"Климат. Факторы, влияющие на климат". Обобщающий урок. 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Цели и задачи:

  • Закончить формирование представления о климате.
  • Познакомить с климатообразующими факторами и их влиянием на климат.
  • Определить разницу между погодой и климатом.
  • Составлять описание климата различных территорий.
  • Воспитывать культуру диалога, толерантность поведения при ведения диалога.

Учащиеся должны:

  • знать: чем отличаются понятия «погода» и «климат», историю развития и становления науки климатологии. Причины, влияющие на климат.
  • уметь: вести диалог, пользоваться картами атласа, делать выводы из посылок.

Тип урока: эвристический диалог с элементами практической работы.

Оборудование: учебник, карты атласа, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

И мы следим за сменою ненастий,
Морозов, снегопадов и дождей
Не меньше, чем за сменою династий,
Парламентов, правительств и вождей.

Ю. Левитанский

I. Организационный момент

Учитель зачитывает интересные факты из жизни Древней Греции.

  • Почти 2500 лет назад, в греческих городах-государствах на всеобщее обозрение выставлялись парапегамы, в которых описывались климатические условия прежних лет.
  • Во 2 веке до н.э., в Афинах,  была построена башня Ветров, сохранившаяся до сих пор. На каждой из 8 ее граней есть барельеф, описывающий тип  климатических условий, связанных с ветром того направления, куда обращена грань.
  • Метеорология – создатель науки  Аристотель
  • Теофраст – составил трактат о приметах погоды (более 200 признаков)
  • Эпоха Великих географических открытий – узнали, что на одних и тех широтах климат может быть разным

II. Последующий диалог приводит детей  к выводу:

1. Тема урока будет посвящена  теме «Климат»;
2. Ученики за урок должны ответить на вопросы: какие причины влияют на климат, почему климатические наблюдения осуществляются на протяжении тысячелетий, какие изменения климата связаны с деятельностью человечества.
3. Наука, изучающая климат называется климатологией.

Только после диалога тема урока записывается на доске.

III. Учитель: О чем идет речь в стихотворении Дженера?

Стихотворение зачитывается дважды. Во второй раз идет разбор каждого факта, выясняются причины и последствия изменения природных условий и поведения живых организмов в связи с их изменением. Например: «В барометре упала ртуть. Вот ветер начинает дуть» – почему? Дети должны вспомнить определение ветра, изученное раннее. И далее в том же режиме диалога идет разбор стихотворения.

– Чем отличается погода от климата? – продолжение диалога.

В ночи сверкнули огоньки –
Зажгли лощину светляки.
В барометре упала ртуть.
Вот ветер начинает дуть.
Стал будто ближе дальний лес.
К земле прижаты облака.
И режет уши песнь сверчка.
Ей вторит резкий крик дрозда.
Вода чиста как никогда.
Рыбешка занята игрой –
Хватает мушек над водой.
Из сети выглянул паук.
Меня к дивану тянет вдруг.
И пес мой бросил грызть мосол,
Махнул хвостом, и спать пошел.
Послушна ветру пыль дорог
Свилась в крутящийся клубок.
На скаты крыш садится дым.
Пастух предчувствием томим.
Кусают злые мухи скот.
Все ниже ласточки полет,
Лягушка изменила цвет –
На ней коричневый жакет.
И жаба выползла в траву.
Свинья тревожится в хлеву.
Свежо, хотя июльский день.
Потрогай – влажен старый пень.
Грачи спустились с вышины,
Как будто пулей сражены.
Вот курослеп глаза закрыл,
У старой Бетти нерв заныл.
Слегка потрескивает шкаф.
Пахнуло сыростью канав.
У очага пригрелся кот,
Усы пушистой лапой трет.
Даль предзакатная бледна.
За тучи прячется луна.
Да, быть дождю. Пора смириться
С тем, что пикник не состоится.

Вывод:

Климат – многолетний режим погоды.
Погода – состояние атмосферы в данном месте, в данный момент.

IV. Учитель предлагает открыть учебник и найти перевод слова климат с греческого.

Ответ: «наклон» солнечных лучей

Вывод: первая причина, влияющая на климат – это угол падения солнечных лучей – следовательно, приход солнечного тепла на разных широтах.

Учитель: О каких типах климата идет речь?

  • Огромный огненный шар солнца поднимается над горизонтом. Песок делается горячим, до камней не дотронуться. Воздух обжигает  и сушит губы, которые начинают трескаться. Голубое небо блекнет. Ночь не приносит облегчения. Видно усыпанное звездами небо. Холод властвует над пустыней (тропический, жаркий, сухой).
  • В лесу тихо и душно. Чувствуется запах гниющей листвы. Воздух влажен как в оранжерее. Тело быстро покрывается потом, который не высыхает и струйками стекает под рубашкой. Дышится тяжело (тропический, жаркий, влажный, экваториальные леса).
  • Очень холодно. Буран не дает возможности покинуть зимовье. Всем нам привычное слово «ветер» мало подходит для определения этого беснующегося потока, насыщенного снегом, в котором воздух кажется плотным как вода. Два человека, связанных веревкой, разойдясь на 5 шагов, могут больше не найти друг друга. Кричать бесполезно, так как ветер заглушает все. Огни карманных фонарей не видны… На 4 сутки ветер стих. Одеваю теплую одежду. На лице  теплая шерстяная маска, это для того, чтобы не заморозить нижнюю часть легких. На глазах темные солнечные очки. Отправляюсь в путь (полярный).
  • Тихо. Солнце поднимается каждый день все ниже. Листва на деревьях превратилась в разноцветный наряд: красный, желтый, оранжевый. Только ели и сосны не сдаются – торжественно зеленеют на опушке леса (умеренный).

