Д.А.Леонтьев отмечал, что психологические предпосылки превращения индивида в личность заключается, прежде всего, в овладении своим поведением, в формировании внутренней саморегуляции деятельности.
В связи с этим можно утверждать, что именно процесс становления произвольности является магистральным для развития личности ребенка.
В подавляющем большинстве источников в качестве фундаментальной характеристики, определяющей специфику воли и произвольности человека, полагается осознанность, или сознательность поведения. Можно провести большое количество определений, в которых сознательность является основным качеством волевого и произвольного действия. При этом осознание действия может происходить как в форме сложных суждений, так и в форме элементарных ощущений, которые субъект считает причиной своих движений. А.В.Запорожец, основываясь на мысли Сеченова, выдвинул гипотезу о том, что непроизвольные движения человека превращаются в произвольные благодаря тому, что они становятся ощущаемыми, т.е. осознаваемыми. М.И.Лисина в своем оригинальном генетическом исследовании подтвердила эту гипотезу. Это исследование до сих пор остается уникальным экспериментом по превращению непроизвольных реакций в произвольные через целенаправленное формирование ощущаемости или осознанности собственных движений.
Данные параметры развития произвольности, являются частью психологической готовности к школе. В качестве показателей психологической готовности к школе произвольность является одной из предпосылок учебной деятельности.
Однако, несмотря на общепризнанную в отечественной психологии фундаментальность этой проблемы и ее несомненную значимость для практики воспитания детей, интерес к проблеме развития произвольности за последние годы заметно снизился. Научная неразработанность этой проблемы отражается на практике воспитания детей. Большинство имеющихся методических рекомендаций ограничиваются лишь некоторыми советами адресованные педагогам и родителям. Эти рекомендации не дают конкретных приемов формирования воли и произвольности ребенка и общей стратегии воспитания этих важнейших качеств в личности.
Таким образом, развитие произвольного поведения является актуальной целью в научном отношении. Определение сущности и специфики произвольного и волевого поведения на разных этапах позволит выявить главные условия, способствующие формированию важнейших качеств личности в дошкольном возрасте, и, следовательно, даст возможность для построения практической работы с детьми.
Обсуждая проблему готовности к школе, Д.Б.Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности. Анализируя эти предпосылки, Д.Б.Эльконин выделил следующие параметры:
– умение детей сознательно подчинять свои
действия правилу, обобщенно определяющему
способ действия;
– умение ориентироваться на заданную систему
требований;
– умение внимательно слушать говорящего и точно
выполнять задание, предполагаемые в устной
форме;
– умение самостоятельно выполнять требуемое
задание по зрительно воспроизводимому образу.
Педагоги-практики отмечают, что использование
основных видов движений в дозировке, доступной
детям и соответствующей их возрастным
возможностям, помогает повысить умственную и
физическую работоспособность детей, а также
способствует развитию волевых качеств и
формированию мотивационно-потребностной сферы.
Во время выполнения основных видов движений у
детей формируются волевые качества:
целеустремленность, настойчивость, выдержка,
смелость и др., формируется умение
самостоятельно подбирать способ действий в
зависимости от тех конкретных условий, которые
сложились в данный момент.
Пути формирования воли и произвольности различны и предполагают разное участие взрослого. Эти различия заключаются в следующем:
Волевое действие всегда является инициативным: его побуждение должно всегда исходить от самого ребенка. Цель и задача произвольного действия могут задаваться извне, взрослым, и лишь приниматься или не приниматься ребенком.
Произвольное действие всегда является опосредованным, и его формирование требует введения определенных средств, которые впоследствии будут сознательно использоваться самим ребенком. Волевое действие может быть непосредственным, т.е. осуществляться по сильному непосредственному побуждению.
Произвольность поддается тренировке, обучению, которое заключается в усвоении средств овладения своим поведением. Воля такой тренировке не поддается. Ее формирование происходит в совместной жизнедеятельности со взрослым, направленной на воспитание устойчивых мотивов и действий.
