С каждым годом увеличивается количество детей с различными видами дисграфии и дислексии.
Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письма и чтения, а при невозможности пропедевтической работы своевременно устранить специфические ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение.
Наряду с традиционной методикой коррекционной работы по преодолению нарушений письменной речи у учащихся мною применяются обучающие компьютерные программы, которые специально разработаны для детей младшего школьного возраста: «Гарфилд второклассникам. Чтение» («Руссобит-Паблишинг», 2006), «Супердетки. Тренировка быстрого чтения» (Компания «Мультисофт», 2007) и др. Использование компьютера вызывает у учащихся повышенный интерес к логопедическим занятиям, усвоению новых знаний, активизирует работоспособность, тренирует память и логическое мышление, развивает внимательность и быстроту реакции.
С этой целью мною была разработана серия игр и упражнений в программе Power Point и успешно применяется на логопедических занятиях, предложена учащимся для домашнего задания. Конкретные виды игр и упражнений подбираются индивидуально каждому ребенку, в зависимости от возраста, уровня его речевого и интеллектуального развития.
Цели:
- Коррекционно-развивающие:
- закреплять умение различать звуки [З]-[С] на слух, в слогах и словах;
- уточнять характеристику звуков [З] и [С];
- развивать умение соотносить звуки [З]-[С] с буквами С и З;
- обогащать словарный запас;
- развивать оральный праксис, мимическую мускулатуру, оперативную и слуховую память, внимание, логическое мышление, общую и мелкую моторику.
- Образовательные:
- упражнять учащихся в проверке сомнительных согласных на конце слова.
- Воспитательные:
- развивать умение планировать и контролировать свои действия.
Оборудование: компьютер, экран, индивидуальные зеркала, цифры к «Цифровому ряду», наглядный материал к игре «Собери цветок», карточки «Корректурная проба», перфокарты.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Оргмомент
Логопед здоровается с учащимися.
– Сейчас мы будем выполнять психогимнастику. Посмотрите на эти картинки.
Логопед показывает детям картинки с изображением разных эмоций (слайды 2-5).
– Какие настроения выражают эти лица? (Огорченное и грустное, строгое и сердитое, удивленное и восхищающее, веселое и радостное).
Выполнение мимических упражнений перед зеркалом.
– Какое настроение у вас сейчас? Давайте, ребята, с таким хорошим настроением будем заниматься.
2. Работа со словами-паронимами
– Ребята, внимательно прочитайте слова: коса –
коза (слайд 6).
– Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Чем
отличаются слова? (Слова отличаются только
одной буквой, звуком [с]-[з], по смыслу).
– А чем они схожи? (Остальными буквами, звуками).
– Что будет, если вы букву З замените буквой С, и
наоборот? (Изменится смысл слова).
3. Сообщение темы занятия
– Вы догадались, какая тема нашего занятия? Сегодня мы будем с вами учиться различать буквы и звуки [З]-[С].
4. Сравнение звуков по артикуляции
Проводится работа перед индивидуальными зеркалами (слайды 7-8).
– Ребята произнесите звук [З], а теперь звук [С].
[С] – зубы почти сомкнуты и все обнажены
в улыбке. Уголки рта оттянуты в сторону. Язык
упирается в верхнюю часть нижних зубов –
принимает положение, как при звуке (И). При этом
струя воздуха направляется на передние зубы.
[З] – положение губ, зубов и языка такое
же, как при звуке (С). Но этот звук – звонкий:
складки сомкнуты и вибрируют, т. е. они
произносятся с голосом (детям предлагается
положить руку на гортань и произнести поочередно
эти звуки).
– Положи ладошку на горлышко. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.
5. Характеристика звуков. Игра «Цифровой ряд»
– Звук [С] – он какой? (Согласный, глухой,
бывает мягким и твердым, на письме обозначается
буквой С).
– На что похожа буква С? (На половину овала,
луну).
Пальчиковое упражнение (слайд 9)
– Сейчас мы с вами поиграем в игру, вам нужно определить место звука в слове и поднять соответствующую цифру.
Словарный материал: сок, сосулька, лиса, действие, астра, рассказ.
– Звук [З] – он какой? (Согласный, звонкий,
бывает мягким и твердым, на письме обозначается
буквой З).
– На что похожа буква З? (На змею, половину
восьмерки)
Пальчиковое упражнение (слайд 10)
Словарный материал: зима, азбука, базар, слеза, пузырь, звук.
Вывод: Звуки [З]-[С] – парные (слайд №11).
6. Корректурная проба
Проводится работа по карточкам.
– Обведите букву З в кружок, букву С в квадрат:
ЗХШМЗСШЩЖЮХЦШСМOТХ
ЖСЧХЩЗШСЖХШСЩЗЮ
чзшсозшжцзмтслвдт
изплсквусждзитьюсхзфрм
– Ребята, сколько кружков и квадратиков у вас получилось? (По 10)
(слайд 12)
7. Составление и чтение слогов со звуками [З]-[С]
Учащиеся самостоятельно составляют и читают слоги по слоговой таблице.
8. Игра «Закончи слово»
СА – ЗА
Речевой материал: паруса, кукуруза, заноза, оса, береза, лиса (слайды 13-19).
СЫ – ЗЫ
Речевой материал: полосы, козы, часы, розы, усы, волосы (слайды 20-26).
9. Игра «Четвертый лишний» (слайд 27)
Материал: сова, сосулька, замок, собака
Учащимся предлагается найти лишнюю картинку и объяснить почему.
10. Физминутка «Раз, два, три»
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо встать.
Садитесь.
11. Дифференциация [З]-[С] в словах. Игра «Собери цветок»
На партах лежат кружки, на которых написаны буквы С и З.
Задание: собрать цветок, подобрав нужные лепестки с картинками. Учащиеся, которые сидят в первом ряду, должны найти лепестки-картинки, в названии которых есть звук [З] и собрать свой цветок. Учащиеся, которые сидят во втором ряду, должны найти лепестки-картинки, в названии которых есть звук [С] и собрать свой цветок. Затем все лепестки-картинки проговариваются и анализируются.
12. Работа по карточке «Проверь и впиши последнюю букву в слове»
– Для того чтобы правильно вписать букву, необходимо найти проверочное слово. Например: Таз, пишу букву З, проверочное слово – тазик.
Детям раздаются карточки со словами: мороз – нос – автобус, ананас – кактус – арбуз, глаз – укус – страус, голос – газ – волос.
13. Работа по перфокартам
Перед учащимися перфокарта, на которой написаны слова. Нужно вставить в слова пропущенные буквы С или З.
Речевой материал: сумка, заяц, сказка, заросли, заноза, слеза.
Учащимся предлагается провести самопроверку.
14. Итог занятия
– Ребята, вам понравилось занятие? Какое
задание вам понравилось больше всего? Что было
самым трудным?
– Изменилось ли ваше настроение? Какое оно
сейчас? (слайд 28)
Литература:
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. – М., 1997.
- Барылкина Л.П., Матраева И.П. Эти трудные согласные: Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей.– М., 2005.
- Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М, 2008 г.