Урок-игра по теме "Системы счисления". 6-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 6


Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления» – правила перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную и обратно, использование нестандартных заданий.

Задачи урока:

  • Учебные:
    • знать:
      • определение системы счисления, определение основания системы счисления;
      • определение позиционной и непозиционной системы счисления, их различия.
    • уметь:
      • приводить примеры позиционной системы счисления и непозиционной;
      • переводить целые десятичные числа в двоичный код, и обратно.
  • Развивающие:
    • развивать познавательный интерес, речь и внимание учащихся;
    • развивать навыки индивидуальной практической деятельности и умения работать в команде;
    • развивать коммуникационную компетентность у учащихся;
    • развить логическое мышление учащихся при решении нестандартных задач различного уровня.
  • Воспитательные:
    • повышать  мотивацию учащихся путем использования нестандартных задач;
    • формировать творческий подход к решению задач, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей;
    • воспитывать дух здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу, чувства коллективизма;
    • формировать навыки самоорганизации и инициативы.

Тип урока:  урок обобщения и систематизации знаний с использованием презентации.

Формы организации работы учащихся на уроке: практически-индивидуальная работа, работа в команде, работа на компьютере.

Материальное обеспечение урока: компьютерная презентация «Восхождение на пик «Системы счисления»», компьютеры, мультимедийный проектор, дидактический раздаточный материал, таблица подсчета результатов, алфавит русского языка.

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин.)
  2. Вводное слово (2 мин.)
  3. Актуализация знаний: (38 мин.)
  4. Графический диктант.
  5. Заполнение таблицы.
  6. Конкурс капитанов и конкурс «Художники».
  7. Физкультминутка.
  8. Конкурс «Загадка поэта».
  9. Конкурс «Числовой лабиринт».
  10. Конкурс «Русская поговорка».
  11. Рефлексия (2 мин).
  12. Подведение итогов и награждение (2 мин.)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Садитесь! 

II. Вводное слово

– Сегодня у нас заключительный урок по теме “Системы счисления”. Мы повторим и приведем в систему изученный материал.
Ваша задача – показать свои знания и умения в процессе выполнения заданий различного уровня.
Урок будет проходить в виде игры «Восхождение на пик «Системы счисления»». (Слайд 1) За эпиграф к сегодняшнему уроку я взяла слова пифогорийцев, учеников древнегреческого философа и математика Пифагора, которые говорили так: «Всё есть число», подчёркивая необычайно важную роль чисел в практической деятельности. (Слайд 2)
Вы уже разделились на две команды, придумали себе название и выбрали капитана. Пожалуйста, команды, представьтесь!
Я представляю вам моих помощников, они будут подсчитывать баллы по каждому конкурсу и озвучивать их. В некоторых конкурсах вы будете сами подсчитывать баллы друг у друга, обменявшись листочками, сверяя ответы на листочках с правильными ответами. (На уроке учителю помогают 2 помощника.  Первый помощник готовит грамоты командам, а второй – заполняет таблицу подсчета результатов, сообщает после каждого выполненного задания набранное командой количество баллов, сумму баллов по итогам выполнения командами всех заданий и название победившей команды.)
Итак, команды представились, и мы начинаем игру.

План работы на уроке следующий (слайд 3):

  • Графический диктант.
  • Заполнение таблицы.
  • Конкурс капитанов и конкурс «Художники».
  • Физкультминутка.
  • Конкурс «Загадка поэта».
  • Конкурс «Числовой лабиринт».
  • Конкурс «Русская поговорка».

III. Актуализация знаний

Учащиеся выполняют задания на проверку теоретического материала по теме урока. Для выполнения данных заданий используется дидактический раздаточный материал для двух команд.
После выполнения каждого задания ученики проверяют работы друг друга и выставляют оценку по критериям, которые оговаривает учитель для каждого конкурса. Работы передаются помощнику учителя, который заносит результаты учащихся в итоговую таблицу.
Итак, начнем с разминки «Графический диктант» (слайд 4)

Задание 1. Графический диктант

Выполняется это задание каждым учеником, за каждый правильный ответ дается по 1 баллу, следовательно, максимальное количество баллов = 6.  Суммируются баллы всех участников команды и подсчитывается количество баллов у каждой команды. (слайд 5)
Если утверждение верно, ученик ставит знак _ , если неверно – знак /\, в итог должна получится цепочка символов (Приложение 1):

  • Система счисления – это способ представления чисел и соответствующие ему правила действий над числами. (_)
  • Информация, хранящаяся в компьютере, представлена в троичной системе счисления. (/\)
  • В двоичной системе счисления 11 + 1 = 12. (/\)
  • Существует множество позиционных систем счисления, и они отличаются друг от друга алфавитами. (_)
  • В 16-ричной системе счисления символ А используется для обозначения числа 10. (_)
  • Римская система счисления – это позиционная система счисления. (/\)

(Ответ:   _ /\ /\ _ _ /\) (слайд 6)

Капитаны команд собирают листочки у всех членов команды, обмениваются, проверяют и отдают помощникам.

Задание 2. Заполнение таблицы (слайды 7, 8)

Конкурс капитана, максимальное количество баллов = 3 (Приложение 2)

Система счисления Основание Алфавит
Десятичная 10 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9
Восьмеричная 8  
    0,1
  16  

 Правильно заполненная таблица имеет вид: (слайд 9)

Система счисления Основание Алфавит
Десятичная 10 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9
Восьмеричная 8 0,1,2,3,4,5,6,7
Двоичная 2 0,1
Шестнадцатеричная 16 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,A,B,C,D,E,F

Капитаны команд обмениваются ответами и проверяют друг у друга, отдают помощнику.

