"Русский народный праздник Масленица". Урок музыки в 3-м классе

Разделы: Музыка


Цели и задачи:

  • знакомство с праздником “Масленица”, дать представление учащимся о народных традициях, обрядах, верованиях;
  • выявить связь жизни русского народа “со словом поющим” (масленичные песни);
  • раскрыть понятие “обрядовый фольклор”, не только песни, но и приговоры, заклинания, прибаутки, дразнилки;
  • развитие творческих, умственных способностей;
  • воспитывать любовь к русской культуре, народной музыке, играм;
  • создать праздничное настроение.

Оборудование: иллюстрация картин Б. Кустодиева “Масленица”, “Балаган”, В. Сурикова “Взятие снежного городка”.

Музыкальный материал: р.н.п. “Блины”, “Дружки, не скупитеся”, “Вот и шёл я по дороге”, “Я капустицу полола”, “У нашей Дуни”, “Считалка”, “Волгоградские частушки”, “Светит месяц”, Римский-Корсаков “Проводы зимы”, Чайковский “Февраль”.

Ход урока

Вход: Стравинский “Сюита” ч. 3 “Полька”.

– Конец февраля, начало марта – это удивительное время. Как много пословиц, поговорок создал русский народ об этом времени:

  1. Будет зима, будет и лето.
  2. Чем крепче зима, тем скорее весна.
  3. Готовь зимой телегу, а летом – сани.
  4. Всё зимой сгожается, что летом урожается.
  5. Зима – хранительница полей.
  6. Зимой солнце сквозь слёзы улыбается.
  7. Солнце летом греет, зимой морозит.
  8. В чужие края зиму не пошлёшь.
  9. Зима лето пугает, да всё равно тает.
  10. Как зима не злится, а весне покорится.
  11. В зимний холод всякий молод.
  12. Зима лодыря морозит.
  13. Февраль зиму выдувает, март ломает.

– Издревна переход от зимы к весне русский народ отмечал как праздник – проводы зимы. Масленица считалась самым весёлым и разгульным праздником, длился он целую неделю. Какими только словами не наделяли Масленицу: честная, широкая, весёлая, объедуха, сырная неделя, госпожа, барыня – масленица. Масленичная неделя была буквальна, переполнена праздничными делами: обряды, игры, затеи, катание с гор, на лошадях.

Иллюстрация Б. Кустодиев “Масленица”.

– Сил, энергии, задора хватало на всё, поскольку царила атмосфера предельной радости и веселья. Каждый день масленицы имел своё название, за каждым закреплены были определённые действия, правила поведения.

Понедельник – “встреча”. И открывали Масленицу ребятишки, они сооружали снежные горы и скороговоркой произносили приветствия Масленице.

– Душа ли ты моя, Масленица, перепельные косточки, бумажное твоё тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем натешиться. Уж ты ль, моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, косточка–ясочка, ты ж моя перепёлочка! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться.

“Скоро Масленицы бойкой закипит весёлый пир”.

Слушание: Чайковский “Февраль”.

– Кто из русских композиторов мог это написать? Почему?
– Назовите произведение Чайковского, где изображён весь круглый год?
– Февраль – прощание с зимой и ожидание весны. Вот и Чайковский показал в музыке веселье, порыв, суету.
– Вторник называли “заигрыши”. А среду назовёте сами.

Загадка: “На плешь капнешь, вставишь, попаришь, вынешь, поправишь”. (Пекутся блины.)

– Среда была “лакомкой”. Без блинов нет Масленицы. Печь начинали их заранее, каждая хозяйка имела свой рецепт и держала его в строгой секретности. А вечером старшая в семье женщина выходила к реке или колодцу и просила месяца подуть на опару:

Месяц, ты месяц
Золотые твои рожки!
Выглянь в окошко
Подуй на опару.

– После ели блины и приговаривали: “Блины брюхо не портят” или “Блин добро не один”. И с этими поговорками поедали огромное количество блинов, а потом многие расплачивались за своё обжорство.

– Как на масленой неделе блины из трубы летели.

Исполнение песни “Блины” с солистами.

