Я абсолютно согласна с мнением доктора педагогических наук Германа Селевко, который заметил: "Сегодня социуму нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к дальнейшей жизнедеятельности, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы".
Чтобы решить поставленную задачу, необходимо формирование у школьников дополнительных качеств, которые так необходимы им будут в наш век компьютеризации.
Радует, что мои потребности учителя-практика совпадают с Концепцией модернизации образования, где поставлен вопрос о компетентностно-ориентированном образовании, направленном на становление нового гражданина, самостоятельно организующего свою деятельность.
Для многих педагогов - очевидно, что современный мультимедийный компьютер - надежный помощник и эффективное учебное средство в преподавании различных школьных предметов. Но сам по себе компьютер бесполезен, если нет доступа к информации: не обеспечен доступ к современным электронным ресурсам в Интернет или на компакт-дисках.
Из психологии известно, что зрительные анализаторы обладают более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо - только десятки тысяч. Информация, воспринятая зрительно, более осмыслена, лучше сохраняется в памяти. "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать", гласит народная мудрость. Учитывая это, я поняла, что надо расширять арсенал зрительных и зрительно-слуховых средств подачи информации. Взаимодействие должно осуществляется по всем каналам восприятия "текст - звук - видео - цвет". Учитывая это, я стала использовать цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) с целью формирования у них информационно-коммуникативных компетенций (ИКК) на своих уроках.
Условия реализации изменений:
- МОУ СОШ №42 является ресурсным центром по информатизации в районе,
- Возможность доступа к информации в школе (наличие кабинета информационных технологий, кабинета информатики, автоматизированного рабочего места учителя, локальной сети, Интернет),
- Наличие высшей квалификационной категории учителя,
- Возможность сотрудничества со специалистом по ИКТ (зам. директора по информатизации),
- В 2008 году окончила курс "Оператор ПК" в филиале Сибирского компьютерного колледжа, курсы повышения квалификации (ЧИПКРО, 2005, 2009г.),
- 60-80 % учащихся окончили или учатся в филиале Сибирского компьютерного колледжа (а базе МОУ СОШ №42),
- Наличие личного кабинета на сайте www.1sept.ru
Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного. Как с помощью своих уроков развить личность ученика, его творческое мышление, умение анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы и иметь собственную точку зрения? Постепенно я стала использовать цифровые образовательные ресурсы на своих уроках.
Ведущая идея: использование ЦОР позволит создать условия для успешного решения задачи формирования и развития у обучающихся информационно-коммуникативной компетенции.
Под информационно-коммуникативной компетентностью понимается:
- владение навыками поиска
- систематизация исторической, правовой, социально-экономической информации
- обработка и перевод материала из одной знаковой системы в другую (текст, таблица, схема, карта)
- участие в обсуждении узловых моментов дискуссии, формулирование собственной позиции по обсуждаемым вопросам и использование исторических, нормативно-правовых и т. д. сведений для её аргументации
- умение публично представить результаты своей работы, отбирая адекватные формы и методы презентации
Большую роль в жизни современных школьников играют новые информационные технологии. Их эффективность бесспорна, так как они позволяют:
- расширить информационное пространство;
- увеличить скорость поиска информации;
- интенсивность обработки полученных знаний.
И поэтому задача учителя:
- Помочь сформировать в себе способности, которые позволят в дальнейшем овладеть набором способов деятельности;
- Создать условия для формирования умений переноса информации из одних знаковых систем в другие;
- Создать условия для развития умения структурировать информацию;
- Содействовать развитию умения конструктивно общаться
Цели и задачи обучения школьников истории сегодня невозможно достичь без созданий условий для самостоятельного присвоения, приобретения ими знаний.
Необходимо сформировать умение учить самого себя, которое не приходит к учащемуся без помощи учителя.
Сотрудничество учителя и учащегося предполагает знание, умение педагога о дозировке самостоятельности, предоставляемой школьнику, которая в конечном итоге ведет к автономизации его познавательной деятельности, как основы личностного становления. Так используя цифровые образовательные ресурсы, я стала привлекать своих учеников к их использованию.
Бесспорно использование ЦОР - ключ к формированию творческой личности ученика.
В процессе обучения наиболее качественное восприятие и усвоение учебного материала происходит в результате межличностного познавательного общения и взаимодействия всех субъектов.
Цель, поставленная мною при использования ИКТ, - это общее развитие школьников:
- предоставление каждому из них оптимальных возможностей в личностном становлении;
- расширении возможностей самоопределения и самореализации.
Формы, которые я использую в своей работе в процессе преподавания:
- презентация - как сопровождение рассказа учителя (проблема наглядности)
- мультимедийные обучающие диски - необходимая информация, способствующая наилучшему запоминанию материала;
- ИКТ как средство контроля знаний учащихся;
- ЦОР - средство развития навыков самостоятельного поиска и обработки информации.
В век компьютиризации, я считаю наиболее удобным использование на моих уроках мультимедийных технологий в форме презентации. В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, я предлагаю им создать презентации. Здесь каждый имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала и дизайна слайдов. Кроме того он имеет возможность использовать все возможные средства мультимедиа, для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным.
Например, после изучения темы "Материально-производственная деятельность человека" в 10 классе, учащиеся в форме зачета представили презентации по темам:
- Трудовая деятельность
- Изобретательская деятельность
- Экономическая деятельность
Здесь ребята проявляют свое творчество. Ищут материал для защиты, работая в интернете.