Учитель: Так какие же причины обусловили такое разнообразие климатов Земли?

V. Диалог сопровождается заполнением схемы.

Учитель периодически зачитывает интересные факты, служащие «точкой удивления», толчком для развития диалога.
Каждый географический объект, о котором идет речь, дети обязательно находят на географической карте. Анализируя карту, дети приходят к анализу и  поиску климатообразующих причин. При этом учитель выполняет только направляющую роль в диалоге. Дети, как правило, самостоятельно решают учебную задачу.

VI. Подведение итогов

Какие факторы влияют на климат Земли. Заканчиваем работу со схемой и картой. (Приложение)

Отправные точки-факты для успешного ведения диалога

1. Течения (происходит сравнение по карте, дети находят отличия)

Полуостров Калифорния – здесь выпадает около 100 мм осадков. Испарение при этом огромно. В пустыне Мохаве температура превышает +50?С., а в Долине Смерти +56,7?С. Температура почвы достигает +90?С. Индейцы ее называют «горящая земля». Мухи здесь не летают, а только ползают, боясь обжечь свои крылышки. Ящерицы переворачиваются на спину – охлаждая свои лапки. Ночью температура может упасть до 0?С.
Полуостров Флорида –царство влажных тропических лесов. В водоемах водятся крокодилы. Буйство растений и красок в природе. В садах выращивают множество тропических фруктов, цитрусовых. Это район вечного лета и отдыха. Знаменитый на весь мир курорт Майами.

2. Континентальность – удаленность от океанов (аналогичная форма работы)

Зима в Монголии – высота территории 800-1200м. В Гоби устанавливается сухая, солнечная, морозная погода. Температура падает до – 30?, а иногда и до – 50?С. Редко выпадающий снег за день нагревается солнечными лучами и испаряется. Неглубокие реки и колодцы промерзают до дна. Замерзают даже питающие их грунтовые воды. Монголы часто утепляют колодцы: плотно закрывают срубы обитыми войлоком крышками. Лето здесь такое же жаркое как в тропических пустынях. Вне зависимости от времени года день в Гоби солнечный, слепяще-яркий, а ночь темная, звездная.

Зима в Лондоне – погода в Англии очень неустойчивая, часто обманывает все ожидания и становится самой злостной нарушительницей традиций. Белую зиму с занесенными снегом коттеджами видишь преимущественно на рождественских открытках; нередко она превращается в нескончаемую вереницу дождей. Порой в ноябре, когда по законам природы ждешь мокряди или плотного тумана, выпадут вдруг золотые, по-летнему теплые деньки. Влажным климатом объясняют обычно и нежную, изумрудную окраску английского пейзажа – лугов и деревьев, кустов и газонов, цветущих клумб.

– Ребята, вы случайно не знаете где изобрели коньки?

  • В Голландии, для быстрого передвижения между городками. По этой же причине проводились ярмарки на льду реки Темза в Великобритании. Сейчас ни каналы, ни реки эти не замерзают. Малое потепление. Климат не меняется, он остался умеренным, не тропическим, не арктическим. А вот такие колебания  климата отмечаются в исторических документах.
  • Засухи в Сахеле 1968-1973 гг. погибло 200 тысяч человек, голод, беженцы.
  • 1930 г. – москвички носили зимой туфли, а мужчины щеголяли в туфлях, иногда одевая калоши. Сапоги появились гораздо позже, да еще с высокой голяшкой и утепленные. Началось похолодания к сороковым годам.

Российский ученый Чижевский сопоставил колебания климата и явление солнечной активности во времени. Многие явления повторяются раз в несколько лет. В том числе малые и большие периоды межледниковья и ледниковые периоды.

Время – как фактор вводим в схему.

Учитель: ребята, как вы думаете, почему в Москве можно наблюдать следующее явление:
в разных ее частях наблюдаются разные температуры, отличающиеся достаточно существенно. Днем ветер дует с окраин в центр города, а ночью наоборот. Какое явление природы это вам напоминает? (Бриз: центр города – это остров тепла).

Пишем в схему – деятельность человека.

VII. Рефлексия

Выставление оценок за работу на уроке.

VIII. Домашнее задание: работа со средствами информации: периодическая печать, ресурсы Internet. Найти факты влияния человека на климат, изменение климата во времени. Найти описание климата территорий, находящихся на одной географической широте. Определить причины различия климата территорий, расположенных на одних и тех же широтах, пользуясь составленной схемой на уроке.