Произвольность как функция психики, всегда имеет элементарные формы и предпосылки своего развития на предыдущем этапе, а потому, провести жесткий водораздел между наличием и отсутствием произвольности (и воли) нельзя. Однако в раннем онтогенезе этот процесс осуществляется не в индивидуальной жизни ребенка. Поэтому в дошкольном возрасте рассматривать волю и произвольность изолированного ребенка нельзя. На каждом этапе возрастного развития взрослый открывает перед ребенком новые аспекты деятельности, которые становятся его мотивами, и новые средства овладения своим поведением.
Уровни и этапы развития волевого и произвольного поведения определяются специфическим для каждого возраста содержанием мотивов деятельности ребенка и формами опосредования его поведения в совместной жизнедеятельности со взрослым.
Развитие движений детей старшего дошкольного возраста тесно связано со всем образовательным процессом детского сада, определяющим общее развитие ребенка, его психических качеств, поведения, направленности интересов.
Старшим дошкольникам доступно овладение разнообразными движениями, в первую очередь основными их видами – бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазаньем, новыми сложными формами этих движений, а также совершенствование некоторых элементов их техники, без которых нельзя активно участвовать в подвижных играх, а в дальнейшем успешно заниматься спортом. Использование основных видов движений в дозировке, доступной детям и соответствующей их возрастным возможностям, помогает повысить умственную и физическую работоспособность детей, а также способствует развитию волевых качеств и формированию мотивационно-потребностной сферы.
Дети старшего дошкольного возраста овладевают различными движениями и упражняются в них осознанно. В процессе овладения основными движениями они приобретают широкий круг знаний, умения анализировать свои действия, выделять существенные звенья, изменять и перестраивать их в зависимости от получаемого результата, оценки и ситуации, т.е. овладевают основами произвольного поведения, которое предполагает умение ставить цель, планировать свою деятельность для достижения желаемого результата, проявлять выдержку и настойчивость в преодолении возникающих препятствий. Все это содействует активизации двигательной деятельности детей в процессе обучения, проявлению волевых усилий, инициативы, воспитанию у детей интереса к занятиям по физической культуре.
Во время выполнения основных видов движений у детей формируются волевые качества: целеустремленность, настойчивость, выдержка, смелость и др. Поэтому важным моментом при обучении основным видам движений является поддержание желания и умения детей преодолевать препятствия (обежать, перепрыгнуть, перелезть и др.), самостоятельно подбирая способ действий в зависимости от тех конкретных условий, которые сложились в данный момент.
Обучение старших дошкольников основным видам движений, способствует развитию произвольности их поведения; позволяет сформироватьмотивационно-потребностной сферу, нравственно-волевые качества, навыки саморегуляции и самоконтроля, умения самостоятельно выполнять задания; оказывает положительное влияние на волевую и эмоциональную сферу ребенка, повышает интерес к физической культуре, развивает потребность в физическом совершенствовании, повышает работоспособность старших дошкольников.
Обучение основным видам движений проходит в несколько этапов.
На начальном этапе обучение имеет малоизменчивый характер, действие может выполняться только одним способом, и формирование произвольности поведения заключается в способствовании стремления ребенка в достижении желаемого результата путем определенных волевых усилий. Однако при этом действия ребенка находятся под непосредственным контролем взрослого. На этом этапе нередко ребенок правильно действует только в специально созданной обстановке, а малейшее изменение ситуации приводит к нарушению двигательного действия.
Переход к этапу совершенствования ОВД
возможен при наличии таких показателей
выполнения, как точность, прочность и
стабильность. Наличие первоначальных знаний и
умений позволяет на этом этапе использовать
различные варианты двигательного действия.
