Дифференциация звуков [з] – [с] в слогах и словах

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


С каждым годом увеличивается количество детей с различными видами дисграфии и дислексии.

Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письма и чтения, а при невозможности пропедевтической работы своевременно устранить специфические ошибки с целью не­допущения их перехода на дальнейшее обучение.

Наряду с традиционной методикой коррекционной работы по преодолению нарушений письменной речи у учащихся мною применяются обучающие компьютерные программы, которые специально разработаны для детей младшего школьного возраста: «Гарфилд второклассникам. Чтение» («Руссобит-Паблишинг», 2006), «Супердетки. Тренировка быстрого чтения» (Компания «Мультисофт», 2007) и др. Использование компьютера вызывает у учащихся повышенный интерес к логопедическим занятиям, усвоению новых знаний, активизирует работоспособность, тренирует память и логическое  мышление, развивает внимательность и быстроту реакции.

С этой целью мною была разработана серия игр и упражнений в программе Power Point и успешно применяется на логопедических занятиях, предложена учащимся для домашнего задания. Конкретные виды игр и упражнений подбираются индивидуально каждому ребенку, в зависимости от возраста, уровня его речевого и интеллектуального развития.

Цели:

  • Коррекционно-развивающие:
    • закреплять умение различать звуки [З]-[С] на слух, в слогах и словах;
    • уточнять характеристику звуков [З] и [С];
    • развивать умение соотносить звуки [З]-[С] с буквами С и З;
    • обогащать словарный запас;
    • развивать оральный праксис, мимическую мускулатуру, оперативную и слуховую память, внимание, логическое мышление, общую и мелкую моторику.
  • Образовательные:
    • упражнять учащихся в проверке сомнительных согласных на конце слова.
  • Воспитательные:
    • развивать умение планировать и контролировать свои действия.

Оборудование: компьютер, экран, индивидуальные зеркала, цифры к «Цифровому ряду», наглядный материал к игре «Собери цветок», карточки «Корректурная проба», перфокарты.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Оргмомент

Логопед здоровается с учащимися.

– Сейчас мы будем выполнять психогимнастику. Посмотрите на эти картинки.

Логопед показывает детям картинки с изображением разных эмоций (слайды 2-5).

– Какие настроения выражают эти лица? (Огорченное и грустное, строгое и сердитое, удивленное и восхищающее, веселое и радостное).

Выполнение мимических упражнений перед зеркалом.

– Какое настроение у вас сейчас? Давайте, ребята, с таким хорошим настроением будем заниматься.

2. Работа со словами-паронимами

– Ребята, внимательно прочитайте слова: коса – коза (слайд 6).
– Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Чем  отличаются слова? (Слова отличаются только одной буквой, звуком [с]-[з], по смыслу).
– А чем они схожи? (Остальными буквами, звуками).
– Что будет, если вы букву З замените буквой С, и наоборот? (Изменится смысл слова).

3. Сообщение темы занятия

– Вы догадались, какая тема нашего занятия? Сегодня мы будем с вами учиться различать буквы и звуки [З]-[С].

4. Сравнение звуков по артикуляции

Проводится работа перед индивидуальными зеркалами (слайды 7-8).

– Ребята произнесите звук [З], а теперь звук [С].
[С] – зубы почти сомкнуты и все обнажены в улыбке. Уголки рта оттянуты в сторону. Язык упирается в верхнюю часть нижних зубов –  принимает положение, как при звуке (И). При этом струя воздуха направляется на передние зубы.
[З] – положение губ, зубов и языка такое же, как при звуке (С). Но этот звук – звонкий: складки сомкнуты и вибрируют, т. е. они произносятся с голосом (детям предлагается положить руку на гортань и произнести поочередно эти звуки).

– Положи ладошку на горлышко. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.

5. Характеристика звуков. Игра «Цифровой ряд»

– Звук [С] – он какой? (Согласный, глухой, бывает мягким и твердым, на письме обозначается буквой С).
– На что похожа буква С? (На половину овала, луну).

Пальчиковое упражнение (слайд 9)

– Сейчас мы с вами поиграем в игру, вам нужно определить место звука в слове и поднять соответствующую цифру.

Словарный материал: сок, сосулька, лиса, действие, астра, рассказ.

– Звук [З] – он какой? (Согласный, звонкий, бывает мягким и твердым, на письме обозначается буквой З).
– На что похожа буква З? (На змею, половину восьмерки)

Пальчиковое упражнение (слайд 10)

Словарный материал: зима, азбука, базар, слеза, пузырь, звук.

Вывод: Звуки  [З]-[С] – парные (слайд №11).

6. Корректурная проба

Проводится работа по карточкам.

– Обведите букву З в кружок, букву С в квадрат:

ЗХШМЗСШЩЖЮХЦШСМOТХ
ЖСЧХЩЗШСЖХШСЩЗЮ
чзшсозшжцзмтслвдт
изплсквусждзитьюсхзфрм

– Ребята, сколько кружков и квадратиков у вас получилось? (По 10)

(слайд 12)

7. Составление и чтение слогов со звуками [З]-[С]

Учащиеся самостоятельно составляют и читают слоги по слоговой таблице.

8. Игра «Закончи слово»

СА – ЗА

Речевой материал: паруса, кукуруза, заноза, оса, береза, лиса (слайды 13-19).

СЫ – ЗЫ

Речевой материал:  полосы, козы, часы, розы, усы, волосы (слайды 20-26).

9. Игра «Четвертый лишний» (слайд 27)

Материал: сова, сосулька, замок, собака

Учащимся предлагается найти лишнюю картинку и объяснить почему.

10.  Физминутка «Раз, два, три»

Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо встать.
Садитесь.

11.  Дифференциация [З]-[С] в словах. Игра «Собери цветок»

На партах лежат кружки, на которых написаны буквы С и З.

Задание: собрать цветок, подобрав нужные лепестки с картинками. Учащиеся, которые сидят в первом ряду, должны найти лепестки-картинки, в названии которых есть звук [З] и собрать свой цветок. Учащиеся, которые сидят во втором ряду, должны найти лепестки-картинки, в названии которых есть звук [С] и собрать свой цветок. Затем все лепестки-картинки проговариваются и анализируются.

12. Работа по карточке «Проверь и впиши последнюю букву в слове»

– Для того чтобы правильно вписать букву, необходимо найти проверочное слово. Например: Таз, пишу букву З, проверочное слово – тазик.

Детям раздаются карточки со словами: мороз – нос – автобус, ананас – кактус – арбуз, глаз – укус – страус, голос – газ – волос.

13.  Работа по перфокартам

Перед учащимися перфокарта, на которой написаны слова. Нужно вставить в слова пропущенные буквы С или З.

Речевой материал: сумка, заяц, сказка, заросли, заноза, слеза.

Учащимся предлагается провести самопроверку.

14. Итог занятия

– Ребята, вам понравилось занятие? Какое задание вам понравилось больше всего? Что было самым трудным?
– Изменилось ли ваше настроение? Какое оно сейчас? (слайд 28)

Литература:

  1. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших  школьников: Учебное пособие. – М., 1997.
  2. Барылкина Л.П., Матраева И.П. Эти трудные согласные: Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей.– М., 2005.
  3. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М, 2008 г.