Использование цифровых образовательных ресурсов в формировании информационно-коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории, обществознания и права

Разделы: История и обществознание


Я абсолютно согласна с мнением доктора педагогических наук Германа Селевко, который заметил: "Сегодня социуму нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к дальнейшей жизнедеятельности, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы".

Чтобы решить поставленную задачу, необходимо формирование у школьников дополнительных качеств, которые так необходимы им будут в наш век компьютеризации.

Радует, что мои потребности учителя-практика совпадают с Концепцией модернизации образования, где поставлен вопрос о компетентностно-ориентированном образовании, направленном на становление нового гражданина, самостоятельно организующего свою деятельность.

Для многих педагогов - очевидно, что современный мультимедийный компьютер - надежный помощник и эффективное учебное средство в преподавании различных школьных предметов. Но сам по себе компьютер бесполезен, если нет доступа к информации: не обеспечен доступ к современным электронным ресурсам в Интернет или на компакт-дисках.

Из психологии известно, что зрительные анализаторы обладают более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо - только десятки тысяч. Информация, воспринятая зрительно, более осмыслена, лучше сохраняется в памяти. "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать", гласит народная мудрость. Учитывая это, я поняла, что надо расширять арсенал зрительных и зрительно-слуховых средств подачи информации. Взаимодействие должно осуществляется по всем каналам восприятия "текст - звук - видео - цвет". Учитывая это, я стала использовать цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) с целью формирования у них информационно-коммуникативных компетенций (ИКК) на своих уроках.

Условия реализации изменений:

  1. МОУ СОШ №42 является ресурсным центром по информатизации в районе,
  2. Возможность доступа к информации в школе (наличие кабинета информационных технологий, кабинета информатики, автоматизированного рабочего места учителя, локальной сети, Интернет),
  3. Наличие высшей квалификационной категории учителя,
  4. Возможность сотрудничества со специалистом по ИКТ (зам. директора по информатизации),
  5. В 2008 году окончила курс "Оператор ПК" в филиале Сибирского компьютерного колледжа, курсы повышения квалификации (ЧИПКРО, 2005, 2009г.),
  6. 60-80 % учащихся окончили или учатся в филиале Сибирского компьютерного колледжа (а базе МОУ СОШ №42),
  7. Наличие личного кабинета на сайте www.1sept.ru

Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного. Как с помощью своих уроков развить личность ученика, его творческое мышление, умение анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы и иметь собственную точку зрения? Постепенно я стала использовать цифровые образовательные ресурсы на своих уроках.

Ведущая идея: использование ЦОР позволит создать условия для успешного решения задачи формирования и развития у обучающихся информационно-коммуникативной компетенции.

Под информационно-коммуникативной компетентностью понимается:

  • владение навыками поиска
  • систематизация исторической, правовой, социально-экономической информации
  • обработка и перевод материала из одной знаковой системы в другую (текст, таблица, схема, карта)
  • участие в обсуждении узловых моментов дискуссии, формулирование собственной позиции по обсуждаемым вопросам и использование исторических, нормативно-правовых и т. д. сведений для её аргументации
  • умение публично представить результаты своей работы, отбирая адекватные формы и методы презентации

Большую роль в жизни современных школьников играют новые информационные технологии. Их эффективность бесспорна, так как они позволяют:

  • расширить информационное пространство;
  • увеличить скорость поиска информации;
  • интенсивность обработки полученных знаний.

И поэтому задача учителя:

  • Помочь сформировать в себе способности, которые позволят в дальнейшем овладеть набором способов деятельности;
  • Создать условия для формирования умений переноса информации из одних знаковых систем в другие;
  • Создать условия для развития умения структурировать информацию;
  • Содействовать развитию умения конструктивно общаться

Цели и задачи обучения школьников истории сегодня невозможно достичь без созданий условий для самостоятельного присвоения, приобретения ими знаний.

Необходимо сформировать умение учить самого себя, которое не приходит к учащемуся без помощи учителя.

Сотрудничество учителя и учащегося предполагает знание, умение педагога о дозировке самостоятельности, предоставляемой школьнику, которая в конечном итоге ведет к автономизации его познавательной деятельности, как основы личностного становления. Так используя цифровые образовательные ресурсы, я стала привлекать своих учеников к их использованию.

Бесспорно использование ЦОР - ключ к формированию творческой личности ученика.

В процессе обучения наиболее качественное восприятие и усвоение учебного материала происходит в результате межличностного познавательного общения и взаимодействия всех субъектов.

Цель, поставленная мною при использования ИКТ, - это общее развитие школьников:

  • предоставление каждому из них оптимальных возможностей в личностном становлении;
  • расширении возможностей самоопределения и самореализации.

Формы, которые я использую в своей работе в процессе преподавания:

  • презентация - как сопровождение рассказа учителя (проблема наглядности)
  • мультимедийные обучающие диски - необходимая информация, способствующая наилучшему запоминанию материала;
  • ИКТ как средство контроля знаний учащихся;
  • ЦОР - средство развития навыков самостоятельного поиска и обработки информации.

В век компьютиризации, я считаю наиболее удобным использование на моих уроках мультимедийных технологий в форме презентации. В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, я предлагаю им создать презентации. Здесь каждый имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала и дизайна слайдов. Кроме того он имеет возможность использовать все возможные средства мультимедиа, для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным.

