссийском форуме “Гуманизация образования. Ответы на вызовы времени”, где мы получили грамоту “За актуальность темы”.
Меняются времена, меняемся мы, меняются наши дети, меняются и формы воспитания, но вопрос взаимоотношений человека и природы становится лишь острее, и только от нас с вами зависит, какими будут наши дети, наши города будущего и мир в целом. С верой в незыблемые ценности и светлое завтра, работает весь наш педагогический коллектив.