Цель: гармоничное развитие ребенка в процессе учебно-познавательной деятельности.
Задачи урока
1. Предметно-информационная. Формируем начальные знания о рассказе, о его героях.
2. Деятельностно-коммуникативная. Развиваем умения: отличать рассказ от других произведений, определять содержание рассказа по данному названию, работать с книгой и дополнительными источниками информации. Формировать навык правильного выразительного чтения, развивать речь учащихся.
3. Ценностно-ориентационная. Формируем мотивацию к самостоятельному чтению. Воспитываем качества личности: умение слушать и слышать собеседника, адекватно отвечать на вопросы и задавать вопросы, определять поучительный смысл рассказов. Воспитываем любовь к животным, бережное отношение к природе.
Методы: работа с книгой в двух формах (под руководством учителя и самостоятельно), беседа, организованное наблюдение, работа с иллюстрациями. Метод организации взаимодействия учащихся: работа в парах.
Основной принцип построения урока: создание ситуации успеха у каждого ребенка, который будет стимулировать его в учебно-познавательной деятельности.
Оборудование: набор книг с рассказами Н.Сладкова; презентация Microsoft PowerPoint, проектор, экран.
ХОД УРОКА
I. Организация внимания.
Упражнение для дикции.
УЧИТЕЛЬ УЧАЩИЕСЯ Кто хочет разговаривать, Мы будем разговаривать, Тот должен выговаривать И будем выговаривать Все правильно и внятно, Так правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Чтоб было всем понятно.
II. Проверка домашнего задания. Слайд 2.
Чтение наизусть отрывка из стихотворения А.С.Пушкина "Уж небо осенью дышало:"
III.
1.Сообщение темы урока.
- "Приближается довольно скучная пора:" - поздняя осень с ненастьем, слякотью, холодом. Но человек внимательный и наблюдательный даже в такое время года может много заметить, разгадать тайны природы. Именно с произведением такого автора мы сегодня познакомимся. А кто он, мы узнаем из игры "Третий лишний".
2. Игра " Третий лишний" Слайд 3.
- Рассмотрите внимательно портреты этих гениальных людей. Как вы думаете, кто из них лишний и почему?
( Дети, обосновывая ответ, выбирают Н.Сладкова - писателя 20 века.)
3.Беседа об авторе и теме его творчества.
а) - О чём писал Н.Сладков? Слайд 4.
- Какие рассказы писателя вы уже читали?
б) Работа с выставкой книг и эпиграфом ко всему творчеству Н.Сладкова.
Слайд 5.
" В лес пойдёшь - кого-нибудь да увидишь. А увидишь - узнать захочешь. Узнаешь - непременно полюбишь. А полюбишь - в обиду не дашь: Уж так человек устроен - что любит, то и защищает."
(Читает ученик.)
- Всеми своими знаниями и открытиями Н.Сладков поделился с нами в своих книгах, которые вы уже читали или увидели у нас на выставке. Слайд 6.
- Н.Сладков написал более 20 книг для детей. Писатель был увлечён фотоохотой, в своих фотографиях ко многим рассказам " из всего потока лесной жизни он выхватил то, что его особенно восхитило, огорчило, возмутило или обрадовало".
IV. Знакомство с произведением Н.Сладкова " Лиса - плясунья". Слайд 7.
1. - Сегодня мы познакомимся с произведением Николая Ивановича " Лиса- плясунья". Как вы думаете, почему оно так называется?
- Убедимся в правильности вашей точки зрения, прочитав его.
2. Первоначальное чтение рассказа учителем. По ходу чтения ведётся словарная работа.
3. Словарная работа: (читают хорошо читающие дети)
Слайд 8.
ОКОЛИЦА - конец села
ЖНИВЬЁ- поле, с которого убран (сжат) хлеб
Слайд 9.
КОРОМЫСЛО - толстая изогнутая деревянная палка с крючками или выемками на концах для ношения одним человеком двух вёдер на плечах. В данном случае - изогнутая форма спины лисы.
Слайд 10.