Например, после изучения темы "Материально-производственная деятельность человека" в 10 классе, учащиеся в форме зачета представили презентации по темам:

  1. Трудовая деятельность
  2. Изобретательская деятельность
  3. Экономическая деятельность

Здесь ребята проявляют свое творчество. Ищут материал для защиты, работая в интернете.

Применение презентаций на уроках и внеклассной работы по предмету:

  • создает условия для переживания учащимися ситуации успеха в процессе учебной деятельности;
  • позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • повышает мотивацию к истории, обществознанию и праву;
  • стимулирует учащихся к творческой деятельности.

Предполагается, что сотрудничество, взаимодействие, активность учителя и учащихся за сравнительно короткий промежуток времени обеспечивает формирование и развитие информационно-коммуникативных компетенций, определяющих успешность той или иной деятельности школьника.

Конечно же, меняется и стиль проведения занятий с использованием СОР:

  • доверия,
  • доброжелательности,
  • партнерства,
  • взаимопонимания,
  • взаимовыручки и поддержки,
  • терпимости,
  • учета и уважения интересов, возможностей друг друга

В процессе работы я могу, косвенно организуя, управляя и корректируя деятельность своих подопечных, открыто участвовать в работе, ненавязчиво направляя и организуя работу всех участников.

Современное обучение сегодня трудно представить без технологии мультимедиа, которая позволяет использовать текст, графику, видео- и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе.

Современные технологии мультимедиа в интерактивном режиме расширяет области применения видеофрагментов в учебном процессе

Мультимедиа программы - наукоемкий продукт, поэтому мультимедийные издания создают следующий спектр широких возможностей не только для учителя, но и для учащихся:

  • осуществлять отбор необходимой информации в соответствии с дидактическими целями, свойствами данного CD-продукта и интересами
  • прогнозировать мотивацию, понимание, усвоение и характер мышления учащихся в процессе самостоятельной работы по плану учителя
  • выбирать способы сочетания и интеграции средств данной мультимедийной книги с традиционными средствами обучения
  • создавать оптимальные дидактические условия развивающего обучения: учащиеся самостоятельно будут искать ответы на поставленные вопросы индивидуально и в группах
  • удовлетворить познавательный интерес к школьному предмету - истории, конкретно к данному историческому периоду

Работу с мультимедийными программами следует также отнести к интерактивным формам:

  • Этот вид работы косвенным путем развивает конструктивное, алгоритмическое мышление, творческое мышление, коммуникативные способности у учащихся
  • Формирует умения и навыки исследовательской деятельности, ориентировки в информации и ее последующей обработке
  • Повышает качество и эффективность обучения истории, обществознания, право, развивает учебную деятельность

Это эффективный стимул обучения школьников:

Многофункциональность компьютера множество познавательных потребностей и доступность диалогового позволяет удовлетворить общение в интерактивном режиме;

  • Использование учебных мультимедийных программ создает благоприятные
  • условия для учителя в решении проблем дифференциации, индивидуализации обучения истории, обществознания в условиях урочной системы;
  • Учащемуся становятся доступны различные источники информации по теме урока, что расширяет возможности качественного усвоения программного материала.

В чем же преимущество и новизна моего ИПО?

  • Доступность и быстрота получения информации
  • Наличие различных точек зрения на тот или иной исторический факт, событие
  • Возможность выразить свою точку зрения в тематических чатах, форумах в Интернете
  • Наглядность и интерактивность, наличие интерактивных форм контроля и оценивания
  • Результатов работы учащихся (объективного).

Применение ЦОР в моей практике преподавания истории и обществознания способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока.

Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.

Мониторинг информационно-коммуникативной компетентности (ИКК) показывает:

ИКК Класс Кол-во % умения
Не совсем владеют
самостоятельный поиск тематической информации по предмету 11с/,с/э;

10с/г

23

10

  23 (100)

10 (100)

систематизация исторической, правовой, социально-экономической информации 11с/,с/э;

10с/г

23

10

7

5

16

5

обработка и перевод материала из одной знаковой системы в другую (текст, таблица, схема, карта) 11с/,с/э;

10с/г

23

10

8

5

15

5

создание собственной презентации 11с/,с/э;

10с/г

23

10

4

4

29

6

умение публично представить результаты своей работы, отбирая адекватные формы и методы презентации 11с/,с/э;

10с/г

23

10

7

4

16

6

Каков же результат использования ЦОР?

  • увеличение познавательной активности учащихся, самостоятельного поиска информации из цифровых источников
  • накопление интерактивных форм контроля за знаниями учащихся в кабинете истории (АРМ учителя)
  • сформировалась коллекция работ учащихся и учителя (132 презентации, видеофильмы, тесты)
  • увеличилось качество обученности по истории на 6%
  • повышение качества обученности по результатам ЕГЭ - 2006-80%, 2008-100%, ГИА по обществознанию: 2008 - 48%; 2009 - 59%; 2010 - 100%.

Таким образом, применение ЦОР способствуют повышению не только мотивации к истории, обществознанию и праву, но и качества обученности. И происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, оценивать разные точки зрения, участвовать в дискуссии. Значительны и воспитательные возможности использования ЦОР. Они способствуют установлению эмоциональных контактов, между учащимися, приучают работать как в команде, так и одному, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытывать чувство защищенности и взаимопонимания. По сравнению с традиционным обучением, использование ЦОР меняет характер взаимодействия учителя и учеников. Активность учителя уступает место активности учащихся, а задачей учителя становится создания условий для инициативы ребят.

Приложение.