Вариативность может быть тем больше, чем прочнее
данный двигательный навык. При формировании
произвольного поведения вариативность
выполнения ОВД может рассматриваться как
следствие преодоления трудностей, нахождение
других путей решения одной и той же задачи. Поиск
другого варианта действия здесь является
инициативным со стороны самого ребенка, при том,
что цель задана взрослым, а ребенок принимает ее
и действует в соответствии со своим планом. При
этом сам ребенок рефлексирует свои действия (то
есть произвольные действия носят опосредованный
характер) и впоследствии эти действия будут
использоваться самим ребенком сознательно для
достижения данной цели.
Отмечено, что дети охотно выполняют новые, даже
трудные движения, но не проявляют интереса к их
совершенствованию, требующему многократных
повторений. Детям интереснее, если расширяются
знания, навыки, путем вариаций упражнений и
разнообразию условий их выполнения. Это приводит
к тому, что дети правильно усвоив на занятиях
основные элементы техники прыжков, метания,
подлезания в играх не совершенствуют
соответствующие двигательные навыки, а
допускают в выполнении этих движений ошибки,
используют их не целесообразно. Это
свидетельствует о том, что результаты
двигательного опыта, накопленного в процессе
разучивания ОВД в специально-организованной
обстановке не переносятся автоматически в
повседневную двигательную деятельность. Это
говорит о том, что в процессе обучения ОВД не было
уделено должного внимания осознанию и
осмыслению двигательных действий, т.е.
самоконтролю (рефлексии). Для такого переноса
требуется умение выполнять одно и то же движение
различными способами в соответствии со
сложившейся ситуацией, т.е. сформированность
произвольного поведения.
На завершающем этапе совершенствования ОВД необходимо научить дошкольников применять разученные двигательные действия в различных ситуациях, в разных сочетаниях с другими движениями, выполнять в разном темпе. Это возможно в процессе тренировки произвольности, которая заключается в усвоении средств овладения своим поведением, воспитания устойчивых мотивов, развития способности самоконтроля и регуляции волевых усилий.
Для решения задачи формирования произвольного поведения дошкольников был разработан перспективный план физкультурных занятий.
При их планировании учитывается следующее:
- дети старшего дошкольного возраста овладевают различными движениями и упражняются в них осознанно (т.е. произвольно);
- они приобретают широкий круг специальных знаний, умения анализировать свои действия, выделять их существенные звенья, изменять и перестраивать их в зависимости от получаемого результата, оценки и ситуации;
- все это содействует активизации двигательной деятельности детей в процессе обучения, проявлению волевых усилий, инициативы, произвольности поведения, воспитанию у детей интереса к занятиям по физической культуре.
Распределение программного материала осуществляется на основании концентрического (спирального) способа. По этому способу все виды основных движений дети должны разучивать и повторять в среднем на двух-трех занятиях подряд, а затем повторять их через некоторое время (1-2 месяца).
При планировании учитывается следующее:
1) необходимость всестороннего воздействия
упражнений на организм детей;
2) трудности усвоения упражнений, которые
способствуют формированию произвольного
поведения;
3) сочетание учебного материала, проходимого в
одном квартале, с материалом последующего.
Обучение нескольким основным движениям на одном занятии позволяет увеличить не только количество повторений каждого упражнения, но и чаще обучать детей тому или иному виду движения. Для подбора наиболее рационального сочетания разных видов упражнений, исходя из конкретных задач каждого занятия, мы придерживались определенных требований:
Первое – рациональное сочетание разных видов основных движений должно прежде всего обеспечить всестороннее развитие организма ребенка. При подборе упражнений надо руководствоваться правилом – не воздействовать на одну и ту же группу мышц двумя упражнениями подряд, что вызывает ненужную утомляемость, а распределять нагрузку на разные группы мышц и таким путем упражнять их.
