Задачи:
- Классифицировать вместе с детьми виды водоемов и формы земной поверхности.
- Научить различать части реки и горы.
- Развивать память, внимание, логическое мышление.
- Воспитывать любовь к родному краю и к своей родине.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Я объясняю назначение кнопок. (Слайд 1, см. Приложение 1)
– Дети, сегодня мы отправляемся в путешествие по земле и по воде. Щелкните мышкой по кнопке “Вперед”. (Слайд 2)
2. Проверка домашнего задания
– Перед вами маршрут путешествия. Сначала нам предстоит разминка, затем мы путешествуем по земле (по суше), далее по воде и, преодолевая последнее препятствие, возвращаемся домой.
– Поскольку дорога предстоит дальняя, мы должны быть уверены, что найдем дорогу домой. Щелкните по кнопке вперед. (Слайд 3) Перед вами задание разминки: обозначь стороны горизонта. Для этого щелкаем по свободной клеточке и печатаем в ней соответствующую букву. После того, как все стороны горизонта будут названы, щелкнем по кнопке готово и увидим оценку вашей работы. Если есть ошибка, то попробуйте еще раз.
3. Н. м. Формы земной поверхности
– Теперь, когда вы доказали, что не заблудитесь, отправляемся путешествовать по земле. Отгадайте, куда мы попали:
Носит бабка снежную шапку.
Каменные бока закутаны в облака.
– Что это? (Гора.)
– Как догадались? Что такое гора? На горе мы
побывали, спустились с нее и попали … куда? (Варианты
ответов детей.)
– Гора – одна из форм земной поверхности.
Сегодня мы познакомимся с названиями еще трех.
Щелкаем. (Слайд 4)
На экране 4 картинки и 4 названия: гора, овраг, холм, равнина.
– Вам знакомы эти слова? Что такое равнина? (Ровная
земная поверхность.)
– Что такое овраг? (Углубление с крутыми
склонами.)
– Давайте пронумеруем картинки. (Методом
исключения определяем холм.)
– Обратите внимание на холм. Это наш родной
Имисский холм. Как красива наша природа. Вокруг
нас есть и горы. Чуть позже вы узнаете, чем
отличается холм от горы.
4. Н.м. Части горы
– Щелкаем! (Слайд 5) Оказывается, и гора, и
холм состоят из трех частей: подошва или
подножие, склон, вершина.
– Теперь вы видите разницу между холмом и горой? (200
м.)
– Щелкаем! (Слайд 6) На Земле очень много гор,
но самая высокая перед вами. Она находится на
границе между Тибетом и Непалом в Гималаях.
Прочитайте ее название-Джомолунгма или Эверест.
Высота горы – 8848 м.
На Джомолунгме мы задерживаться не станем,
потому что на такой высоте трудно дышать.
5. Н.м. Виды водоемов
– Ну что же, путешествие по земле закончилось.
Прежде чем мы продолжим его по воде, вспомним
новые сведения о формах земной поверхности.
– Щелкаем! (Слайд 7–11) Загадки о водоемах.
Читаем и щелкаем по слову-отгадке. Затем по
кнопке Готово. И вы увидите результат.
– Я бы исключила из названных водоемов… Как вы
думаете, что? (Пруд.)
– Почему? (Ответы детей.)
– Щелкаем! (Слайд 12) Оказывается, водоемы
делятся на искусственные и естественные.
Посмотрите внимательно на схему и скажите, что
означают эти слова. (Искусственные – сделаны
руками человека, естественные – созданы
природой.)
– Так почему я исключила пруд? (Ответы детей.)
– Щелкаем! (Слайд 13) Чем различаются
искусственные водоемы? Прочитайте об этом в
учебнике. (Овраг и ручей – это пруд, плотина на
реке – это водохранилище, углубление между
реками – это канал.)
– Для чего создают искусственные водоемы? (Ответы
детей.)
6. Н. м. Части реки.
– Щелкаем! (Слайд 14) Перед вами части реки.
Поставьте стрелочку на ее начало. Как называется
начало реки? (Исток.)
– Покажите, где река впадает в озеро, море или
другую реку. (Устье.)
– Как определить левый берег и правый берег реки.
(Если встать по направлению течения реки, то
слева окажется левый берег, а справа – правый.)
– На каком берегу Кизира расположен Имисс?
Вспомните направление течения. (На левом.)
– Какие части реки мы еще не назвали? (Левый и
правый притоки.)
– Что это такое? (В реку обычно впадают другие
реки.)
– Кизир – приток Казыра. Угадайте, левый или
правый? (Правый.)
7. Закрепление
– Наше путешествие подходит к концу. Идем домой. Соберемся с силами перед дальней дорогой.
8. Физкультминутка
Дети по Земле гуляли (маршируют),
За природой наблюдали (ладонь к глазам).
Вверх на солнце посмотрели (тянутся к солнышку)
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали
Дружно хлопаем,
Ногами топаем,
Хорошо мы погуляли,
И немножечко устали!
– Сели, закрыли глазки, вспомнили, где мы сегодня побывали. Вот мы плывем по реке, вот купаемся в теплом море, вот смотрим на мир с самой высокой горы.
9. Продолжение урока
– Щелкаем! (Слайд 15–19) Если правильно
ответим на вопросы теста, мигом окажемся дома.
Читаем вопрос и выбираем ответ. Щелкаем по
ответу, по кнопке “Готово”. Если ответ верный, то
далее, если нет, то попробуйте ответить еще раз.
– Щелкаем! (Слайд 20) Осталось заполнить
кроссворд. Читаем задание и печатаем слово.
Щелкаем, по клеточке и вводим букву.
10. Рефлексия
– Понравилось вам путешествие? Что узнали
нового? Эти сведения пригодятся в жизни?
(Выслушиваются ответы детей.)