– Ребята ходили по домам и выпрашивали блины, не отставали и взрослые.

Масленица-кривошейка,
Состречаем тебя хорошенько
С блинцами, каравайцами,
С вареничками.

– Про четверг говорили переломный, широкий, самый разгар, разгул праздника: разные затеи, шутки, песни, пляски под звуки гармоники.

Исполнение песни “Я капустицу полола” с плясовыми движениями.

–А какое самое любимое развлечение на Масленице?

Загадка: “Под гору коняшка, а в гору деревяшка”. (Сани.)

Вот сани-самокаты,
Разукрашены богаты,
Разукрашены, раззолочены,
Сафьяном оторочены!

Загадка: “Жили три брата: один любит зиму, другой – лето, а третьему всё равно. (Сани, телега, и лошадь.)

– Катание с ледяных гор, на лошадях были обязательны, не участвовали в них только младенцы, да совсем старики. Этому придавалось особое значение: кто больше катается на лошадях, у того длиннее уродится лён. Катались в расписных санях всей гурьбой, украшали лошадей лентами, колокольчиками, бубенцами, надевали лучшие одежды, рядились, пели и шутили.

Исполнение р.н.п. “У нашей, у Дуни”.

– “Гулять, так гулять”. И всем миром выходили на кулачные бои.

Масленица – пышка, на улицу вышла,
На гору кататься, с ребятами драться.
Ребята нажимали кулаки,
Нажимали кулаки, всё на Масленицу, на боки.

– Сооружали снежные городки: высокий снежный забор и вокруг него ещё несколько рядов снежной насыпи, поливали водой, чтобы были твёрдые. И в последний день происходило взятие снежного городка.

Иллюстрация картины Сурикова “Взятие снежного городка”.

– Можно было и добровольно купить городок. Город имел мачту с платком и обязательно выискивался охотник достать его.
– В пятницу ходили в гости – “Тещины вечера”. Большое внимание уделялось молодожёнам.

Дразнилки:

Прокоп – укроп
Медный лоб
Сам с аршин
Голова с кувшин.

Ванюша бедный
Нашёл кувшин медный
Пошёл по водицу
Нашёл рукавицу.

Исполнение р.н.п. “Дружки, не скупитеся”.

– Суббота – посиделки. Веселье ещё больше разворачивалось.

Исполнение: “Вот и шёл я по дороге”, “Светит месяц” (игра на инструментах).

– Назовите русские народные инструменты?

Слушание: р. н. наигрыши (береста, жалейка, свистулька).
Р. н. игры: “Считалки”, “Первенчики – бубенчики”, “Золотые ворота”, “Шнур”.

– Среди всего этого веселья центральной фигурой всё же оказывалась сама Масленица – кукла из соломы, которую наряжали в кафтан, шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в лапти, усаживали на сани и везли с песнями.

Дорогая наша Масленица!
Авдотья Изотьевна!
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная триаршинная,
Лента алая двуполтинная,
Платок беленький, новомодненький,
Брови чёрные, наведённые,
Шуба синяя, ластки красные,
Лапти частые, головастые
Портянки белые, набеленные!

– В воскресенье устраивали проводы Масленицы. С утра собирали дрова для костра жечь Масленицу. Ходили по домам и собрали поленья, пучки соломы, а если вдруг не окажется, ребята утащат чего угодно: колесо, дугу. У костра собиралось много народа, было шумно и весело, звучало много песен. Прощались и в шутку, и всерьёз – провожали зиму.

Исполнение: Римский– Корсаков “Проводы зимы”.

– Звучит новое для вас произведение, но вы должны услышать в нём знакомые интонации.

Слушание: Римский–Корсаков “Снегурочка” Проводы Масленицы.

– Чучело горело, а дети и взрослые приговаривали:

Масленица прощай!
А на тот год опять приезжай!

– Масленичные обычаи должны были способствовать плодородию земли и размножению всего живого. А сила смеха на Масленицу должна была обеспечить земле плодородящую силу.

Выход: Стравинский “Сюита” ч. 3 “Полька”.