Например, при разучивании прыжковых упражнений как дополнительное задание следует подбирать упражнения в метании или упражнения в ползании с подтягиванием на руках. Прыжки развивают преимущественно мышцы ног. а упражнения в метании и ползании мышцы рук и плечевого пояса. Значит, сочетая прыжки с метанием или ползание с подтягиванием на руках, можно осуществлять принцип всестороннего развития организма ребенка.
Второе требование к подбору упражнений – не допускать односторонности в физическом развитии, т.е. обучение только лазанью, только прыжкам или метанию.. При переключении детей с одного двигательного акта на другой (чередование бега в различном темпе, бега и прыжков, прыжков и метаний и т.д.) совершенствование вегетативных функций у них происходит значительно лучше и эффект обучения повышается, вместе с тем надо остерегаться разбросанности, бессистемности в упражнениях, нагромождения навыков и умений в процессе обучения. Они ведут к поверхностному и часто искаженному усвоению движений.
Третье – важно подобрать такое сочетание упражнений, которое создавало бы условия для наибольшей двигательной активности ребенка и проявления волевых усилий так как только при этом условии ребенок может успешно развиваться. Бездеятельность и роль наблюдателя на занятиях по физической культуре могут вызвать у ребенка лишь скуку. Высокая двигательная активность у детей – это возрастная особенность, способствующая тренировке всех функций организма.
Подбирая определенные сочетания упражнений, мы чередуем виды основных движений так, чтобы дети могли повторить каждое упражнение как можно большее число раз. Без многократных повторений невозможно сформировать и упрочить двигательные динамические стереотипы, составляющие физиологическую основу двигательных навыков и проявлений произвольного поведения.
В среднем на формирование навыка у детей в более сложных видах движений (прыжки с разбега, метание) требуется 3-5 занятий, при условии повторения их не менее 6-8 раз на занятии. Наиболее продуктивное усвоение движений происходит на фоне хорошего эмоционального тонуса детей. В связи с этим разные виды основных движений подбираем таким образом, чтобы выполнение упражнений вызывало у детей положительные эмоции, бодрое радостное состояние, стремление совершенствовать свои движения, проявляя при этом выдержку, смелость, решительность и инициативу.
Для целесообразного распределения физиологической нагрузки и формирования у детей прочных умений и навыков на занятиях по физической культуре в подготовительной к школе группе детского сада включаем в основную часть занятия не одно, а 2-4 основных движения с целью их разучивания. Методически правильное применение различных сочетаний основных движений на разных этапах обучения предусматривает использование адекватных способов выполнения упражнений и организации детей. Активная двигательная деятельность детей при этом должна достигать 60-80% всего времени занятия. Соблюдение всех этих условий оказывает существенное влияние на улучшение количественных и качественных показателей выполнения основных движений, являющихся свидетельством хорошего усвоения их детьми, а также сформированности мотивационно-потребностной сферы и произвольного поведения, которое выражается в проявлении воли, выдержки, выносливости, терпения, смелости, целеустремленности и настойчивости.
Результаты работы показывают, что дошкольники проявляют стремление к правильному (соответствующему образцу) выполнению данных видов движений, повышается качество их выполнения движений, ритмичность и координация. Они владеют разными способами выполнения движений, сознательно применяют тот или иной из них. Дети понимают взаимосвязь двигательных действий, они способны самостоятельно планировать свою деятельность, ведут себя независимо от обстоятельств и даже вопреки им, руководствуясь лишь собственными целями. Это подтверждает сформированность мотивационно-потребностной сферы дошкольников.
У детей сформированы умения самостоятельно ставить цель, организовывать свою деятельность, достигать желаемых результатов. Им характерна сознательная целенаправленность поведения при выполнении основных видов движений, преодоление трудностей и препятствий на пути к достижению цели.
Таким образом, можно сделать вывод, что процесс овладения детьми основными видами движений способствует формированию произвольного поведения, которое проявляется в умении преодолевать препятствия и трудности, контролировать собственные действия и соотносить их с правилами, в умении выстраивать цепочку целей, основу которых составляют определенные мотивы; а также способствует развитию волевых качеств: целеустремленности, настойчивости, выдержки, смелости и др.