Задание 3. Конкурс «Художники» и конкурс капитанов (слайд 10)

Конкурс капитанов проходит за компьютерами. Каждый капитан проходит за свой компьютер, открывает папку с тестами (Приложение 7) и выполняет задания, максимальное количество баллов = 10 (за каждый правильный ответ – 2 балла).
Конкурс художников выполняется всей командой, пока капитаны выполняют тест, максимальное количество баллов =  8.
Рисуем   по  точкам.  В таблице  приведены номер точки и ее координаты, записанные в двоичной системе счисления.
Для каждой точки выполните перевод ее координат в десятичную систему счисления и отметьте точку на координатной плоскости.
Правильно сделав перевод и соединив последовательно все точки, вы получите некий рисунок. (Приложение 3)

Вариант 1:

Номер точки Координата в двоич с.с. Координата в десятич с.с.
1 (1,11)  
2 (101,11)  
3 (101,1001)  
4 (1000,110)  
5 (101,11)  
6 (1010,110)  
7 (1001,1)  
8 (11,1)  
9 (1,11)  
10 (101,1001)  
11 (101,1010)  
12 (1000,1010)  
13 (1000,1001)  
14 (101,1001)  

Ответ: рисунок кораблика (слайд 11)

Вариант 2:

Номер точки Координата в двоич с.с. Координата в десятич с.с.
1 (1,101)  
2 (10,110)  
3 (101,101)  
4 (111,1001)  
5 (1001,1001)  
6 (111,110)  
7 (1010,110)  
8 (1011,1000)  
9 (1100,1000)  
10 (1010,100)  
11 (111,100)  
12 (1001,1)  
13 (111,1)  
14 (101,100)  
15 (10,100)  

Ответ: рисунок самолета (слайд 11)

Капитаны команд проверяют правильность выполнения работы смотря на слайд с правильным ответом, отдают работы помощнику.

Физкультминутка. (слайды 12,13)

Построиться по возрастанию порядковых номеров (4,5,6,7,8,9,10).
Цветные карточки вытягивают дети в закрытом виде. Переводят число в двоичную систему счисления и выстраиваются вот в таком порядке  у доски.

100 1000 101 1001 110 1010 111

Проверить выполнение задания проще по цветам карточек. (розовый, зеленый, желтый ,синий, розовый, зелёный, желтый …).

Задание 4. Конкурс «Загадка поэта». (слайд 14)

Выполнятся  это задание всей командой, максимальное количество баллов =  8. (Приложение 4)

Прочитайте шуточное стихотворение А. Н. Старикова «Необыкновенная девочка» и попробуйте разгадать загадку поэта. Для этого выпишите упомянутые в стихотворении числа и переведите их в десятичную систему счисления. (слайд 15)

Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила.
Все это правда, а не бред.  
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель  и поводок держали.

Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.  
И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно …
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ

Ей было 12 лет,
Она в 5  класс ходила,
В портфеле по 4 книги носила.
Все это правда, а не бред.  
Она ловила каждый звук
Своими двумя ушами,
И две загорелые руки
Портфель  и поводок держали.

Когда, пыля двумя ногами,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато четырехногий.   
И двое темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно …
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.

Ответ: (слайд 16)

Капитаны команд обмениваются ответами и проверяют друг у друга, отдают помощнику.

Задание 5.Конкурс «Числовой лабиринт». (слайд 17,18)

Выполнятся  это задание всей командой, максимальное количество баллов =  8.

Переведите числа, записанные в двоичной системе счисления, в десятичную систему счисления; затем полученные после вычисления числа замените буквами русского алфавита, которые имеют  соответствующие порядковые номера; запишите полученное слово. (Приложение 5)

Рисунок 1.

(Ответ:  ДИСКОВОД) (слайд 19)

Капитаны команд обмениваются работами, проверяют правильность выполнения задания смотря на слайд с правильным ответом, отдают работы помощнику.

Задание 6. Конкурс «Русская поговорка» (слайды 20,21)

Выполняется это задание всей командой, максимальное количество баллов = 10

Здесь зашифрована известная русская поговорка. Прочитайте ее, двигаясь с помощью двоичных цифр в определенной последовательности. (Приложение 6)

«Рисунок 2»

(Ответ:  Что посеешь, то и пожнешь) (слайд 22)

Капитаны команд обмениваются работами, проверяют правильность выполнения задания смотря на слайд с правильным ответом, отдают работы помощнику.

IV. Рефлексия

–  Какое задание было самым интересным?
–  Какое задание, по вашему мнению, было самым сложным?
– С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания?
– Какие задания вы считаете самыми интересными и какие задания можете предложить по данной теме?

V. Подведение итогов и награждение

Вы сегодня работали хорошо, справились с поставленной перед вами задачей, а также показали хорошие знания по теме «Системы счисления». За работу на уроке вы получаете следующие оценки (объявляются оценки каждого ученика за работу на уроке).
Спасибо всем за хорошую работу. Молодцы!
Помощник учителя сообщает сумму баллов по итогам выполнения командами всех заданий. Максимальное количество баллов за все конкурсы = 55. Помощник называет команду победителя, учитель поздравляет команды и награждает их грамотами (Приложение 8). (слайд 23)