ПРИМЕЧАТЕЛЬНЫЙ- замечательный (заслуживающий внимание)
СШИБАЮТСЯ - то же, что и сталкиваются
4. - К какому жанру относится это произведение?
(Рассказ - так как, оно небольшое по объёму; с небольшим количеством действующих лиц: автор, лиса, собака, мыши; изображаемые события происходят в небольшом временном промежутке).
V. Физминутка.
- Чтобы лучше понять лисичку, давайте превратимся в неё.
Шла лисичка по дорожке,
Нашла новые сапожки,
Желает лисонька плясать,
Нам обновку показать.
Ты, лисичка, не хитри,
Лучше хвостиком махни.
VI. Чтение рассказа по частям, выборочное чтение.
1 часть - 1.2 абзац.
Чтение "эхо". По слову из предложения начинает читать хорошо читающий ученик, а слабочитающий прочитывает следом это же слово.
Цель: сильный ученик отдаёт все силы выразительному чтению, а у слабого остается время на прочтение следующего слова. Он более уверен в себе.
- Какая была погода? Прочитайте.
- Почему автор отправился на улицу?
II часть - до слов "Надоело лисе:"
Чтение "Финиш". Несколько учащихся начинают читать на скорость - одновременно. Кроме быстроты чтения. Им надо ещё следить за выразительностью, безошибочностью.
- Чем занималась лиса? (Лиса мышковала.)
- Чего не мог понять автор? (Почему лиса пляшет.)
- Какие слова говорят, что автор умеет наблюдать? ( "давно лежу", "весь в грязи")
- Посмотрите, какими словами Н.И.Сладков описывает лису? ( Разинула зубастую пастишку, розовый язычок от усердия высунула, лапками топочет.)
- Можно догадаться, какая это была лиса и как автор относится к ней?
(Лиса небольшого размера, она ему нравится.)
III часть - до конца.
Чтение по абзацам.
- Почему лиса убежала? Найдите ответ в тексте.
- А почему писатель не ушёл домой?
- Что он сделал, чтобы понять лисью пляску? (Повторил действия лисы.)
- Что понял Николай Иванович? Прочитайте.
- Как вы думаете, в каком настроении был писатель? (Досада, чувство вины: "Был бы тут пир на весь мир!". Он расстроен тем, что помешал лисичке.)
- Скажите, только ли потому, что автору стало жалко собаку, он пошёл домой, или на это была другая причина?
Вывод: нельзя мешать животным, им нелегко, у них много забот, главная из которых - добыча пищи!
- Этот рассказ ещё раз подтверждает слова Н.И.Сладкова.
(Возвращение к эпиграфу - слайд 5.)
VII. Подготовка к пересказу.
- Прочитайте вопросы учебника на с.95. На какие из них мы ещё сегодня не отвечали?
(Что показалось вам смешным в рассказе?)
- Какой вопрос вам самим хотелось бы задать к рассказу?
(Что нового я узнал о лисах? О мышах - полёвках?)
Ребята делятся своими открытиями.
2.Стараничка "Хочу всё знать!"
- Ваши товарищи подготовили небольшие сообщения, которые пополнят ваши знания.
1 ученик - Лиса обыкновенная. Слайд 11.
2 ученик - Корсак. Слайд 12.
3 ученик - Афганская лиса. Слайд 13.
4 ученик - Мыши -полёвки. Слайд 14.
3. - Итак, мы много узнали полезной информации. А какую ещё работу вы бы хотели выполнить с нашим рассказом?(Ребята предлагают разделить текс на части и составить план, подготовить пересказ, нарисовать иллюстрации к рассказу.)
- От чьего лица можно пересказать эту историю? (От лица автора, лисы.)
- Как вы думаете, а могла бы эту историю рассказать собака? Почему? А мыши?
VII. Домашнее задание.
- Дома я вам предлагаю ещё раз внимательно прочитать этот рассказ и подготовить пересказ (задание дается дифференцированно: сильные учащиеся пересказывают от лица лисы, собаки или мышей, а слабые - от лица автора), нарисовать иллюстрации.
Оценка работы учащихся.