Итак, произвольность является важнейшим качеством личности. У детей старшего дошкольного возраста произвольность формируется постепенно. Даже при поступлении детей в школу данное качество остается еще на невысоком уровне. При целенаправленной систематической работе, применяя разнообразные виды движений, упражнения, игры с правилами, занятия можно наблюдать повышение показателей, которые характеризуют произвольность.
Процесс развития волевого и произвольного поведения имеют единую направленность, которая заключается в преодолении побудительной силы ситуативных воздействий и в становлении способности руководствоваться некоторыми внеситуативными регуляторами – будь то речевая инструкция ими моральный мотив.
Развитие воли и произвольности заключается в изменении места регулятора поведения в структуре действия, а именно в его сдвиге с конца к началу действия.
В старшем дошкольном возрасте ребенок становится способным к сравнительно длительным волевым усилиям. Развитие воли ребенка тесно связано с происходящем в дошкольном возрасте изменением мотивов поведения, формированием соподчинения мотивов. Именно появление определенной направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому что он сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию побуждений, связанных с другими, менее значимыми мотивами. В развитии волевых действий дошкольника можно выделить три взаимосвязанные стороны:
1) развитие целенаправленности действий;
2) установление взаимосвязи между целью действий
и их мотивом;
3) возрастание роли самоконтроля в выполнении
действий.
Умение подчинять свои действия заранее поставленной цели, преодолевать препятствие, возникающие на пути к ее выполнению, в том числе отказываться от непосредственно возникающих желаний, – всеми этими качествами характеризуется волевое поведение. Именно это – важнейшее условие готовности ребенка к обучению в школе.
Овладение дошкольниками основными видами движений строится на превращение правила выполнения этих движений в мотив собственных действий, которые знаменуют не только развитие произвольности, но и воли ребенка. Дошкольник уже не просто подчиняется инструкциям и контролю взрослых, но и действует сам, контролируя собственные действия и соотнося их с эталоном.
Таким образом, систематическая и целенаправленная работа по овладению основными видами движений способствует развитию волевых качеств: самостоятельности, настойчивости, смелости, целеустремленности, инициативности и развитию произвольного поведения и деятельности: самосознания, самооценки, самоконтроля. Формирование произвольного поведения имеет важное значение для развития личности ребенка.
Список литературы:
1. Баканов Е.Н. Стадии развития волевых
процессов. Вестник МГУ / серия 14.1977, №4.
2. Божович Л.И., Славина Л.С., Ендовицкая Т.В.
Опыт экспериментального исследования
произвольного поведения/ Вопросы психологии. 1976
№4.
3. Бугрименко Е.А. К вопросу о развитии
произвольности поведения в дошкольном
возрасте. М., 1978.
4. Гуревич К.М. Развитие волевых действий у
детей младшего дошкольного возраста:
автореферат. Кандидатская диссертация. М.; 1973.
5. Запорожец А.В. Развитие произвольных
движений. М., 1960
6. Иванников В.А. К сущности волевого
поведения / Психологический журнал. 1985. Т.6. №3.
7. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у
дошкольников. Киев, 1971.
8. Кожухова Н.Н. Воспитатель по физической
культуре в дошкольном учреждении. М., 2002.
9. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 2000.
10. Психология дошкольника. Хрестоматия / сост.
Г.А.Урунтаева. – М., 1999.
11. Урунтаева Г.А. Психология дошкольника. М.,
2000.
12. Фещенко Т.И. Вопросы психологии. //
Формирование Я – потенциального положительного
как метод регуляции поведения дошкольников.
1997. №2.
13. Физическая подготовка детей 5-7 лет к занятиям в
школе / Под ред А.В.Кенеман, М.Ю.Кистяковой,
Т.И.Осокиной.– М.: «Просвещение», 1980.