Применение презентаций на уроках и внеклассной работы по предмету:
- создает условия для переживания учащимися ситуации успеха в процессе учебной деятельности;
- позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся;
- повышает мотивацию к истории, обществознанию и праву;
- стимулирует учащихся к творческой деятельности.
Предполагается, что сотрудничество, взаимодействие, активность учителя и учащихся за сравнительно короткий промежуток времени обеспечивает формирование и развитие информационно-коммуникативных компетенций, определяющих успешность той или иной деятельности школьника.
Конечно же, меняется и стиль проведения занятий с использованием СОР:
- доверия,
- доброжелательности,
- партнерства,
- взаимопонимания,
- взаимовыручки и поддержки,
- терпимости,
- учета и уважения интересов, возможностей друг друга
В процессе работы я могу, косвенно организуя, управляя и корректируя деятельность своих подопечных, открыто участвовать в работе, ненавязчиво направляя и организуя работу всех участников.
Современное обучение сегодня трудно представить без технологии мультимедиа, которая позволяет использовать текст, графику, видео- и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе.
Современные технологии мультимедиа в интерактивном режиме расширяет области применения видеофрагментов в учебном процессе
Мультимедиа программы - наукоемкий продукт, поэтому мультимедийные издания создают следующий спектр широких возможностей не только для учителя, но и для учащихся:
- осуществлять отбор необходимой информации в соответствии с дидактическими целями, свойствами данного CD-продукта и интересами
- прогнозировать мотивацию, понимание, усвоение и характер мышления учащихся в процессе самостоятельной работы по плану учителя
- выбирать способы сочетания и интеграции средств данной мультимедийной книги с традиционными средствами обучения
- создавать оптимальные дидактические условия развивающего обучения: учащиеся самостоятельно будут искать ответы на поставленные вопросы индивидуально и в группах
- удовлетворить познавательный интерес к школьному предмету - истории, конкретно к данному историческому периоду
Работу с мультимедийными программами следует также отнести к интерактивным формам:
- Этот вид работы косвенным путем развивает конструктивное, алгоритмическое мышление, творческое мышление, коммуникативные способности у учащихся
- Формирует умения и навыки исследовательской деятельности, ориентировки в информации и ее последующей обработке
- Повышает качество и эффективность обучения истории, обществознания, право, развивает учебную деятельность
Это эффективный стимул обучения школьников:
Многофункциональность компьютера множество познавательных потребностей и доступность диалогового позволяет удовлетворить общение в интерактивном режиме;
- Использование учебных мультимедийных программ создает благоприятные
- условия для учителя в решении проблем дифференциации, индивидуализации обучения истории, обществознания в условиях урочной системы;
- Учащемуся становятся доступны различные источники информации по теме урока, что расширяет возможности качественного усвоения программного материала.
В чем же преимущество и новизна моего ИПО?
- Доступность и быстрота получения информации
- Наличие различных точек зрения на тот или иной исторический факт, событие
- Возможность выразить свою точку зрения в тематических чатах, форумах в Интернете
- Наглядность и интерактивность, наличие интерактивных форм контроля и оценивания
- Результатов работы учащихся (объективного).
Применение ЦОР в моей практике преподавания истории и обществознания способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока.
Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.
Мониторинг информационно-коммуникативной компетентности (ИКК) показывает:
ИКК | Класс | Кол-во | % умения | |
Не совсем | владеют | |||
самостоятельный поиск тематической информации по предмету | 11с/,с/э; 10с/г |
23 10 |
23 (100) 10 (100) |
|
систематизация исторической, правовой, социально-экономической информации | 11с/,с/э; 10с/г |
23 10 |
7 5 |
16 5 |
обработка и перевод материала из одной знаковой системы в другую (текст, таблица, схема, карта) | 11с/,с/э; 10с/г |
23 10 |
8 5 |
15 5 |
создание собственной презентации | 11с/,с/э; 10с/г |
23 10 |
4 4 |
29 6 |
умение публично представить результаты своей работы, отбирая адекватные формы и методы презентации | 11с/,с/э; 10с/г |
23 10 |
7 4 |
16 6 |
Каков же результат использования ЦОР?
- увеличение познавательной активности учащихся, самостоятельного поиска информации из цифровых источников
- накопление интерактивных форм контроля за знаниями учащихся в кабинете истории (АРМ учителя)
- сформировалась коллекция работ учащихся и учителя (132 презентации, видеофильмы, тесты)
- увеличилось качество обученности по истории на 6%
- повышение качества обученности по результатам ЕГЭ - 2006-80%, 2008-100%, ГИА по обществознанию: 2008 - 48%; 2009 - 59%; 2010 - 100%.
Таким образом, применение ЦОР способствуют повышению не только мотивации к истории, обществознанию и праву, но и качества обученности. И происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, оценивать разные точки зрения, участвовать в дискуссии. Значительны и воспитательные возможности использования ЦОР. Они способствуют установлению эмоциональных контактов, между учащимися, приучают работать как в команде, так и одному, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытывать чувство защищенности и взаимопонимания. По сравнению с традиционным обучением, использование ЦОР меняет характер взаимодействия учителя и учеников. Активность учителя уступает место активности учащихся, а задачей учителя становится создания условий для инициативы ребят.